Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 21:23, курсовая работа
В ходе работы были использованы общепринятые методы исследования, а именно: логический метод, табличный метод, графический метод, методы анализа и синтеза.
Базой для сбора данных и последующего их изучения послужили аналитические и методические материалы подразделений Ставропольской таможни, аналитические материалы отдела таможенной статистики и анализа Ставропольской таможни, инструкции ГТК РФ и ЦБ РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы, затрагивающие вопросы по применению штрафных санкций, а также литература по таможенному делу РФ.
Во-первых, это различие в структуре. Если в ТК РФ 1993 года[2] вопросам распоряжения товарами и средствами, вырученными от реализации, посвящено 5 статей, причем четыре были объединены в одну главу 54 – «Распоряжение товарами и транспортными средствами», и одна статья 403, в которой было указано, куда направляются, вырученные от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность (ТОФС), находилась в главе 55 «Использование средств, полученных в соответствии с настоящим кодексом». В новой же редакции ТК РФ таких статей 7 и объединены они в одной главе 41.
Следующее существенное отличие – это появление в новом ТК РФ принципиально новых товаров, которыми получает право распоряжаться таможенный орган, - это товары, срок временного хранения которых или срок хранения которых на таможенном складе истек, т.е. таможенный орган получает право распоряжаться товарами, не обращенными в федеральную собственность.
Третье отличие –
это принципиально новый подход
к распоряжению вещественными
Четвертое отличие от старой редакции – это порядок распоряжения суммами, вырученными от реализации товаров и транспортных средств, причем не только обращенных в ФС, но и не обращенных в федеральную собственность.
Порядок обращения товаров и транспортных средств в федеральную собственность в ТК получил новое юридическое содержание и четкую регламентацию. Теперь они могут обращаться в федеральную собственность только по решению суда (арбитражного суда) или на основании отказа лица в пользу государства по акту приема-передачи (ст. 428). По истечении срока временного хранения или хранения на таможенном складе товара составляется акт, второй экземпляр которого вручается владельцу товара (ст. вырученные суммы (с вычетом сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, накладных расходов) выплачиваются их законному владельцу в порядке, определяемом Правительством, в течение трех лет со дня реализации (ст. 432).
В новом ТК подтверждается действующее сейчас право федерального таможенного органа безвозмездно передавать товары, обращенные в федеральную собственность (лекарственные средства, предметы первой необходимости, продукты питания, предметы религиозного культа и т.д.). Однако перечень этих товаров и круг организаций, куда они передаются, четко определен в ст. 433.Распоряжение драгоценными металлами, камнями и изделиями из них, культурными ценностями, товарами, подлежащими маркировке, и иными товарами, оборот которых ограничен на территории РФ, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 434).
2. Применение штрафных санкций к участникам ВЭД в условиях работы Ставропольской таможни
2.1. Организационно –
экономическая характеристика
2.1.1. История развития
и современность: основное
Ставропольская таможня является составным звеном системы таможенных органов Российской Федерации. Она образована 24 ноября 1993 года приказом № 500 Председателя ГТК РФ.
Ставропольская таможня является подразделением Южного таможенного управления, относится к таможням второй категории.
Основное назначение
таможни заключается в выполнен
К основным функциям Ставропольской
таможни можно отнести
осуществление и совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления;
обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации;
защита экономических интересов Российской Федерации;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
условия труда для работников этих органов и т.д.
Штатная численность таможни составляет 71 сотрудник, 109 государственных служащих и 24 работника, вакантны 4 должности сотрудников, 5 должностей федеральных государственных служащих, вакантных должностей работников нет. Таможня укомплектована на 95,6 %.
Организационная структура таможни имеет следующий вид:
Основные показатели деятельности Ставропольской таможни
Деятельность всех подразделений ГТК РФ характеризуется экономическими показателями, такими как общее количество грузовых таможенных деклараций (ГТД), внешнеторговым оборотом, количеством начисленных и взысканных платежей, пошлин, НДС, акцизов и т.д.
Рассмотрим основные показатели деятельности Ставропольской таможни.
Первый и основной показатель деятельности любого таможенного органа – это активность участников внешнеэкономической деятельности, которая выражается в количестве оформленных ГТД. Так, в приведенной ниже таблице представлены данные о количестве оформленных ГТД, свидетельствующие о возрастании внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов зоны деятельности Ставропольской таможни.
Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности Ставропольской таможни в 2001 – 2003 гг.
Показатели, шт. |
Период |
Темп роста в 2003г. к 2002 г., % | ||
2001г. |
2002г. |
2003г. | ||
Всего ГТД |
3204 |
4305 |
4865 |
113,00 |
Импортные ГТД |
2008 |
2528 |
3053 |
120,76 |
Экспортные ГТД |
1196 |
1777 |
1812 |
101,97 |
Из таблицы 1 видно, что за 2003 год таможней и таможенными постами оформлены грузы по 4865 ГТД (грузовая таможенная декларация), в т.ч. 3053 импортных. Декларационный массив увеличился на 13,0 % по сравнению с 2002 годом. Основной причиной увеличения потока декларации, а следовательно, активности внешнеэкономической деятельности, является улучшение экономической ситуации в регионе. В основном увеличение количества оформленных ГТД произошло за счет увеличения импорта (с 2528 шт. в 2002 году до 3053 шт. в 2003 году).
Другой не менее важный показатель – стоимость оформленных грузов и их вес. Ведь, исходя из стоимости перемещаемых товаров и транспортных средств, определяются размеры таможенных платежей, взыскиваются и уплачиваются штрафы за нарушение таможенного законодательства. Данные о стоимости и весе оформленных Ставропольской таможней грузов приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Количественный и стоимостной состав груза,
оформленного Ставропольской таможней за анализируемый период
Показатели |
П е р и о д |
Темп роста в 2003г. к 2002г.,% | ||
2001 год |
2002 год |
2003 год | ||
Э К С П О Р Т Н Ы Й Г Р У З | ||||
Вес, тыс. т. |
110,4 |
156,3 |
175,3 |
112,1 |
Стоимость, млн. долл. |
22,3 |
47,2 |
59,5 |
126,0 |
И М П О Р Т Н Ы Й Г Р У З | ||||
Вес, тыс. т. |
73,8 |
254,9 |
352,9 |
138,4 |
Стоимость, млн. долл.. |
67,6 |
99,3 |
168,7 |
169,8 |
В С Е Г О | ||||
Вес, тыс. т. |
184,2 |
411,2 |
528,2 |
128,4 |
Стоимость, млн. долл. |
89,9 |
146,5 |
228,2 |
55,7 |
Как следует из таблицы 2, товарооборот увеличился как в стоимостном выражении (в 2003 году вырос на 55,7 % по сравнению с 2002 годом) так и в весовом выражении (в 2003 году вырос на 28,4 % по сравнению с 2002 годом).
Немаловажное влияние на показатели деятельности таможни оказывает и такой фактор как географическая направленность товарных потоков. Ниже приведем данные об основных странах – контрагентах участников ВЭД Ставропольского края (таблица 3).
Таблица 3 – Стоимостной состав оформленных грузов с основными странами – контрагентами в 2003 г.
ЭКСПОРТ |
ИМПОРТ | |||||||||||||
Наименование Страны |
Стоимость, тыс.долл. |
Доля в общ. кол-ве, % |
Наименование страны |
Стоимость, тыс. долл. |
Доля в общ. кол-ве, % | |||||||||
Всего по странам дальнего зарубежья | ||||||||||||||
////////////////////// |
31299,62 |
52,58 |
////////////////////// |
151977,57 |
90,08 | |||||||||
Китай |
9477,17 |
15,92 |
Бразилия |
38618,63 |
22,89 | |||||||||
Иордания |
3893,26 |
6,54 |
Германия |
15707,27 |
9,31 | |||||||||
Болгария |
3053,89 |
5,13 |
Финляндия |
15622,91 |
9,26 | |||||||||
Польша |
2982,45 |
5,01 |
Япония |
14492,53 |
8,59 | |||||||||
Швейцария |
2601,46 |
4,37 |
Франция |
10055,35 |
5,96 | |||||||||
Êèïð |
1494,2 |
2,51 |
Êóáà |
8452,57 |
5,01 | |||||||||
Ãåðìàíèÿ |
1291,8 |
2,17 |
×åõèÿ |
6951,01 |
4,12 | |||||||||
Òàéâàíü |
1208,46 |
2,03 |
Èòàëèÿ |
5904,99 |
3,50 | |||||||||
Ïðî÷èå |
5296,93 |
8,9 |
Ïðî÷èå |
36172,31 |
21,44 | |||||||||
Âñåãî ïî ñòðàíàì ÑÍÃ | ||||||||||||||
////////////////////// |
28230,38 |
47,4 |
////////////////////// |
16736,43 |
9,92 | |||||||||
Óêðàèíà |
8453,26 |
14,2 |
Óêðàèíà |
9836,02 |
5,83 | |||||||||
Àçåðáàéäæàí |
7244,80 |
12,17 |
Àçåðáàéäæàí |
2648,80 |
1,57 | |||||||||
Êàçàõñòàí |
6607,83 |
11,1 |
Ìîëäàâèÿ |
1973,95 |
1,17 | |||||||||
Грузия |
2446,68 |
4,11 |
Армения |
1771,49 |
1,05 | |||||||||
Прочие |
3477,81 |
5,84 |
Прочие |
506,17 |
0,30 | |||||||||
Анализируя данные показатели следует отметить, что основными партнерами странами – контрагентами при экспорте товаров являются Китай, доля экспортных поставок в эту страну составляет 15,92 % от общего объема экспортных товаров в стоимостном выражении, Украина – 14,20 %, Азербайджан – 12,17 % и Казахстан – 11,10 %. Основные партнеры по импорту это - Бразилия – 22,89 %, Германия – 9,31 %, Финляндия – 9,26 %, Япония – 8,59 %, Франция – 5,96 % и Украина – 5,83 % от общего объема импортных товаров.
Из приведенных выше таблиц видно, что экономический кризис значительно повлиявший на внешнеэкономическую активность в зоне деятельности Ставропольской таможни в 1998 – 2001 годах постепенно проходит и наблюдается незначительная активность внешнеэкономической деятельности. Об этом свидетельствует еще один показатель эффективности деятельности таможенного органа – размер таможенных платежей в расчете на одного сотрудника таможни. Эти данные сведены в следующей таблице (таблица 4).
Таблица 4 - Сведения о доходах в бюджет государства одним
сотрудником таможни
Наименование |
Ед. измер. |
ПЕРИОД |
Темп роста в 2003г.к2002г.% | ||
2001г. |
2002г. |
2003г. |
|||
Перечислено таможенных платежей |
Млн. рублей |
536,22 |
729,18 |
1093,13 |
149,9 |
Среднесписочная численность сотрудников |
Человек |
178 |
182 |
193 |
106,1 |
Доход одного сотрудника в казну государства. |
Тысяч рублей |
3012,4 |
4006,4 |
5663,8 |
141,4 |
Анализируя основные показатели из выше приведенной таблицы можно отметить, что один сотрудник Ставропольской таможни заработал для государства за 2003 год свыше 5 млн. рублей.
В целом, анализируя деятельность Ставропольской таможни, хотелось бы отметить высокий уровень подготовленности сотрудников таможни, их оперативность в работе, ответственность по отношению к своим функциональным обязанностям, позволяющие с каждым годов повышать показатели эффективности деятельности как отдельного подразделения, так и таможни в целом.
Информация о работе Исследование механизма применения штрафных санкций