Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1Экономическое содержание бюджета и его функции
.2Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
.3Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ

 

Бюджетная политика на 2010-2012 гг. направлена, с одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности.

Основными путями выхода из кризисного состояния бюджетной политики в 2010-2012гг. являются:

1.Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

В 2008 г. рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных  организаций, в 2009 г. падение мировой  экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли. Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело  к падению цен на экспорт. Быстрое  снижение экспортных доходов сократило  внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала  резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых  иностранных займов и возросшая  неопределенность существенно снизили  объемы кредитования российской экономики. В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы  падения ВВП превышают 10%, промышленного  производства - почти 15%, инвестиций - более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения  заработной платы также почти  на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась  на 2,5 п.п. Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило  стране значительного ослабить влияние  мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в  банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные  в Резервном фонде и Фонде  национального благосостояния значительные средства - на 1 января 2009 г. они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно - позволяют финансировать  бюджетные обязательства государства  и осуществлять поддержку реального  сектора экономики в текущем  и последующих годах.

В период 2010-2012 годов (особенно в следующем  году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих  задач:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего  спроса и решения острых социальных проблем. Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными  проблемами в период мирового финансового  кризиса. С одной стороны, это  снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Эти  проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 гг. предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 г. происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

б) Поддержка реального сектора  экономики в условиях рецессии и  посткризисного периода. В текущем  году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального  сектора экономики. Поддержка оказывается  как отдельным предприятиям (в  рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так  и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые  стимулы. В 2010-м и последующих  годах объем такой поддержки  будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой  напрямую из бюджета. В ближайшее  время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности  их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового  сектора, доминировавшего в последние  годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста  экономики.

2. Обеспечение средне- и долгосрочной  макроэкономической и бюджетной  устойчивости.

Как уже отмечалось, в ближайшие  три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов - причем это касается как текущих  доходов, так и накопленных ранее  резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области  расходов, которая бы, с одной  стороны, стимулировала рост внутреннего  спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг. До кризиса расходы бюджетной системы  и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы  роста экономики и коснулся практически  всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит  задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов. Ближайшие  несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной  политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими  требованиями будет достигаться  при постепенном сокращении бюджетного дефицита - до 7,5% ВВП в 2010г., 4,3% ВВП  в 2011г. и 3% ВВП в 2012г. После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться  к тем принципам бюджетной  политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008г. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере  не более 1% ВВП. Использование средств  фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки  пенсионной системы. Такие бюджетные  правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание  государственного долга, создадут благоприятные  условия для внутренних и внешних  инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики. Следует отметить, что при больших  объемах дефицита бюджета могут  возникнуть определенные затруднения  в результате конкуренции государства  и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения доступа к кредиту  корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных  облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций  растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно  выше доходности ОФЗ. С начала 2009г. российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем размещения составил 10,4 млрд.долл.

. Повышение эффективности расходов  бюджета.

Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило  развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

~Комплексная инвентаризация бюджетных  обязательств, особенно - в социальной  сфере. Итогом такой инвентаризации  должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных  актов, финансирование которых  не способствует устойчивому  экономическому росту и развитию  социальной сферы, но ложится  «тяжёлым грузом» на бюджетную  систему.

~Совершенствование программно-целевого  принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления  необходимо разработать и внедрить  эффективную систему распределения  бюджетных средств по ведомственным  программам, которые нацелены на  решение острых социальных и  экономических проблем.

~Сокращение государственного сектора  и одновременное повышение его  эффективности. Это, прежде всего,  касается отраслей социальной  сферы, особенно образования и  здравоохранения.

Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых  программ и отдельных проектов. Без  такого сотрудничества, особенно в  текущих условиях, многие важные программы  не могут быть реализованы.

Долгосрочные программы повышения  эффективности государственных  расходов должны интегрироваться в  рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать  при распределении бюджетных  ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения  важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств  и поддержания тем самым бюджетной  сбалансированности. Ключевую роль в  составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных  расходов должны играть непосредственно  ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.

. Повышение эффективности налоговой  системы.

В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства  и предпринимателей и выбор оптимальной  политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний день государственная  политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела  к ситуации, когда в условиях кризиса  среднесрочные задачи налоговой  политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о  снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями  предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось  с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники  его финансирования, в том числе  рассматривая варианты повышения налогов. Во избежание такого расхождения  между долгосрочными целями и  среднесрочной политикой нужна  коррекция долгосрочных целей налоговой  политики. Новой целью налоговой  политики должно стать не простое  снижение налоговой нагрузки, а ее оптимизация и такое распределение  по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных  производств. Одновременно с этим нужно  оптимизировать налогообложение сырьевого  сектора, а также производства и  потребления товаров, наносящих  вред здоровью, таких как табак  и алкоголь.

5. Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам.

В 2010г. начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать  бедность среди пенсионеров. Одним  из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет  с 2011г. повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002г. С 1 января 2010г. их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован  на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991г.

С 1 января 2010г. размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет  выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального  бюджета. Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 г. 7750 рублей в  месяц, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 г.). Повышение  пенсий будет в значительной степени  обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет  увеличено финансовое обеспечение  государственных пенсий, ежемесячные  денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов  федерального бюджета возрастут  с 2,3% ВВП в 2008 г. до 6,0% ВВП в 2010 г. и 4,7% ВВП в 2011-2012 гг.

6. Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

Мировой финансовый кризис осенью прошлого года поставил в сложное положение  функционирование банковского сектора  Российской Федерации.

Возникший дефицит ликвидности  в сочетании с убытками на фондовом рынке спровоцировал кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и массовыми  банкротствами. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью  ряда решительных мер предотвратили  системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение  стабильной работы банковской системы  и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных  организаций к ресурсам Банка  России. Одновременно было принято  решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц  в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 г. и первом полугодии 2009 г.В ближайшее время функционирование банковского сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности  в портфелях банков, а также  существенным ограничением доступа  к ресурсам с международных рынков капитала.

В этой связи в бюджете предусматриваются  средства на дополнительную капитализацию  банковского сектора - в 2009 г. в размере 210 млрд. рублей и 250 млрд. рублей в 2010 г. Кроме того, в текущем году предусмотрены  государственные гарантии по кредитам системообразующим предприятиям в  размере 300 млрд. рублей.

В 2010-2012 гг. одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять  повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Также продолжится работа по следующим  направлениям:

·Обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том  числе прозрачности структуры собственности  акционеров (участников).

·Упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение  кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных  процедурах.

·Оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.

·Обеспечение противодействия  допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую  репутацию, включая создание механизма  оценки деловой репутации руководителей  кредитных организаций.

·Рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

·Развитие рискориентированного надзора.

·Совершенствование регулирования  деятельности кредитных организаций  по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов.

·Совершенствование методического  и нормативно-правового обеспечения  инспекционной деятельности.

·Совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых  отозвана лицензия на осуществление  деятельности.

 

Заключение

 

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном  устройстве, закрепленная в Конституции  РФ и другими. Но ещё осталось много  нерешенных вопросов в структуре  бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных  уровней. Необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения  деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания  граждан Российской Федерации. Ведь конечным результатом существования  любого государства, является экономическое  благополучие и процветания его  граждан. Надёжная бюджетная система  является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации