Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 21:23, курсовая работа
В ходе работы были использованы общепринятые методы исследования, а именно: логический метод, табличный метод, графический метод, методы анализа и синтеза.
Базой для сбора данных и последующего их изучения послужили аналитические и методические материалы подразделений Ставропольской таможни, аналитические материалы отдела таможенной статистики и анализа Ставропольской таможни, инструкции ГТК РФ и ЦБ РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы, затрагивающие вопросы по применению штрафных санкций, а также литература по таможенному делу РФ.
Введение
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Путем разумных
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала "открытой", а государственные границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации участниками внешнеэкономической деятельности при совершении ими внешнеторговых операций.
Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция.
Являясь правоохранительными, таможенные органы при выявлении административных правонарушений в области таможенного дела наделены полномочиями по применению санкций к нарушителям в сфере таможенных правонарушений.
За различные таможенные
и налоговые нарушения
Ответственность за нарушения
в сфере таможенного дела регулируется
нормами различных отраслей права,
и в этом проявляется комплексный
характер таможенного права. Закон
различает посягательства различной степени тяжести
на таможенное дело – преступления и проступки.
Те и другие, по сути дела, являются нарушениями
таможенных правил, но критерием разграничения
служит вред, причинённый нарушением.
Правонарушения представляющие наибольшую
степень общественной опасности, приобретают
характер преступлений. Привлечение к
ответственности за их совершение регулируется
нормами уголовного права.
Административными нарушениями по своему
характеру и содержанию являются нарушения
таможенных правил, основание и порядок
привлечения к ответственности за которые
регламен6тируются нормами таможенного
законодательства. Другая группа правонарушений
в таможенной сфере – административные
правонарушения, посягающие на нормальную
деятельность таможенных органов. Производство
по таким делам осуществляется в соответствии
с нормами таможенного законодательства,
а в части, не урегулированной ими – в
соответствии с законодательством об
административных правонарушениях. Административная
ответственность за правонарушения, предусмотренные
Кодексом об административных правонарушениях
РФ, наступает в тех случаях, когда эти
нарушения по своему характеру не влекут
за собой в соответствии с действующим
законодательством уголовной ответственности.
Таким образом, правонарушениями в сфере
таможенного дела являются:
преступления; административные правонарушения
в области нарушения таможенных правил;
административные правонарушения, посягающие
на нормальную деятельность таможенных
органов.
Исходя из актуальности проблемы по применению
санкций за таможенные правонарушения,
целью данной работы является исследование
механизма применения штрафных санкций
к участникам ВЭД.
Ставропольская таможня была выбрана объектом дипломного исследования в связи с тем, что является составным элементом системы таможенных органов Российской Федерации, и на примере деятельности отдельных ее подразделений, в частности отдела об административных правонарушений, отдела исполнения постановления по делам об административных правонарушениях, отдела федеральных таможенных доходов и учета денежных средств, можно проследить и проанализировать реальность применения штрафных санкций к участникам ВЭД – нарушителям таможенного законодательства.
Период, взятый для исследования, составляет 3 года (2001 – 2003 гг.).
В ходе работы были использованы общепринятые методы исследования, а именно: логический метод, табличный метод, графический метод, методы анализа и синтеза.
Базой для сбора данных и последующего их изучения послужили аналитические и методические материалы подразделений Ставропольской таможни, аналитические материалы отдела таможенной статистики и анализа Ставропольской таможни, инструкции ГТК РФ и ЦБ РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы, затрагивающие вопросы по применению штрафных санкций, а также литература по таможенному делу РФ.
1. Механизм таможенного
регулирования
1.1. Ответственность участников
ВЭД за административные
Прежде чем говорить об ответственности участников внешнеэкономической деятельности, предусмотренной таможенным законодательством, в частности в нашей работе речь пойдет о мерах за административные нарушения, раскроем сущность самого понятия «ответственность».
Понятие ответственности
используется не только в праве. Различают
моральную, политическую, экономическую
ответственность. В последнее время
поставлен вопрос о возможности
более широкого понимания юридической
ответственности как ответствен
Как и многие другие
понятия, ответственность относится к
числу многоплановых понятий, имеющих
множество различных определений.
Нас интересует не ответственность вообще,
а ответственность участников предпринимательских
отношений в области внешнеэкономической
деятельности. Бесспорно, что каждый предпринимательствующий
субъект, осуществляя хозяйственную деятельность,
должен нести юридическую ответственность
как за отдельные допущенные им правонарушения,
так и за отрицательные результаты своей
деятельности в целом.
Юридическую материальную
ответственность хозяйствующих
субъектов можно рассматривать
как претерпевание ими
Вместе с тем предпринимательско - правовая
ответственность не исчерпывается материальной
(имущественной) ответственностью. Действующее
законодательство предусматривает, кроме
претерпевания неблагоприятных последствий
(уплата неустойки, пени, штрафа, денежного
возмещения причиненного убытка) и иные
виды неблагоприятных для субъектов предпринимательского
права экономических последствий за упущения
в управлении имуществом и производством
и за нарушения предпринимательских обязательств,
т.е. иные виды юридической ответственности,
имеющий экономический характер[17]. К числу
таких последствий относятся неполучение
стоимости отгруженной продукции с нарушением
качества; неполучение продукции от поставщиков
при невыставлении аккредитива; снижение
размеров экономического стимулирования
при неудовлетворительных результатах
хозяйственной деятельности. Неблагоприятные
последствия наступают также при нарушении
норм расхода сырья и материалов, несоблюдении
правил ведения складского хозяйства,
правил приемки, отпуска материальных
ценностей и т.п. Особое место среди подобных
неблагоприятных последствий занимают
нарушения налогового, таможенного, антимонопольного,
природоохранного и другого законодательства
в процессе осуществления предпринимательской
деятельности. Эти последствия задевают
хозрасчетные интересы предпринимательствующих
организаций и их подразделений. Отражаясь
на текущих результатах деятельности,
они в конечном счете отрицательно влияют
на общие результаты предпринимательской
деятельности и приводят к отрицательной
оценке этой деятельности обществом.
Таким образом, предпринимательско-правовая
ответственность – один из необходимых
элементов расчета всех звеньев народного
хозяйства.
О значении предпринимательско – правовом
ответственности свидетельствует ее особенность
– неотвратимость[21]. Невыполнение заданий
и договорных обязательств является нарушением
государственной и договорной дисциплины
и наносит вред отдельным предприятиям
и хозяйству страны в целом.
Штрафная (репрессивная)
функция ответственности за нарушения в предпринимательских
отношениях выражается в том, что предусмотренные
меры воздействия служат своеобразной
формой наказания для предприятия или
органа управления, допустившего нарушение
в предпринимательской сфере[9].
Штрафы применяются
помимо компенсации потерь и не всегда
в пользу потерпевшего предпринимателя.
Нередко штрафные санкции взыскиваются
в федеральный бюджет (за нарушения налогового,
природоохранного, антимонопольного,
таможенного и т.п. законодательства),
что в еще большей степени подчеркивает
репрессивный характер штрафной функции
ответственности[19].
Правонарушения
в предпринимательской деятельности квалифицируются
в законодательстве, как нарушения государственной
и договорной дисциплины, нарушения экономических
интересов субъектов предпринимательства.
Систему санкций,
применяемых в предпринимательских отношениях,
в экономической сфере, образуют имущественные
санкции; санкции производственно – организационного
характера (оперативные); санкции экономические
(правовосстановительные). В зависимости
от того, в какой области общественных
отношений, они применяются, и каков способ
их применения, они относятся к административным,
финансовым и гражданско-правовым категориям[22].
В имущественных санкциях выделяют возмещение
убытков и уплату неустойки (штрафа, пени).
Они применяются в области договорных
отношений, взыскиваются в пользу кредитора
и по своей юридической природе являются
гражданско-правовыми в сфере предпринимательства.
Санкции за нарушения законодательства,
устанавливающего правила ведения предпринимательской
деятельности, взыскиваются в федеральный
бюджет. Они относятся к категории административных
или финансовых.
Экономические (правовосстановительные)
санкции являются мерой ответственности
предпринимательских структур за нарушение порядка
ведения предпринимательской деятельности
и направлены на изъятие в бюджет неправомерно
полученной прибыли. По своей юридической
природе экономические санкции являются
мерами административно-правового воздействия
и применяются органами, осуществляющими
государственный контроль в соответствующих
сферах деятельности: налоговые, таможенные,
природоохранительные органы, органы
валютного контроля и т. п[20].
К финансово-правовым санкциям относятся
такие, которые взыскиваются с предпринимательских
структур за нарушение ими обязанностей
по внесению в бюджет и внебюджетные фонды
налоговых и других обязательных платежей.
Предпринимательско
– правовые санкции по их отличительным
признакам можно подразделить на четыре
группы:
1.Штраф (штрафные санкции);
2.Компенсация убытков;
3.Оперативно-производственные санкции;
4.Оценочные санкции.
Прежде чем мы рассмотрим механизм применения штрафных санкций к участникам ВЭД за нарушения в области таможенного дела, дадим определение некоторым понятиям.
Штрафная санкция –
это мера ответственности за совершение
административного
Пеней признается
установленная действующим
Штрафные санкции, как правило, предусматриваются нормативными актами. Так штрафные санкции за административные нарушения таможенного законодательства предусмотрены в большей своей части Кодексом РФ об административных правонарушениях[5], а именно частью 16, а также Таможенным Кодексом[3].
Существует еще одно
понятие, характеризующее меру ответственности
участника ВЭД за нарушение таможенного
законодательства. Это так называемый
«таможенный конфискат» или обращение
товаров в федеральную
Итак, все вопросы по
административным правонарушениям, в
том числе и в области
Можно сказать, что в случае если штраф
за содеянное достаточно велик, а у правонарушителя
нет денег, размер штрафа будет снижен
до минимума. Дело в том, что штрафные санкции,
как правило, имеют вилку, например, от
100% до 200%. Это и называют рамками штрафной
санкции. В приведенном примере минимумом
являются 100%, но это не означает, что именно
до этого предела будет снижена мера воздействия.
Снизить могут и до 150% или 170%, то есть в
рамках санкции по статье[6]. Меры воздействия,
которые имеет право применять таможня,
перечислены в статье 3.2 КоАП. А именно:
Таможня может накладывать взыскание
согласно санкции статьи КоАП РФ в виде
предупреждения либо штрафа. Конфисковывать
же объект правонарушения права у таможни
нет. Решение о конфискации объекта правонарушения
принимает только суд. Согласно ст. 4.5 КоАП
РФ по делам об административных правонарушениях
устанавливается срок наложения взыскания
не более 2 месяцев, за исключением отдельных
видов правонарушений. В число исключений
попадают и дела по НТП (нарушениям таможенных
правил), по которым лицо может привлекаться
к административной ответственности даже
спустя 1 год со дня совершения правонарушения,
а при длящихся правонарушениях - со дня
обнаружения.
Что касается сроков по конфискации и
взысканию стоимости, то на сегодня Конституционным
судом установлен срок в 3 года, а по штрафам
- 2 месяца в отношении физических лиц,
6 месяцев - в отношении юридических. То
есть в течение этих сроков должно быть
принято решение о мере ответственности
и применяемой санкции. Данная редакция
КоАП РФ устанавливает общий для всех
срок - 1 год. И вводит такое понятие как
«длящиеся правонарушения». Это длительное
невыполнение обязанностей перед таможенными
органами, например недекларирование
ввезенного товара[5]. Приведем пример.
В марте-апреле 2003 года в результате проверки
финансово-хозяйственной деятельности
одной из мурманских рыбодобывающих фирм
были обнаружены незадекларированные
рыбопродукция и другие товары. Указанная
фирма не представила к оформлению таможенную
декларацию (ТД) на товар, ввезенный в период
с 1999-го по 2000 год. Итог - заведение дела
по длящемуся НТП и привлечение к административной
ответственности.
Раскроем еще
одно понятие, закрепленное нормами Кодекса
РФ об административных правонарушениях
– «административное расследование».
Проведение административного расследования
назначается в случаях, если после выявления
административного правонарушения необходимо
провести экспертизу или иные процессуальные
действия, требующие значительных временных
затрат[5]. Например, затребование сведений
из других городов, областей, стран; установление
личности самого лица. По административному
расследованию КоАП также устанавливает
определенные сроки, максимальный - 6 месяцев.
Информация о работе Исследование механизма применения штрафных санкций