Правовое регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Жизненный опыт показывает, что, хотя непредвиденные и стихийные бедствия носят случайный и неравномерный характер, число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или хозяйств. При таких условиях солидарная раскладка возможного ущерба между заинтересованными владельцами имущества существенно сглаживает последствия стихийных бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на каждого участника. Так возникло страхование, сущность которого состоит в замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Правовое регулирование страховой деятельности……………………………4
Государственный надзор за страховой деятельностью и его функции……...7
Страховой рынок …………………………………………………………..…..11
Тесты…………………………………………………………………………….16
Задача…………………………………………………………………………….19
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

страх.docx

— 91.26 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………2

Правовое регулирование  страховой деятельности……………………………4

Государственный надзор за страховой деятельностью и его функции……...7

Страховой рынок …………………………………………………………..…..11

Тесты…………………………………………………………………………….16

Задача…………………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………...………………20 

Введение

Основой процветания государства  является выбор экономической модели и обеспечение ее трансформации  в систему мирохозяйственных  связей.

 Выбранную же Россией  рыночную модель трудно представить  себе без разветвленной финансово-устойчивой  системы страхования.

 Между тем страхование  в нашей стране стало еще  механизмом, обеспечивающим безопасность  общества в условиях становления  рыночных отношений. Если на  начальном этапе страхование  не было востребовано обществом,  то сегодня в Российской Федерации  уже появляются признаки того, что страхование становится важнейшим  сегментом рыночных экономических  отношений. Страховой институт  обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе  посредством механизма финансовой  защиты.

 Данная тема достаточно  актуальна в современных условиях, т.к. многовековой опыт развития  страхования убедительно доказал,  что он является мощным фактором  положительного воздействия на  экономику.

 Страхование – это  стратегический сектор экономики.

 Еще в период рабовладельческого  строя владельцы имущества и  рабов использовали страхование  как способ защиты их от  уничтожения силами природы, утраты  в связи с грабежами и другими  непредвиденными событиями.

 На этой почве закономерно  возникла идея объединения заинтересованных  лиц по возмещению материального  (имущественного) ущерба путем его  солидарной раскладки между участниками  объединения. Действительно, если  бы каждый владелец имущества  намеревался возмещать ущерб  за свой счет, то он вынужден  был бы создавать материальные  резервы, по величине равные  имеющемуся имуществу, что очень  невыгодно.

 Жизненный опыт показывает, что, хотя непредвиденные и  стихийные бедствия носят случайный  и неравномерный характер, число  пострадавших всегда меньше числа  заинтересованных лиц или хозяйств. При таких условиях солидарная  раскладка возможного ущерба  между заинтересованными владельцами  имущества существенно сглаживает  последствия стихийных бедствий  и случайностей. Чем больше заинтересованных  лиц или хозяйств участвует  в раскладке ущерба, тем меньшая  доля средств приходится на  каждого участника. Так возникло  страхование, сущность которого  состоит в замкнутой раскладке  возможного ущерба между заинтересованными  лицами.

 Наиболее примитивной  формой раскладки ущерба было  натуральное страхование. По мере  развития товарно-денежных отношений,  натуральное страхование уступило  место страхованию в денежной  форме. Раскладка ущерба в денежной  форме значительно расширила  и упростила возможности страхования.  Страхование превратилось во  всеобщее универсальное средство  по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных  событий (страховых случаев) за  счет денежных фондов, формируемых  и уплачиваемых ими страховых  взносов (премий, платежей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование  страховой деятельности

Страхование - особый вид  экономических отношении, призванный обеспечить страховую защиту людей  и их дел от различного рода опасностей.

Современное состояние национальной системы страхования свидетельствует  о ее динамичном развитии и характеризуется  активным спросом на страховые услуги.

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

В соответствии с Законом  РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерацию под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). За счет этих фондов осуществляется возмещение убытков и выплата страховых сумм участвующим в страховании лицам при наступлении страхового случая. Таким образом, в страховой деятельности можно выделить деятельность по созданию страховых фондов и непосредственно защиту прав заинтересованным в страховании лиц.

По форме осуществления  страхование разделяется на добровольное и обязательное. Основанием возникновения  обязательства по добровольному  страхованию является только волеизъявление сторон - участников отношения. При  обязательном страховании на страхователя законом возлагается обязанность в определенных случаях стать участником страхового обязательства, застраховать жизнь, здоровье, имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за собственный счет или за счет заинтересованных лиц. Законом устанавливаются условия осуществления обязательного страхования, неисполнение которых влечет имущественную ответственность страхователя как перед выгодоприобретателем по обязательному страхованию, так и перед государством.

Все правовые отношения, связанные  с проведением страхования, можно  подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования  страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации  страхового дела, то есть деятельности страховщиков как субъектов рыночной экономики: их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

И те, и другие отношения  регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая - государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и под отраслей права.

В Российской Федерации, как  и в ряде западных государств (например, в Германии) сложилась трехступенчатая система правового регулирования страхового дела.

К первой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс РФ н другие подобные нормативные акты, например, Кодекс торгового мореплавания.

Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семенных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

В части 1 ГК РФ установлены понятия, лежащие в основе страховых правоотношений, такие, например, как физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

В части 2 ГК РФ содержится специальная глава 48 «Страхование», в котором определены основы отношений по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

Ко второй ступени относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К ним следует отнести, прежде всего, закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации, закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», "О взаимном страховании" и другие федеральные законы.

Закон РФ "Об организации  страхового дела в Российской Федерации" призван создавать равные условия проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов страхователем, определять единые методические положения по организации страхования и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

К третьей ступени можно отнести прочие нормативные акты, к которым относятся указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств. Общие требования законодательства по Регулированию отношений в области страхования состоят в том, что в законодательных актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования. В прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный надзор за страховой деятельностью  и его функции.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения зашиты правы законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор включает в себя:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

- контроль за соблюдением  страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемом ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

- выдачу в течение ЗО  дней в предусмотренных настоящим  Законом случаях разрешений на  увеличение размеров уставных  капиталов страховых организаций  за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

- принятие решения о  назначении временной администрации,  о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом 'О несостоятельности (банкротстве)'.

Субъекты страхового дела обязаны:

- представлять установленную  отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

- соблюдать требования  страхового законодательства и  исполнять предписания органа  страхового надзора об устранении  нарушений страхового законодательства;

- представлять по запросам  органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Основными органом государственной власти осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ. В марте 2011 года президент Российской Федерации подписал Указ об упразднении ФССН и присоединении ее к Федеральном службе по финансовым рынкам.

В соответствии ст. 30 Ф3 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требовании законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственным надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основе Положения, утвержденного правительством РФ.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

  1. выдача страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности.

 Она выдается страховщикам  на основании их заявлений  с приложением: 

- учредительных документов;

- свидетельства о регистрации; 

- справки о размере оплаченного уставного капитала;

- экономического обоснования  страховой деятельности;

- правил по выдам страхования;

- расчетов страховых тарифов; 

- сведений о руководителях и их заместителях.

Страховщикам, предметом  деятельности которых является исключительно  перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

Информация о работе Правовое регулирование страховой деятельности