Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации.
Задачи работы: раскрыть экономическое содержание бюджетной системы государства и её структуры в Российской Федерации, дать понятие бюджетной системы её типов и структуры; охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетные отношения в России и проблемы их развития; рассмотреть перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
1.1. Бюджетная система РФ, её уровни и бюджеты в них входящие………….……..…….……..……..……..……..5
1.2. Типы бюджетной системы разных государств………………………………………8
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……12
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………18
2.2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………24
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 941.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

Дисциплина   Государственные и муниципальные финансы

          Тема №  17

Название темы «Бюджетная система Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
    1. Бюджетная система РФ, её уровни и бюджеты в них входящие………….……..…….……..……..……..……..5
    2. Типы бюджетной системы разных государств………………………………………8
    3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……12
  2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
    1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………18
    2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………24
  3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….28

Заключение……………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………...37

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня тема о бюджетной системе страны чрезвычайно актуальна, ведь экономика России, несмотря на некоторую стабилизацию, переживает не самые лучшие времена, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в стране.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Государственная бюджетная система Российской Федерации - весьма многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Российской Федерации, проблемы ее сбалансированности.

В связи с этим изучение бюджетной системы, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма не теряет своей актуальности и практической значимости, по сей день.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации.

Задачи работы: раскрыть экономическое содержание бюджетной системы государства и её структуры в Российской Федерации, дать понятие бюджетной системы её типов и структуры; охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетные отношения в России и проблемы их развития; рассмотреть перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Объект исследования данной курсовой работы является бюджетная система РФ.

Предмет исследования  – роль бюджета в национальной экономической системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации

1.1. Бюджетная система РФ, её уровни  и бюджеты в них входящие

Прежде чем раскрывать понятие бюджетной системы Российской Федерации необходимо определиться, что собой представляет бюджет государства в целом. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[10, ст. 16]

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет - это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Функции бюджета:

  1. Перераспределение национального дохода;
  2. Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
  3. Государственное регулирование и стимулирование экономики;
  4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С его помощью государство регулирует экономические отношения в стране, хозяйственную жизнь, направляя средства из бюджета на поддержку или развития различных отраслей народного хозяйства и регионов страны. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1. Образование доходов бюджета;

2. Использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются - прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д., а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникающие  между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой стороны, в ходе использования централизованных фондов денежных средств.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств .

Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:

- в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября

- в Швеции — соответственно 1 июля и 30 июня 

- в Японии — 1 апреля  и 31 марта 

- в Турции — 1 марта  и 28 февраля 

- в России бюджетный  год совпадает с календарным  годом. Согласно Бюджетному кодексу  РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря .

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства .

Бюджетный кодекс определяет так же и другие понятия, такие как бюджет, консолидированный бюджет, государственный внебюджетный фонд.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

    1. Типы бюджетной системы разных государств.

Сегодня в мире функционируют различные бюджетные системы, так или иначе тяготеющие к типичным: американской, европейской, а также существенно отличающейся от них японской модели. Другие модели сочетают признаки перечисленных (австралийская, средиземноморская, китайская, арабская и др.).

Для американской системы характерно жесткое исполнение законов, регулирующих государственные доходы и расходы. Закон о бюджете не принимается. Разработка бюджета становится процедурой учета гарантированных законодательными актами обязательств государства и является заботой правительства. Административные региональные образования (штаты) имеют собственные бюджеты и с центральным бюджетом взаимодействуют в гораздо более узких пределах, чем это принято в европейских странах. Слово "штаты" дословно означает "государства". Существенными особенностями американской системы являются: вмешательство государства в экономику в форме финансирования программ развития отдельных секторов; стимулирование развития предпринимательства посредством предоставления различных налоговых льгот; вложение социальной "нагрузки" на доходы граждан. Соответственно и относительно высокий уровень заработной платы формировался с учетом необходимости оплаты большинства услуг непосредственно потребителем. Для такой системы характерна сравнительно невысокая доля государственных расходов в объеме ВВП (немного более трети), хотя при значительной массе ВВП объем государственных расходов является значительным.

Для европейской бюджетной системы характерно предоставление гражданам социальных гарантий за счет бюджетных средств, активное вмешательство центра в решение финансовых проблем административно - территориальных образований, обеспечение определенного "выравнивания" экономических условий в регионах, несмотря на их определённую самостоятельность. Общей чертой всех бюджетных систем является их гибкость .

Бюджетные системы различаются по степени их централизации. По этому критерию в рамках названных систем различают три типа моделей:

1. модель децентрализованной бюджетной системы (характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов). Данная модель очень характерна для Канады;

2. умеренно централизованная (социально - ориентированная модель отличается тем, что расходы центра и регионов как атрибут государственных финансов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы в расчете на ответственность каждого уровня за финансирование расходов, а значит, рост их доходов). Подобные модели распространены в Германии и Швейцарии;

3. максимально централизованная (социально - ориентированная модель характерна для государств, у которых практически нет проблем реализации принципа бюджетного федерализма (шведская модель)). В России в годы перестройки считался образцом шведский социализм, однако наша бюджетная система в годы реформ развивалась по пути сочетания признаков сочетания признаков европейской и американской систем, что имеет объективные основы: сформировавшаяся прежде система оплаты различных социальных льгот за счет средств бюджета, от которых сразу отказаться невозможно; деформация всей воспроизводственной структуры в годы рыночных преобразований; значительная дифференциация экономических условий в регионах; резкое снижение доли государственного сектора в экономике и нерегулярные поступления в федеральный бюджет от предприятий государственного сектора. В связи с этим многие регионы не могут обойтись без финансовой помощи из федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации