Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Ч1. Черное море - объект международного экологического права.
Побережье Чёрного моря и бассейн рек, впадающих в него, являются районами с высоким антропогенным воздействием, плотно заселёнными человеком ещё с античных времён. Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное.
Среди основных факторов, нарушающих равновесие в экологической системе моря следует в

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 32.38 Кб (Скачать файл)

 

№П.П

Вопрос

Страница

1

Черное море - объект международного экологического права.

2-4

2

Глобальный экологический  кризис и охрана природы

5-8

3

Задача.

Решением городской администрации  с предприятия- должника было взыскано 10 млн. Руб. В счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных  вод в водоем общего пользования. Организация- причинитель вреда  обратилась в арбитражный суд  с просьбой о признании данного  взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет  на счет экологического фонда плату  за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ.

8-9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Черное море - объект международного экологического  права.

Побережье Чёрного моря и бассейн  рек, впадающих в него, являются районами с высоким антропогенным воздействием, плотно заселёнными человеком ещё  с античных времён. Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное.

Среди основных факторов, нарушающих равновесие в экологической системе  моря следует выделить:

  • Сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей, содержащими минеральные удобрения, в особенности нитраты и фосфаты. Это влечёт за собой переудобрение (эвтрофикацию) вод моря, а, как следствие, — бурный рост фитопланктона («цветение» моря — интенсивное развитие сине-зелёных водорослей), уменьшение прозрачности вод, гибель многоклеточных водорослей.
  • Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами (самыми загрязнёнными районами являются западная часть моря, на которую приходится наибольший объём танкерных перевозок, а также акватории портов[3]). Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счёт испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.
  • Загрязнение вод моря отходами человеческой жизнедеятельности. Так, 20 стран Европы осуществляют сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в Чёрное море, в том числе через Дунай, Прут и Днепр, причем основная нагрузка ложится на северо-западную, наиболее мелководную его часть, где зарождается 65 % всех живых организмов и расположены основные нерестилища. Ещё один фактор загрязнения — массовая застройка черноморского побережья, в результате дно черноморского шельфа в районах такой постройки загрязнено остатками бетона, цементной пыли и различных химических материалов, применяемых в строительстве.
  • Массовый вылов рыбы, усугубляемый отсутствием среди стран Причерноморья каких-любо договоренностей, которые бы регулировали региональную эксплуатацию рыбных ресурсов. Вследствие этого, как отмечают британские ученые, хищническое освоение черноморских рыбных запасов как минимум дважды за последние 50 лет приводило к радикальной перестройке экосистемы моря. В 1970-е годы сократилась популяция крупных хищников: дельфинов, скумбрии и тунца. Как следствие, размножились мелкие рыбы вроде кильки и анчоусов. Рыбаки переориентировались на мелкую рыбу, и к началу 1990-х не осталось и её. В результате медузы заполнили освободившуюся экологическую нишу, составляя, согласно данным Европейского агентства по окружающей среде, до 90 % массы всех живых организмов в Чёрном море.
  • Запрещённое, но повсеместно используемое донное траление, уничтожающее донные биоценозы.
  • Изменение состава, уменьшение количества особей и мутация водного мира под воздействием антропогенных факторов (в том числе замена коренных видов природного мира экзотическими, появляющимися в результате воздействия человека). Так, например, по оценкам специалистов из Одесского отделения ЮгНИРО, только за одно десятилетие (с 1976 по 1987 год) поголовье черноморской афалины сократилось с 56 тысяч до семи тысяч особей. В то же время, в результате массового сброса приплывающими в Чёрное море судами так называемых балластных вод, в воду попадают морские организмы, которые в естественных условиях не должны в ней находиться. Именно таким способом, в Чёрное море попали такие виды, как моллюск рапана и гребневик Mnemiopsis leidyi, нанесшими значительный урон местной экосистеме.

Существенный урон водам и береговой  линии северо-западной части Чёрного  моря и особенно Керченского пролива  нанёс шторм 11 ноября 2007 года, в результате которого затонули танкер и несколько  сухогрузов, перевозивших техническую  серу. В воду попало не менее 1600 т мазута и 6800 т серы; общая площадь загрязнения акватории Чёрного и Азовского морей превысила 660 км2, а общая протяженность загрязнённой нефтепродуктами береговой линии — 183 км.

По мнению ряда специалистов экологическое  состояние Чёрного моря за последнее  десятилетие ухудшилось, несмотря на снижение экономической активности в ряде причерноморских стран. Президент  Крымской академии наук Виктор Тарасенко  высказывал мнение, что Чёрное море — самое грязное море в мире.

Для охраны окружающей среды в районе Чёрного моря в 1996 году было принято соглашение ACCOBAMS («Agreement on the Conservation of Cetaceans of the Black Sea, Mediterranean Sea and Contiguous Atlantik Area»), где одним из основных вопросов стоит охрана дельфинов и китов.

Основным международным документом, регулирующим вопросы охраны Чёрного  моря, является Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения, подписанная шестью черноморскими странами — Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной в 1992 в Бухаресте (Бухарестская конвенция). Также в июне 1994 года представителями Австрии, Болгарии,  Хорватии, Чешской Республики,  Германии,  Венгрии,  Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Украины и Европейского союза в Софии была подписана Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай. Как результат указанных

соглашений, были созданы  Черноморская комиссия (Стамбул) и Международная комиссия по охране реки Дунай (Вена, 1998 год). Данные органы выполняют функцию координации природоохранных программ, осуществляемых в рамках конвенций.

31 октября 1996 года Болгарией,  Грузией, Россией, Румынией, Турцией  и Украиной был принят Стратегический  план действий по защите и  восстановлению Чёрного моря. В  память об этом событии 31 октября  в странах Черноморского региона  отмечаетсяМеждународный день Чёрного моря, проводится кампания по очистке пляжей, иные экологические акции.

2. Глобальный экологический  кризис и охрана природы.

Развитие человеческого  общества никогда не было бесконфликтным процессом и очень часто сопровождалось возникновением проблемных ситуаций, ставящих под угрозу существование самого общества как социального организма.

Одной из таких проблем  является противоречие между развитием  цивилизации и окружающей природной средой, в которой оно происходит.

В отдельные периоды развития происходит накопление и обострение противоречий между природой и обществом, что влечет за собой возникновение  чрезвычайных ситуаций, приводящих к  нарушению экологического равновесия или даже к разрушениюсоциальной и природной систем.

Причиной таких ситуаций являются природные либо (что чаще) техногенные катастрофы, имеющие  «лавинообразный» характер, или обусловленные  перманентным загрязнением природной  среды в течение продолжительного периода времени.

В экологическом праве  под экологическим кризисом понимают ту стадию взаимодействия между обществом и природой, на которой происходит нарушение равновесия в экологических системах и до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией, между экономическими интересами общества в использовании природной среды и экологическими требованиями обеспечения охраны окружающей природной среды.

Понятие «экологический кризис»  впервые вошло в употребление в середине 70-х годов и получило распространение применительно к социально-экономической системе развитых капиталистических стран, переживавших в то время обостренные противоречия между ростом производительных сил и охраной окружающей среды.

 Однако практика последующих  лет показала, что такое явление,  как экологический кризис, не  является свойственным только  капитализму, а распространяется на все страны, ставшие на путь развития научно-технического прогресса.

По своей структуре  экологический кризис подразделяется на две части: естественную и социальную.

Естественная часть проявляется  в деградации экологических систем природы, т.е. в разрушении окружающей человека природной среды со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Социальная сторона экологического кризиса заключается в неспособности  государственных и общественных структур остановить процессы разрушения природной среды, стабилизировать положение и оздоровить ее.

Основная особенность  современного экологического кризиса  и его отличие от предшествующих – глобальный характер. Он грозит распространиться на всю планету. В связи с этим традиционные методы выхода из кризисов посредством перемещения на новые территории практически не осуществимы. Реальным остается изменение способов производства, уровней потребления и объемов использования природных ресурсов. Последние достигли в настоящее время грандиозных масштабов.

Основными причинами экологического кризиса, по мнению большинства специалистов, являются:

– недопонимание экологических  проблем властными структурами;

– недостаточная разработка экологического законодательства;

– несовершенство организации  государственного управления в данной области;

– приоритет экономических  интересов в природопользовании в ущерб экологическим интересам  общества;

– недостаточность финансирования экологических программ и мероприятий;

– нехватка квалифицированных  специалистов в области охраны окружающей среды;

– низкий уровень экологического правосознания и эколого-правовой культуры.

По мнению В.В.Петрова, можно  выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса.

В качестве первого направления  выступает совершенствование технологии – технологическое направление. Сюда, прежде всего, относится создание экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, внедрение безотходных и малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов. Однако системный кризис, который переживает в настоящее время Россия, делает проблематичным достижение прогресса в этом направлении. В условиях хронической нехватки денег в государственной казне и «утечки» капиталов за границу трудно рассчитывать на то, что государство изыщет немалые финансовые средства для разработки перспективных технологий завтрашнего дня, тем более что они не дают сиюминутного экономического эффекта.

Второе направление –  это развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды. Данное направление заключается, прежде всего, в материальном стимулировании субъектов хозяйственной деятельности в проведении мероприятий по охране окружающей среды путем введения налоговых и кредитных льгот за выпуск экологически чистой продукции и использование ресурсосберегающих технологий, внедрения системы платежей за выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду, других экономических мер.

Третьим направлением является развитие и совершенствование института  юридической ответственности за экологические правонарушения – административно-правовое направление. Приостановление и прекращение деятельности хозяйствующих субъектов, нарушающих требования экологического законодательства, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности физических и юридических лиц за

нарушение законов и причинение вреда природной среде – вот  некоторые из мер в рамках данного  направления. Необходимо отметить, что  указанные меры будут эффективны только в сочетании с мерами материального стимулирования природопользователей, т.е. в разумном использовании как «кнута», так и «пряника».

Четвертое направление – эколого-просветительское. Оно заключается в развитии и совершенствовании системы экологического образования и просвещения, в воспитании и перестройке потребительского отношения к природе, выработке эколого-правовой культуры у значительной массы населения.

Без перестройки сознания человека, без эколого-правового  воспитания трудно говорить о соблюдении предусмотренных законом правил экологической безопасности.

Необходим своеобразное экологическое  одучение, начиная с самых ранних этапов становления личности.

Наконец, пятое направление  – это совершенствование и  развитие международноправовых отношений  в области охраны окружающей среды  – международно-правовое направление. Бесспорность развития данного направления обусловлена масштабностью большинства экологических проблем и невозможностью быстро и эффективно преодолеть их, замыкаясь в национальных границах.

Необходимо также отметить, что Распоряжением Правительства  РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р одобрена Экологическая доктрина РФ, где названы причины деградации природной среды в РФ и определены приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности РФ.

3. Задача.

Решением городской администрации  с предприятия- должника было взыскано 10 млн. Руб. В счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных  вод в водоем общего пользования. Организация- причинитель вреда  обратилась в арбитражный суд  с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет на счет экологического фонда плату за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ.

Разрешите создавшуюся  ситуацию

Решение:

Учитывая формулировку задачи, где предприятие осуществляет сброс  на основании Водного кодекса от 18.10.1995 года ст. 125 «Плата за сброс сточных вод:

· Сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормы

· Сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх

установленных лимитов

· За сброс в водные объекты сточных вод, содержание которых превышает установленные нормативы, и сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов предусматривается повышенная оплата»

Перечисления поступают  в Федеральный бюджет, бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты.

Предприятие производило  сброс сточных вод на основании  закона и производило оплату согласно установленных лимитов. Штраф был взыскан незаконно, т.к. предприятие производило сброс на основании закона.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"