Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

1. НДС разработаны для ЮЛ меньше рыбохозяйственных ПДК, но в ливневый коллектор сбрасываются стоки еще и других предприятий, загрязняющие вещества которых не были учтены при разработке НДС (подсоединились позднее), не был учтен фон реки. С чего начать борьбу с бассейновым водным управлением по пересмотру НДС?
2. Правомерно ли установление требования о качестве водного объекта в месте сброса в соответствии с ПДК рыбохозяйственных водоемов для озера, фоновые концентрации которого превышают ПДК многократно?
3. Предприятием получен отказ в принятии документов для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод. Основание отказа: отсутствие договора на проведение лабораторного контроля качества сточных и природных вод по ряду показателей (в имеющемся договоре перечень показателей меньше по сравнению с тем, который установлен в согласованной программе наблюдений).
Уточнения:
- документы были приняты к рассмотрению в ноябре 2010 г., а отказ датирован мартом 2011 г.;
- в перечне документов, подаваемых для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование, отсутствует требование о предоставлении такого договора;
- договор с нужным перечнем оформляется, предприятие еще не является природопользователем.

Вложенные файлы: 1 файл

Юр.центр для В.А.docx

— 165.26 Кб (Скачать файл)

Обращаем  внимание, что в настоящее время  в действующем законодательстве не установлено, каким органом государственной  власти и в каком порядке должны утверждаться/согласовываться методики расчета выбросов.

При этом федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере гидрометеорологии  и смежных с ней областях, мониторинга  окружающей природной среды, ее загрязнения, в сфере охраны окружающей среды, является Минприроды России (п.1 Положения о Минприроды России23).

Исходя из сложившейся практики данное Министерство ежегодно издавало письма (не являющиеся нормативными правовыми актами и, соответственно, не имеющие обязательного характера) по вопросам о возможности применения ряда методик для расчета выбросов загрязняющих веществ.

Так, Приложением  к письму Минприроды России от 25 января 2010 г. №  12-46/709 является Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2010 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработанный ФГУП «НИИ Атмосфера».

 

Общие вопросы сбросов  и выбросов

 

1. Предприятие приобрело еще одну производственную площадку в 5 км от основной. Со временем собирается сдать его в аренду (арендатор пока не определен). Правильно ли мы поступаем, разрабатывая нормативную документацию на себя? Вправе ли эксплуатирующая организация работать по ней (выбросы, сбросы)?

 

1) Обязанности в области охраны атмосферного воздуха несут лица, имеющие стационарные источники выбросов (п.1 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

В случае заключения договора аренды производственной территории, на которой находятся источники  выбросов, складывается ситуация, когда  источники выбросов имеет и арендатор, и арендодатель.

На основании  принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) стороны вправе в договор аренды включать условия о распределении  обязанностей, в том числе, в области  охраны атмосферного воздуха.

В связи с  этим в случае, если в договоре аренды будет указано, что арендодатель обязуется оформить и предоставить арендатору разрешительную документацию в области охраны атмосферного воздуха, арендатор вправе действовать в  рамках разрешительной документации арендодателя при осуществлении хозяйственной  деятельности на производственной территории арендодателя.

2) Обязанности в области водных отношений несут собственники водных объектов, водопользователи (ст.39 ВК РФ).

В свою очередь, водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (п.8 ст.1 ВК РФ).

При этом в  действующем законодательстве отсутствуют  нормы, регламентирующие вопрос возможности  использования арендатором документации арендодателя для сброса сточных  вод.

Судебная  практика по вопросу определения  водопользователя неоднозначна.

Так, существует судебная практика, согласно которой  для целей определения водопользователя, несущего обязанности по получению соответствующей разрешительной документации, принадлежность технических сооружений, через которые осуществляется водоотведение, значения не имеет. Водопользователем является то лицо, которое непосредственно осуществляет сброс сточных вод в водный объект. Указанное лицо обязано оформить всю необходимую разрешительную документацию (решение АС Курганской области от 31 мая 2010 г. по делу № А34-309/2010).

Существует  в судебной практике и иная позиция  по данному вопросу, согласно которой лицо, имеющее выпуск сточных и (или) дренажных вод в собственности или на ином праве, обязано получить разрешение на сбросы (решение АС Краснодарского края от 09 сентября 2009 г. по делу №А32-13264/10-59/216). Указанное означает, что в случае, если лицо не имеет выпуска сточных вод на каком-либо законном основании, оно не обязано получать разрешительную документацию.

Полагаем, что  в целях избежания спорных  ситуаций в договор аренды следует  не включать условия о передаче арендатору выпуска сточных вод в случае, если арендатором планируется  пользование  водным объектом для сброса сточных  вод без оформления разрешительной документации на свое имя.

 

2. Требуется ли переоформление разрешительной документации при реорганизации? Был Кировский филиал ООО, на которого выданы разрешительные документы, стало Региональное управление по Кировской области ООО. Юридическое лицо осталось.

 

Разрешение  на выбросы, разрешение на сбросы подлежит переоформлению при условии неизменности производственного процесса, расхода  сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферный воздух, выпусков сбросов  загрязняющих веществ или радиоактивных  веществ (радионуклидов) со сточными водами в водный объект, в частности, в  случаях изменения наименования, в том числе фирменного наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о регистрации юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, – для юридического лица (п.16.1 Административного регламента).

Филиалом  предприятия является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом филиал не является самостоятельным юридическим лицом (ст.55 ГК РФ).

В связи с  этим изменение наименования филиала  не означает изменение наименования юридического лица.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в ЕГРЮЛ, являются Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме № Р51001, Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 г., по форме № Р57001 (п.4 постановления Правительства РФ № 43924).

При этом в  данных документах сведения об обособленных подразделениях, филиалах юридического лица не отражаются.

В связи с  изложенным законодательством не предусмотрена  необходимость переоформления разрешительных документов в случае переименования филиала Общества и/или изменения  статуса такого филиала.

 

Обращение с отходами

 

1. Предприятие приобрело еще одну производственную площадку в 5 км от основной. Со временем собирается сдать ее в аренду (арендатор пока не определен). Правильно ли мы поступаем, разрабатывая нормативную документацию на себя? Вправе ли эксплуатирующая организация работать по ней?

 

При ответе на этот вопрос в части регламентации  деятельности по обращению с отходами отмечаем, что паспорта и согласованные свидетельства получает непосредственный «образователь» отходов, при этом возможность включения отходов потенциального арендатора в ПНООЛР арендодателя существует – если по условиям договора арендатору предоставлено право размещать отходы на ОРО арендодателя.

 

2. Можно ли в ПНООЛР включать проектируемые объекты.

 

Да, если реализация строительства и эксплуатации будет осуществлена в период действия этого утверждаемого ПНООЛР (срок действия 5 лет).

 

3. Массы отходов, предназначенные для накопления в местах, обустроенных в соответствии с установленными требованиями, в лимиты на размещение отходов не включаются. Вопрос: мы и так не накапливаем отходы более 6 мес., получается и лицензию не надо получать?

 

Совершенно  верно, если осуществляем только накопление отходов I-IV, то лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов I-IV классов опасности не требуется, поскольку накопление не является размещением и не относится к иным видам деятельности по обращению с отходами, подлежащими лицензированию.

В отношении  любого обращения с отходами V класса опасности необходимость лицензирования также отменена.

По данному  вопросу также сложилась судебная практика.

Например, в  соответствии с постановлением Второго ААС от 04.08.2009 г. по делу № А29-2271/2009 суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные предприятием требования о признании незаконным отказа в утверждении НО и ЛР, исходил из того, что у Общества отсутствует обязанность по получению лицензии, поскольку Общество не осуществляет лицензируемую деятельность по сбору, транспортировке и размещению опасных отходов.

Представленные  в дело документы (Устав Общества, ПНООЛР, договоры на оказание услуг) свидетельствуют  о том, что в процессе осуществления  основных видов деятельности (перевозка (транспортировка) всех видов грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов всеми видами транспорта, и других услуг, связанных с перевозкой грузов; ремонт и техническое обслуживание автомобилей) у Общества образуются опасные отходы (1 - 5 классов опасности), которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление  деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и  размещению опасных отходов.

ПНООЛР предусмотрена  передача всех отходов сторонним  организациям; при этом не планируется  получение отходов от сторонних  организаций и их использование и обезвреживание на собственном предприятии.

Материалами дела подтверждается, что Общество не размещает отходы на собственных  объектах и не имеет таких объектов, о чем свидетельствуют раздел 6 «Схема операционного движения отходов» таблицы 6.1 и 6.2, раздел 7 «Характеристика  мест хранения (накопления) отходов» таблица 7.1, раздел 9 «Сведения об объектах размещения отходов» ПНООЛР.

Из сведений таблиц 6.2 и 7.1 ПНООЛР следует, что Общество не имеет объектов конечного размещения отходов, а осуществляет временное  накопление отходов с последующей  передачей их предприятиям, имеющим  соответствующие лицензии.

Временное нахождение на территории Общества образовавшихся в процессе деятельности Общества отходов  до момента их передачи специализированным организациям, а также их доставка до места приема отходов, самостоятельную  деятельность не образует.

Довод ответчика  о том, что любая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию независимо от факта  оказания услуг и извлечения прибыли, основан на неверном толковании норм действующего законодательства РФ и  подлежит отклонению в силу вышеизложенного.

В то же время, материалы дела показывают, что Общество осуществляет деятельность, связанную  с обращением с отходами (деятельность, в результате которой образуются отходы), соответственно, в силу прямого  указания Закона Общество разработало  и представило на утверждение  ПНООЛР.

Таким образом, отказ Управления в установлении Обществу лимитов на размещение отходов  в связи с непредставлением копии  лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных  отходов является незаконным, не соответствует  нормам действующего законодательства и нарушает права заявителя.

 

4. Общество имеет два структурных подразделения. В настоящее время разрабатывается ПНООЛР, разрабатывается он для каждого подразделения отдельно. Имеем ли мы право оформить один ПНООЛР, если оба подразделения находятся в одном муниципальном районе (г.Норильск), но имеют разные местоположения:

– г.Норильск, территория ЗЖБи;

– г.Норильск, промплощадка «НМЗ»?

Чем «грозит» оформление двух ПНООЛР в  будущем (при возможности оформления единого ПНООЛР)?

 

В соответствии с п.5 Методических указаний по разработке ПНООЛР25 в случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах или городских округах, ПНООЛР разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Согласно  п.2 Методических указаний, последние  определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению ПНООЛР.

Сложилась судебная практика об обязательности соблюдения Методических указаний (постановление 18 ААС от 17 сентября 2009 г. № А47-3326/2009).

На основании  изложенного структурные подразделения, расположенные на территории одного муниципального района, городского округа, должны иметь единый ПНООЛР. Несоблюдение указанного условия может быть расценено как нарушение экологических требований при обращении с отходами (ст.8.2 КоАП РФ), кроме того, территориальный орган может отказать в утверждении таких ПНООЛР.

 

5. В случае, если на объекте АЗС созданы места для временного хранения отходов (контейнеры) не для всех отходов, перечисленных в ЛР, будет ли это являться нарушением законодательства в области обращения с отходами?

 

Нет, накапливаемые  отходы не включаются в ЛР вообще.

 

6. При переводе отхода из IV в V кл. (все анализы проведены) направлены материалы в РТН в 2009 г., до сих пор ответа о переводе и внесении в ФККО нет. Какой класс опасности отхода необходимо принимать. При неоднократном обращении в РПН ответа нет (ссылаются на утерю Ростехнадзором материалов). Что делать?

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"