Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

1. НДС разработаны для ЮЛ меньше рыбохозяйственных ПДК, но в ливневый коллектор сбрасываются стоки еще и других предприятий, загрязняющие вещества которых не были учтены при разработке НДС (подсоединились позднее), не был учтен фон реки. С чего начать борьбу с бассейновым водным управлением по пересмотру НДС?
2. Правомерно ли установление требования о качестве водного объекта в месте сброса в соответствии с ПДК рыбохозяйственных водоемов для озера, фоновые концентрации которого превышают ПДК многократно?
3. Предприятием получен отказ в принятии документов для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод. Основание отказа: отсутствие договора на проведение лабораторного контроля качества сточных и природных вод по ряду показателей (в имеющемся договоре перечень показателей меньше по сравнению с тем, который установлен в согласованной программе наблюдений).
Уточнения:
- документы были приняты к рассмотрению в ноябре 2010 г., а отказ датирован мартом 2011 г.;
- в перечне документов, подаваемых для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование, отсутствует требование о предоставлении такого договора;
- договор с нужным перечнем оформляется, предприятие еще не является природопользователем.

Вложенные файлы: 1 файл

Юр.центр для В.А.docx

— 165.26 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «Об  отходах» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

В действующем  законодательстве отсутствуют критерии, определяющие порядок отнесения  тех или иных работников к лицам, обязанным проходить указанную  подготовку.

В связи с  этим предприятию при решении  вопроса о круге лиц, обязанных  пройти подготовку в области обращения  с отходами I - IV класса опасности, следует  руководствоваться существующими  локальными нормативными актами (должностными инструкциями), определяющими обязанности  в области обращения с отходами конкретных работников, их допуск к  работе с отходами.

Обращаем  внимание, что согласно судебной практике (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2009 г. по делу № А46-16028/2009) специальную подготовку должны пройти все работники организации, непосредственно контактирующие с отходами.

Одновременно  необходимо отметить, что помимо проведения подготовки лиц, допущенных к обращению  с отходами I - IV класса опасности, в  действующем законодательстве предусмотрена  необходимость проведения подготовки в области охраны окружающей среды  и экологической безопасности руководителей  и специалистов предприятий, ответственных  за принятие решений в области  охраны окружающей среды (ст.73 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

При этом проведение подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не освобождает от обязанности по проведению подготовки в области  обращения с отходами I - IV класса опасности.

 

3. Каков срок действия свидетельств об обучении лиц, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности?

 

В настоящее время срок действия свидетельств (сертификатов), подтверждающих проведение подготовки лица, допущенного  к обращению с отходами I - IV класса опасности, не определен. В связи  с этим данные свидетельства (сертификаты) следует считать бессрочными.

 

 

 

Согласование  деятельности с Росрыболовством

 

Рекультивация прудов-накопителей  солесодержащих сточных вод расположенных  в водоохранной зоне реки. Нужно  ли согласовывать данное мероприятие  с Росрыболовством?

 

1) Согласно ст.50 Федерального закона «О рыболовстве»43 при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. При этом данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (таким органом является Росрыболовство) в порядке, установленном Правительством РФ.

Из данной нормы следует, что  согласованию с Росрыболовством  подлежит фактически любая деятельность. При этом критерии определения видов  деятельности, на которые действие ст.50 Федерального закона «О рыболовстве» не распространяется, в настоящее  время отсутствуют.

Одновременно  обращаем внимание, что согласно ч.3 ст.17 Федерального закона «О рыболовстве» к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

В целях сохранения условий для воспроизводства  водных биоресурсов устанавливаются  рыбоохранные зоны, на территориях  которых вводятся ограничения хозяйственной  и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая  прилегает к акватории водного  объекта рыбохозяйственного значения (ч.ч.1, 2 ст.48 данного Федерального закона).

В п.п.4-11 Правил установления рыбоохранных зон44 определены требования к размерам рыбоохранных зон.

При этом данные требования фактически идентичны требованиям к установлению размеров водоохранных зон, определенных ст.65 Водного кодекса РФ.

В связи с этим размеры водоохранных зон и рыбоохранных зон на практике совпадают.

На основании изложенного в  случае, если водный объект, в водоохранной зоне которого расположен подлежащий рекультивации пруд-накопитель, является водным объектом рыбохозяйственного значения, данную рекультивацию следует считать  деятельностью, подлежащей согласованию с Росрыболовством.

В ином случае однозначно сделать  вывод о необходимости/отсутствии необходимости согласования рекультивации  пруда-накопителя не представляется возможным.

2) Кроме того, в настоящее время действуют только Правила согласования45, утвержденные постановлением Правительства РФ № 569, которые применяются при согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Рекультивация прудов накопителей  не может быть отнесена к указанным  видам деятельности, в связи с чем порядок согласования с Росрыболовством данной рекультивации фактически отсутствует.

 

Экспертизы

 

1. Проектируемый объект является объектом государственной экологической экспертизы. По результатам государственной экспертизы проектной документации выдано отрицательное заключение с замечанием: «В составе раздела «План мероприятий по охране окружающей среды» не представлены результаты и материалы общественных обсуждений, которые должны быть выполнены в соответствии с приказом Госкомэкологии России № 372. Правомерно ли замечание?

 

2. Необходим ли протокол общественных слушаний (публичных обсуждений) по вопросу ОВОС для проектной документации, направляемой на государственную экспертизу проектной документации, или достаточно протокола публичных обсуждений по вопросам землепользования (Градостроительный кодекс РФ)?

 

В соответствии с п.п.2, 13 ст.48 Градостроительного кодекса  РФ46 проектная документация (ПД) представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ОКС), их частей. Состав и требования к содержанию разделов ПД устанавливается Правительством РФ.

На основании  указанных норм постановлением Правительства  РФ № 87 утверждено Положение о составе разделов ПД и требованиях к их содержанию, в котором указано, что раздел 8 «Перечень мероприятий по ООС» (для линейных объектов – раздел 7) в текстовой части должен содержать результаты оценки воздействия ОКС на окружающую среду.

Упоминаемое в вопросе Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду в РФ (далее – Положение  об ОВОС), как указано в его  преамбуле, разработано во исполнение Федерального закона «Об экологической  экспертизе»  и регламентирует процесс  проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам ГЭЭ.

В соответствии с п.1.3 указанного Положения ОВОС проводится для намечаемой хозяйственной  и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической  экспертизе в соответствии с Федеральным  законом «Об экологической экспертизе».

Таким образом, можно сделать формальный вывод, что поскольку ОВОС на основании  Положения об ОВОС проводится для  разработки документации, представляемой на ГЭЭ, в случаях, когда ГЭЭ не проводится  ОВОС нужно разрабатывать на основании какого-либо другого нормативного правового акта.

Однако в  настоящее время специальные  НПА, регламентирующие порядок проведения ОВОС для ПД, представляемой на ГЭПД отсутствуют.

Принимая  во внимание ограниченность сферы действия Положения об ОВОС Юридический центр  обратился с запросом в Минрегион России и ФГУ «Главгосэкспертиза России» о порядке разработки материалов ОВОС для включения в раздел ПД «Перечень мероприятий по ООС».

Письмами  ФГУ «Главгосэкспертиза России»  от 14.01.2010 г. № 6-1/15, Минрегиона России от 12.02.2010 г. № 5192-ИП/08 рекомендовано руководствоваться  при подготовке материалов ОВОС для  проектной документации, не подлежащей государственной экологической  экспертизе, Положением об ОВОС47 и Руководством по проведению ОВОС48 (1992 г.).

Зачастую  в судебной практике по спорам, связанным  с вопросами проведения ГЭПД, суды не рассматривают вопрос о применимости Положения об ОВОС при подготовке ПД для представления на ГЭПД.

Также следует  учитывать, что, в частности в  п.4.7 Положения об ОВОС указано, что  на этапе проведения ОВОС уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной  деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам ОВОС. При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Таким образом, общественные слушания могут в некоторых  случаях не проводиться.

Существует  соответствующая судебная практика. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-7033/08-64-Ф02-283/09 по делу № А19-7033/08-64 указано: « …учитывая, что публикацией в еженедельной городской газете от 08.11.2004 население проинформировано о предстоящем строительстве … административного здания, а также принимая во внимание степень экологической опасности намечаемой деятельности и степень заинтересованности общественности (граждане и общественные организации с замечаниями и предложениями не обращались), суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствие в комплекте документов, представленных заказчиком на ГЭЭ, материалов обсуждений объекта ГЭЭ с гражданами и общественными организациями (объединениями) не влечет недействительность приказа Ростехнадзора об утверждении заключения ГЭЭ.».

 

3. Является ли выполнение и последующее предоставление результатов инженерно-экологических изысканий на государственную экспертизу проектной документации обязательным, если проектная организация не видит необходимости в таких изысканиях для целей разработки проектной документации (базовые станции сотовой связи на площади примерно 100 кв. м)?

 

В соответствии с подп.15 ст.1 Градостроительного кодекса  РФ инженерные изыскания – изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Обращаем  внимание, что подготовка и реализация ПД без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускается (ч.1 ст.47 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно  ст.48 Градостроительного кодекса РФ:

– подготовка ПД осуществляется на основании, в том числе, результатов инженерных изысканий (ч.11);

– в состав ПД ОКС, за исключением ПД линейных объектов, включается, в числе прочего, пояснительная записка с исходными  данными для архитектурно-строительного  проектирования, строительства, реконструкции, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями (ч.12);

– в случае, если подготовка ПД осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий) (ч.6).

Из указанного следует, что проведение инженерных изысканий является обязательным во всех случаях.

Касательно  проведения ГЭПД результатов инженерных изысканий обращаем внимание на следующее.

В соответствии с ч.3.1 ст.49 Градостроительного кодекса  РФ государственная экспертиза результатов  инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания  выполнялись для подготовки ПД ОКС, указанных в ч.2 данной статьи, а  также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта  не требуется получение разрешения на строительство (такие случаи предусмотрены  в ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса  РФ).

Исходя из специфики объектов, указанных в  вопросе, они, по всей видимости, могут  быть отнесены к ОКС, предусмотренным  в п.4 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса  РФ. В таком случае ГЭПД данных объектов и результатов инженерных изысканий  не потребуется.

Однако, как  было указано выше, проведение инженерных изысканий является обязательным.

 

4. Нужна ли экологическая экспертиза на период строительства и эксплуатации полигона захоронения промстоков?

 

Перечень  объектов ГЭЭ определен в ст.ст.11, 12 Федерального закона «Об экологической  экспертизе».

В подп.7.2 ст.11 указанного Федерального закона в качестве объекта ГЭЭ указана ПД объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

Исходя из буквального толкования данной нормы, ПД будет являться объектом ГЭЭ только в случае, когда на проектируемом  объекте предусмотрено одновременное  осуществление двух видов деятельности по обращению с отходами – размещения и обезвреживания.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"