Исследование механизма применения штрафных санкций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 21:23, курсовая работа

Краткое описание

В ходе работы были использованы общепринятые методы исследования, а именно: логический метод, табличный метод, графический метод, методы анализа и синтеза.
Базой для сбора данных и последующего их изучения послужили аналитические и методические материалы подразделений Ставропольской таможни, аналитические материалы отдела таможенной статистики и анализа Ставропольской таможни, инструкции ГТК РФ и ЦБ РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы, затрагивающие вопросы по применению штрафных санкций, а также литература по таможенному делу РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование механизма применения штрафных санкций.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов  государства принадлежит  таможенной  службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании  внешнеторгового  оборота  и  осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым  способствует  решению  экономических проблем.

        Путем разумных протекционистских  мер таможенная служба  оберегает  национальную промышленность.

        В новых рыночных условиях,  когда российская  экономика  стала  "открытой",  а  государственные  границы "прозрачными" или во многих местах "размытыми",  гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема соблюдения таможенного законодательства  Российской Федерации участниками внешнеэкономической деятельности при совершении ими внешнеторговых операций.

Значительное место  в  деятельности  таможенных  органов  занимает правоохранительная функция.

Являясь правоохранительными, таможенные органы при выявлении  административных правонарушений в области таможенного дела наделены полномочиями по применению санкций к нарушителям в сфере таможенных правонарушений.

За различные таможенные и налоговые нарушения предусмотрены  штрафы, сумма которых может быть незначительной, а может достигать  и сотен тысяч рублей. Но независимо от суммы, штраф можно снизить минимум в 2 раза, причем на совершенно законных основаниях. Для этого у организации должно быть хотя бы одно “смягчающее” обстоятельство. Признать какое - либо обстоятельство смягчающим может либо суд, либо лицо рассматривающее дело об административном правонарушении.

Ответственность за нарушения  в сфере таможенного дела регулируется нормами различных отраслей права, и в этом проявляется комплексный  характер таможенного права. Закон  различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело – преступления и проступки. Те и другие, по сути дела, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причинённый нарушением. 
Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами уголовного права. 
Административными нарушениями по своему характеру и содержанию являются нарушения таможенных правил, основание и порядок привлечения к ответственности за которые регламен6тируются нормами таможенного законодательства. Другая группа правонарушений в таможенной сфере – административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. Производство по таким делам осуществляется в соответствии с нормами таможенного законодательства, а в части, не урегулированной ими – в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ, наступает в тех случаях, когда эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Таким образом, правонарушениями в сфере таможенного дела являются: 
преступления; административные правонарушения в области нарушения таможенных правил; административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. 
 Исходя из актуальности проблемы по применению санкций за таможенные правонарушения, целью данной работы является исследование механизма применения штрафных санкций к участникам ВЭД.

Ставропольская таможня  была выбрана объектом дипломного исследования в связи с тем, что является составным элементом системы таможенных органов Российской Федерации, и на примере деятельности отдельных ее подразделений, в частности отдела об административных правонарушений, отдела исполнения постановления по делам об административных правонарушениях, отдела федеральных  таможенных доходов и учета денежных средств, можно проследить и проанализировать реальность применения штрафных санкций к участникам ВЭД – нарушителям таможенного законодательства.

Период,  взятый для  исследования, составляет 3 года (2001 – 2003 гг.).

В ходе работы были использованы общепринятые методы исследования, а  именно: логический метод, табличный  метод, графический метод, методы анализа  и синтеза.

Базой для сбора данных и последующего их изучения послужили  аналитические и методические материалы  подразделений Ставропольской таможни, аналитические материалы отдела таможенной статистики и анализа Ставропольской таможни, инструкции ГТК РФ и ЦБ РФ, Таможенный кодекс РФ, федеральные законы, затрагивающие вопросы по применению штрафных санкций, а также литература по таможенному делу РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Механизм таможенного  регулирования внешнеэкономической  деятельности: порядок применения  административных мер к участникам ВЭД

1.1. Ответственность участников  ВЭД за административные нарушения  таможенного законодательства

 

Прежде чем говорить об ответственности участников внешнеэкономической  деятельности, предусмотренной таможенным законодательством, в частности  в нашей работе речь пойдет о мерах  за административные нарушения, раскроем сущность самого понятия «ответственность».

Понятие ответственности  используется не только в праве. Различают  моральную, политическую, экономическую  ответственность. В последнее время  поставлен вопрос о возможности  более широкого понимания юридической  ответственности как ответственности за правильное выполнение лицом своих обязанностей, а не только в негативном значении как принуждения, наказания, отрицательного последствия, наступающего вследствие невыполнения обязательств[12]. Проблемам ответственности, в частности, определению понятия ответственности, посвящена обширная литература.  
       Как и многие другие понятия, ответственность относится к числу многоплановых понятий, имеющих множество различных определений.  
Нас интересует не ответственность вообще, а ответственность участников предпринимательских отношений в области внешнеэкономической деятельности. Бесспорно, что каждый предпринимательствующий субъект, осуществляя хозяйственную деятельность, должен нести юридическую ответственность как за отдельные допущенные им правонарушения, так и за отрицательные результаты своей деятельности в целом.

Юридическую материальную ответственность хозяйствующих  субъектов можно рассматривать  как претерпевание ими неблагоприятных  экономических последствий непосредственно  в результате применения к ним предусмотренных законом санкций экономического характера. Эта ответственность выражает негативную оценку действий (бездействия) субъекта предпринимательских отношений или связана с негативной оценкой его поведения в предпринимательской деятельности[16].  
Вместе с тем предпринимательско - правовая ответственность не исчерпывается материальной (имущественной) ответственностью. Действующее законодательство предусматривает, кроме претерпевания неблагоприятных последствий (уплата неустойки, пени, штрафа, денежного возмещения причиненного убытка) и иные виды неблагоприятных для субъектов предпринимательского права экономических последствий за упущения в управлении имуществом и производством и за нарушения предпринимательских обязательств, т.е. иные виды юридической ответственности, имеющий экономический характер[17]. К числу таких последствий относятся неполучение стоимости отгруженной продукции с нарушением качества; неполучение продукции от поставщиков при невыставлении аккредитива; снижение размеров экономического стимулирования при неудовлетворительных результатах хозяйственной деятельности. Неблагоприятные последствия наступают также при нарушении норм расхода сырья и материалов, несоблюдении правил ведения складского хозяйства, правил приемки, отпуска материальных ценностей и т.п. Особое место среди подобных неблагоприятных последствий занимают нарушения налогового, таможенного, антимонопольного, природоохранного и другого законодательства в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Эти последствия задевают хозрасчетные интересы предпринимательствующих организаций и их подразделений. Отражаясь на текущих результатах деятельности, они в конечном счете отрицательно влияют на общие результаты предпринимательской деятельности и приводят к отрицательной оценке этой деятельности обществом.  
Таким образом, предпринимательско-правовая ответственность – один из необходимых элементов расчета всех звеньев народного хозяйства.  
О значении предпринимательско – правовом  ответственности свидетельствует ее особенность – неотвратимость[21]. Невыполнение заданий и договорных обязательств является нарушением государственной и договорной дисциплины и наносит вред отдельным предприятиям и хозяйству страны в целом.

Штрафная (репрессивная) функция ответственности за нарушения в предпринимательских отношениях выражается в том, что предусмотренные меры воздействия служат своеобразной формой наказания для предприятия или органа управления, допустившего нарушение в предпринимательской сфере[9].  
        Штрафы применяются помимо компенсации потерь и не всегда в пользу потерпевшего предпринимателя. Нередко штрафные санкции взыскиваются в федеральный бюджет (за нарушения налогового, природоохранного, антимонопольного, таможенного и т.п. законодательства), что в еще большей степени подчеркивает репрессивный характер штрафной функции ответственности[19].  
        Правонарушения в предпринимательской деятельности квалифицируются в законодательстве, как нарушения государственной и договорной дисциплины, нарушения экономических интересов субъектов предпринимательства.  
       Систему санкций, применяемых в предпринимательских отношениях, в экономической сфере, образуют имущественные санкции; санкции производственно – организационного характера (оперативные); санкции экономические (правовосстановительные). В зависимости от того, в какой области общественных отношений, они применяются, и каков способ их применения, они относятся к административным, финансовым и гражданско-правовым категориям[22]. В имущественных санкциях выделяют возмещение убытков и уплату неустойки (штрафа, пени). Они применяются в области договорных отношений, взыскиваются в пользу кредитора и по своей юридической природе являются гражданско-правовыми в сфере предпринимательства. Санкции за нарушения законодательства, устанавливающего правила ведения предпринимательской деятельности, взыскиваются в федеральный бюджет. Они относятся к категории административных или финансовых.

Экономические (правовосстановительные) санкции являются мерой ответственности  предпринимательских структур за нарушение порядка ведения предпринимательской деятельности и направлены на изъятие в бюджет неправомерно полученной прибыли. По своей юридической природе экономические санкции являются мерами административно-правового воздействия и применяются органами, осуществляющими государственный контроль в соответствующих сферах деятельности: налоговые, таможенные, природоохранительные органы, органы валютного контроля и т. п[20].  
К финансово-правовым санкциям относятся такие, которые взыскиваются с предпринимательских структур за нарушение ими обязанностей по внесению в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и других обязательных платежей.  
        Предпринимательско – правовые санкции по их отличительным признакам можно подразделить на четыре группы:  
1.Штраф (штрафные санкции);

2.Компенсация убытков; 

3.Оперативно-производственные  санкции;

4.Оценочные санкции.

Прежде чем мы рассмотрим механизм применения штрафных санкций  к участникам ВЭД за нарушения  в области таможенного дела, дадим  определение некоторым понятиям.

Штрафная санкция –  это мера ответственности за совершение административного правонарушения в области таможенного дела[24]. Штрафные санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий, т.е. штрафов, в размерах, предусмотренных действующим законодательством об административных правонарушениях в области таможенного дела.

 Пеней признается  установленная действующим таможенным  законодательством денежная сумма,  которую налогоплательщик должен  выплатить в случае уплаты  причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленным действующим таможенным законодательством сроки[8].

 Штрафные санкции,  как правило, предусматриваются нормативными актами. Так штрафные санкции за административные нарушения таможенного законодательства предусмотрены в большей своей части Кодексом РФ об административных правонарушениях[5], а именно частью 16, а также Таможенным Кодексом[3].

Существует еще одно понятие, характеризующее меру ответственности  участника ВЭД за нарушение таможенного  законодательства. Это так называемый «таможенный конфискат» или обращение  товаров в федеральную собственность. Такая мера ответственности наступает, согласно главы 41 Таможенного Кодекса[3], на основании решения суда (арбитражного суда) при применении конфискации по делам об АП,  на основании решения суда по истечении двух месяцев со дня окончания специальной таможенной ревизии в случае если изъятые товары не были востребованы, в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию  РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций, товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда, арбитражного суда по заявлению таможенных органов. А также на основании отказа лица в пользу государства товары и транспортные средства обращаются в федеральную собственность со дня передачи таможенным органам товаров или транспортных средств по акту приема – передачи[3].

Итак, все вопросы по административным правонарушениям, в  том числе и в области таможенного  дела, регламентируются, как уже  отмечалось выше, Кодексом РФ об административных правонарушениях, вступившим  в силу с 01.07.2002 г. Данная редакция КоАП содержит 22 статьи по таможенному делу. Но для начала, думаю, немаловажно остановиться на общих положениях. Например, согласно статье 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения закона[5]. Еще пример. Статья 4.1.  кодекса вводит в практику такое понятие, как «имущественное положение» (применительно к юридическим лицам). То есть в процессе проведения таможней следственных мероприятий по административному делу должно учитываться финансовое или имущественное положение правонарушителя, но не являться смягчающим либо отягчающим обстоятельством при вынесении постановления[5]. Однако мера воздействия может быть снижена, но в рамках санкции. Таможенный кодекс подобного не предусматривает.  
Можно сказать, что в случае если штраф за содеянное достаточно велик, а у правонарушителя нет денег, размер штрафа будет снижен до минимума. Дело в том, что штрафные санкции, как правило, имеют вилку, например, от 100% до 200%. Это и называют рамками штрафной санкции. В приведенном примере минимумом являются 100%, но это не означает, что именно до этого предела будет снижена мера воздействия. Снизить могут и до 150% или 170%, то есть в рамках санкции по статье[6]. Меры воздействия, которые имеет право применять таможня, перечислены в статье 3.2 КоАП. А именно: Таможня может накладывать взыскание согласно санкции статьи КоАП РФ в виде предупреждения либо штрафа. Конфисковывать же объект правонарушения права у таможни нет. Решение о конфискации объекта правонарушения принимает только суд. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях устанавливается срок наложения взыскания не более 2 месяцев, за исключением отдельных видов правонарушений. В число исключений попадают и дела по НТП (нарушениям таможенных правил), по которым лицо может привлекаться к административной ответственности даже спустя 1 год со дня совершения правонарушения, а при длящихся правонарушениях - со дня обнаружения.  
Что касается сроков по конфискации и взысканию стоимости, то на сегодня Конституционным судом установлен срок в 3 года, а по штрафам - 2 месяца в отношении физических лиц, 6 месяцев - в отношении юридических. То есть в течение этих сроков должно быть принято решение о мере ответственности и применяемой санкции. Данная редакция КоАП РФ устанавливает общий для всех срок - 1 год. И вводит такое понятие как «длящиеся правонарушения».  Это длительное невыполнение обязанностей перед таможенными органами, например недекларирование ввезенного товара[5]. Приведем пример. В марте-апреле 2003 года в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности одной из мурманских рыбодобывающих фирм были обнаружены незадекларированные рыбопродукция и другие товары. Указанная фирма не представила к оформлению таможенную декларацию (ТД) на товар, ввезенный в период с 1999-го по 2000 год. Итог - заведение дела по длящемуся НТП и привлечение к административной ответственности.  
         Раскроем еще одно понятие, закрепленное нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях – «административное расследование».  
Проведение административного расследования назначается в случаях, если после выявления административного правонарушения необходимо провести экспертизу или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат[5]. Например, затребование сведений из других городов, областей, стран; установление личности самого лица. По административному расследованию КоАП также устанавливает определенные сроки, максимальный - 6 месяцев.

Информация о работе Исследование механизма применения штрафных санкций