Анализ маркетинговой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:17, дипломная работа

Краткое описание

Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В период перехода страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения, концерны и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных условиях практически невозможно без хорошо организованной комплексной маркетинговой деятельности.

Содержание

Введение
4
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
7
1.1.Понятие, цели и функции маркетинга
7
1.2.Организация маркетинга на предприятии
10
2.Оценка результатов деятельности Котласского филиала ООО
«РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.1.Общая характеристика деятельности Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности Котласского
филиала ООО«РН-Архангельскнефтепродукт»
27
2.2.1. Анализ структуры и динамики валюты баланса…
2.2.2. Оценка финансовых коэффициентов платежеспособности
2.2.3. Анализ реализации продукции
2.2.4. Анализ себестоимости и затрат
2.2.5. Анализ использования основных производственных фондов…
2.2.6. Анализ использования трудовых ресурсов
2.2.7. Анализ финансовых результатов
27
30
33
36
39
42
48
2.3. Анализ маркетинговой деятельности Котласского
филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
54
2.3.1.Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности
2.3.2.Анализ ценовой политики
2.3.3.Ассортиментная политика
2.3.4.Сбытовая политика
2.3.5.Коммуникационная политика
54

59
66
68
69
3.Экономическая оценка организации отдела маркетинга в Котласском филиале ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
66
3.1. Место отдела маркетинга в структуре Котласского филиала
74
3.2.Экономическое обоснование организации отдела маркетинга
81
Заключение
87
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

MARKETING_DIPLOM.doc

— 940.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТЛАССКОГО ФИЛИАЛА

ООО «РН-АРХАНГЕЛЬСКНЕФТЕПРОДУКТ»

 

2.2.1. Анализ структуры и динамики валюты баланса

Котласский филиал является структурным подразделением ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».  Итоги деятельности филиала отражаются в балансе, в отчете о прибылях и убытках, а также в квартальном и годовом отчете Общества.

Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или владения. Все имущество, которым располагает предприятие и которое отражено в его балансе, называется его активами.

Пассивы предприятия – это источники финансирования его активов. Для целей финансового менеджмента необходимо выделить следующие группы статей пассива:

– краткосрочные обязательства;

– долгосрочные обязательства;

– собственный капитал [2].

Состав и структура валюты баланса отражёны в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1.

Состав и структура валюты баланса Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» за 2009-2011 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Сумма, тыс.руб.

Удель-ный вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удель-ный вес, %

Сумма, тыс.руб.

Удель-ный вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Актив

           

1.Внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

2.Оборотные активы

32840,2

100

10346,94

100

7101,11

100

Запасы

2827,18

8,6

0

0

0

0

Продолжение табл. 2.1

1

2

3

4

5

6

7

Дебиторская задолженность (в течении 12 месяцев)

16750,04

51,01

7877,99

76,14

4770,13

67,17

Краткосрочные финансовые вложения

3835,40

11,69

-

-

-

-

Денежные средства

9427,58

28,7

2468,95

23,86

2330,98

32,83

Баланс

32840,2

100

10346,94

100

7101,11

100

Пассив

           

3.Капитал и резервы

-

-

-

-

-

-

4.Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

5.Краткосрочные обязательства

32840,2

100

10346,94

100

7101,11

100

Кредиторская задолженность

32840,2

100

8462,55

81,79

7101,11

100

Резервы предстоящих расходов и платежей

0

-

1884,39

18,21

0

-

Баланс

32840,2

100

10346,94

100

7101,11

100


 

По данным таблицы 2.1, баланс Котласского филиала ООО «РН- Архангельскнефтепродукт» состоит из следующих разделов: Оборотные активы (2 раздел баланса) и Краткосрочные обязательства (5 раздел баланса). Это связано с тем, что имущество филиала состоит на балансе Общества, а также филиал не имеет долгосрочных обязательств. Имущество филиала в качестве основных средств и нематериальных активов находится на балансе Общества. Так как Котласский филиал является структурным подразделением, он не имеет в 3 разделе баланса строку – Капитал и резервы. Также у филиала нет долгосрочной задолженности, потому что он является обособленным подразделением крупной нефтяной Компании. В России нет крупных нефтяных Компаний, которым нужны были заимствования для решения производственных задач.

Сумма дебиторской задолженности и в 2010 и в 2011 годах по сравнению с предыдущими годами снижается. Так в 2009 г. дебиторская задолженность составляла 16750,04 тыс.руб., в 2010 г. – 7877,99 тыс.руб., в 2011 г. – 4770,13 тыс.руб. На уменьшение дебиторской задолженности повлияли своевременные платежи покупателей и выполнение ими договорных условий. Снижение данного показателя – положительный факт, содействующий финансовой устойчивости предприятия.

Сумма денежных средств так же снижается. В 2009 г. этот показатель был равен 9427,58 тыс.руб., в 2010г. – 2468,95 тыс.руб., в 2011г. – 2330,98 тыс.руб. Уменьшение денежных средств с одной стороны является следствием использования наличности, было приобретено новое оборудование, а с другой стороны, влечет за собой снижение платежеспособности.

Динамика показателей состава и структуры валюты баланса проанализирована в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Динамика показателей состава и структуры валюты баланса Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» за 2009-2011 гг.

Показатели

Абсолютное изменение, тыс.руб.

Темпы роста, %

Темпы прироста,

(+;-)%

2010 г.

от 2009 г.

2011 г.

от 2010 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

5

6

7

Актив

           

1.Внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

2.Оборотные активы

-22493,26

-3245,83

31,51

68,63

-68,49

-31,37

Запасы

-2827,18

-

0

-

0

0

Дебиторская задолженность (в течении 12 месяцев)

-8872,05

-3107,86

47,03

60,55

-52,97

-39,45

Краткосрочные финансовые вложения

-3823,71

-

0

-

0

0

Денежные средства

-9398,88

-137,97

26,19

94,41

-73,81

-5,59

Баланс

-22493,26

-3245,83

31,51

68,63

-68,49

-31,37

Пассив

           

3.Капитал и резервы

-

-

-

-

-

-

4.Долгосрочные обязательства

-

-

-

-

-

-

5.Краткосрочные обязательства

-22493,26

-3245,83

31,51

68,63

-68,49

-31,37

Кредиторская задолженность

-24377,65

-1361,44

25,77

83,91

-74,23

-16,09

Резервы предстоящих расходов и платежей

1884,39

-1884,39

0

0

0

0

Баланс

-22493,26

-3245,83

31,51

68,63

-68,49

-31,37


Проанализировав данные таблицы 2.2, можно сказать о том, что валюта баланса в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 22493,26 тыс.руб. (68,49%), а в 2011 г. в сравнении с 2010 годом – на 3245,83 тыс.руб. (31,37%). При этом запасы в 2010 г. сократились на 2827,18 тыс.руб., а в 2011 г. остатков запасов на балансе предприятия нет, это связано с тем, что часть запасов была пущена на реализацию продукции, а часть запасов списана. Сумма дебиторской задолженности сократилась в 2010 г. на 8872,05 тыс.руб., в 2011 г. – на 3107,86 тыс.руб., так как покупателями были оплачены договорные обязательства, это хорошая тенденция, потому что реализация продукции увеличивается. Снижение кредиторской задолженности в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 24377,65 тыс.руб.и в 2011 г. на 1361,44 тыс.руб., так же положительная тенденция. На снижение данного показателя повлияли своевременные расчеты с поставщиками.

 

2.2.2. Оценка финансовых коэффициентов платежеспособности

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства [16].

Платежеспособность организации – внешний признак его финансовой устойчивости и обусловлена степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками. Она определяет возможность организации наличными денежными ресурсами своевременно погашать свой платежные обязательства [17].

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств [16].

Для диагностики предстоящей платежеспособности филиала используются три относительных показателя ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности можно покрыть немедленно за счет абсолютно ликвидных активов, и рассчитывается следующим образом:

,   N≥0,2                                           (2.1)

где:

ДС- денежные средства,

КФВ- краткосрочные финансовые вложения,

КО- краткосрочные обязательства.

 

 

 

Коэффициент абсолютной ликвидности во всех периодах соответствует нормативу. В 2009 году предприятие может оплатить 40% своих краткосрочных обязательств за счет наиболее ликвидных активов. В 2010 году произошло снижение данного показателя, это отрицательная тенденция, но не смотря на это предприятие может оплатить 29% обязательств за счет денежных средств. В 2011 году за счет денежных средств предприятие сможет покрыть 33% краткосрочных обязательств. Снижение платежеспособности в 2010 году связано с использованием денежных средств филиала для приобретения основных средств и оплаты счетов поставщиков.

Коэффициент срочной ликвидности характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами и показывает, какая часть краткосрочных обязательств покрыта при условии взыскания дебиторской задолженности. Он рассчитывается по формуле:

,   N≥0,7                                     (2.2)

где:

ДЗ- дебиторская задолженность.

 

 

 Коэффициент срочной ликвидности в каждом году соответствует нормативному значению. Предприятие во всех периодах может своими наиболее ликвидными и быстро реализуемыми активами покрыть необходимую часть своих краткосрочных обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, сможет ли предприятие мобилизовав все свои текущие активы погасить свои текущие обязательства и рассчитывается по формуле:

,  N≥2                                              (2.3)

где:

Об.А- оборотные активы.

 

Коэффициент текущей ликвидности во всех периодах меньше норматива, это свидетельствует о том, что ни в одном из периодов у предприятия не было возможности в полной мере погасить текущие обязательства своими оборотными активами. Нехватка оборотных активов произошла по причине сокращения сумм денежных средств и отсутствия краткосрочных финансовых вложений на отчетную дату. Таким образом, на отклонение от нормы текущей  платежеспособности повлияла недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами на момент оценки.

 

2.2.3. Анализ реализации продукции

Темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данного показателя имеет важное значение [16].

Анализ экономических и финансовых показателей осуществляет экономист. Бухгалтерская и финансовая отчётность ведётся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным видам отчётности, и согласно учётной политике предприятия, определенной в Положении о Котласском филиале.

Анализ начинается с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (таблица 2.3)

Таблица 2.3

Анализ динамики реализации  ГСМ на Котласском филиале за 2009-2011 гг.

Год

Объем реализации ГСМ, тыс.руб.

Абсолютный прирост, тыс.руб.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

К пред-шествую-

щему году

К базис-ному

 году

К пред-шествую-

щему году

К базис-ному

 году

К пред-шествую-

щему году

К базис-ному

 году

1

2

3

4

5

6

7

8

2008

419227

-

-

-

-

-

-

2009

354247

-64980

-64980

84,5

84,5

-15,5

-15,5

2010

447340

93093

28113

126,28

106,71

26,28

6,71

2011

488972

41632

69745

109,31

116,64

9,31

16,64


 

По данным таблицы 2.3, в 2009 году, в связи со снижением объемов потребления произошло резкое снижение объемов реализации ГСМ на 64980 тыс.руб., что в процентном соотношении выразилось как 15,5%. При этом необходимо отметить, что к концу 2009 года падение остановилось, и уже в 2010 году объем реализации увеличился на 93093 тыс.руб., в связи с увеличением объемов потребления населения, темп прироста к 2009 году составил 26,28%. В 2011 году тенденция увеличения объемов продаж сохранилась. Так реализация ГСМ по отношению к 2010 году увеличилась на 41632 тыс.руб., прирост к предшествующему году составил 9,31%, а к базисному (2008 году) 16,64%.

Далее проведем анализ выполнения плановых показателей по видам нефтепродуктов в натуральном выражении за 2009-2011 годы. Результаты данного анализа представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Выполнение плановых показателей на Котласском филиале за 2009-2011 гг.

Год

Светлые НПР

ДТ

Масла

Прочие

план, тыс. руб.

факт, тыс. руб.

%

план,

тыс. руб.

факт, тыс. руб.

%

план,

тыс. руб.

факт,

тыс. руб.

%

план, тыс. руб.

факт, тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2009

100000

99189

99,2

200000

198379

99,2

50000

42509

85

16000

14170

88,6

2010

120000

138675

115,6

210000

210250

100,1

65000

67101

103

28000

31314

111,8

2011

150000

166250

110,8

215000

215148

100

70000

73346

104,8

32000

34228

107

Информация о работе Анализ маркетинговой политики предприятия