Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 21:23, курсовая работа
В ходе работы были использованы общепринятые методы исследования, а именно: логический метод, табличный метод, графический метод, методы анализа и синтеза.
Базой для сбора данных и последующего их изучения послужили аналитические и методические материалы подразделений Ставропольской таможни, аналитические материалы отдела таможенной статистики и анализа Ставропольской таможни, инструкции ГТК РФ и ЦБ РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы, затрагивающие вопросы по применению штрафных санкций, а также литература по таможенному делу РФ.
Если обратится к
практике применения санкций, предусмотренных
КоАП, приблизительно 70% - это дела в отношении
юридических лиц, остальные 30% приходятся
на дела физических лиц - это невозвращение
временно ввезенных в Россию товаров (как
правило транспортных средств) и недостоверное
декларирование. Исходя из этого, можно
сказать, что данная редакция КоАП в большей
степени интересует юридических и должностных
лиц, в том числе таможенных брокеров.
Однако есть в Кодексе статья, которая
является общей и для физических, и для
юридических, и для должностных лиц. Это
статья 16.16 - принятие мер по таможенному
оформлению или по выпуску находящихся
на временном хранении товаров и/или транспортных
средств[12]. Из текста понятно, что правонарушение
может быть совершено как гражданами,
так и организациями.
Как показывает практика, волнующим остается
вопрос о том, кто будет нести ответственность,
если фирма-нарушитель реорганизована
на момент вынесения постановления по
делу о НТП. Такой момент также предусмотрен
в Кодексе об административных правонарушениях.
Статья 2.10 гласит: «При слиянии нескольких
юридических лиц... при присоединении юридического
лица к другому юридическому лицу... при
разделении юридического лица или при
выделении из его состава одного или нескольких
юридических лиц... при преобразовании
юридического лица одного вида в юридическое
лицо другого вида к административной
ответственности привлекается вновь возникшее
(присоединившееся) юридическое лицо».
То есть ответственность будет нести новое
руководство[7]. Причем в описанных выше
случаях ответственность наступает независимо
от того, было ли известно привлекаемому
юридическому лицу о факте административного
правонарушения до завершения реорганизации.
1.2. Механизм применения штрафных санкций к участникам ВЭД
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации 2003г. при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок (просрочке) уплачиваются пени (гл. 32 ст. 349)[3].
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального Банка РФ, действующая в период просрочки.
В соответствии с п.7 ст. 408 нового Таможенного кодекса РФ таможенные органы имеют право в случае обнаружения признаков административного правонарушения возбуждать дело по данному факту, вести производство и привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения[3]. Однако в отличие от ранее действовавшего Таможенного кодекса 1993 г. Процедура привлечения к ответственности и все процессуальные моменты изложены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Таможенный кодекс лишь отсылает нас к нормам законодательства об административных правонарушениях.
Итак, рассмотрим механизм применения штрафных санкций к участникам ВЭД.
Проанализируем статью 16.1 (Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации). Она гласит, что перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Статья 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Исходя из способа
противоправного перемещения
1. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля.
Перемещение товаров и транспортных средств вне установленных мест выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации, минуя зоны, через которые должно осуществляться такое пересечение. Местами пересечения таможенной границы Российской Федерации являются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации.
2. Перемещение товаров через
таможенную границу Российской
Федерации с сокрытием от
Перемещение товаров и транспортных средств с сокрытием может осуществляться одним из следующих способов:
- путем использования тайников,
к которым относятся места,
специально изготовленные (
- путем использования иных
- путем придания одним товарам
вида других, под которым понимается
существенное изменение
3. Перемещение товаров и
Под недействительными документами понимаются:
а) поддельные документы, то есть полностью
изготовленные фиктивные
б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате предоставления в качестве оснований для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;
в) документы, содержащие недостоверные
сведения, - документы, которые фактически
являются подлинными, но содержат сведения,
не соответствующие
г) документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, - документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу Российской Федерации других товаров и транспортных средств;
д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).
Одним из наиболее распространенных случаев совершения правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ, является указание в товаросопроводительных документах неверных сведений о количестве (весе) ввозимых товаров[5]. Вместе с тем перемещение товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку отсутствует один из обязательных признаков состава данного правонарушения - предмет правонарушения. При перемещении товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.
Рассмотрим статью 16.2.(Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств). Она гласит, что а) Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
б) Заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно статьи 16.3.(перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений), ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (при несоблюдении ограничений).
Анализируя статью 16.4.(неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации), отметим, что несоблюдение перевозчиком установленных таможенным законодательством требований об уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы Российской Федерации при ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Согласно пункту 2.1 Положения о предварительных операциях таможенного оформления в автомобильных пунктах пропуска, утвержденного Приказом ГТК России от 24 февраля 2002 г. N 147, лицо, управляющее транспортным средством, должно уведомить таможенный орган о пересечении таможенной границы Российской Федерации от имени перевозчика не позднее чем за 30 минут после завершения пограничного и транспортного контроля. В случае подачи перевозчиком уведомления в таможенный орган, хотя бы и за пределами разумного срока, оснований для применения административной ответственности не имеется.
Информация о работе Исследование механизма применения штрафных санкций