Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:16, реферат

Краткое описание

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ
ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ
ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ
ЛЕКЦИЯ № 4. Бюджетный процесс РФ
ЛЕКЦИЯ № 5. Доходы бюджетов
ЛЕКЦИЯ № 6. Налог на прибыль организаций
ЛЕКЦИЯ № 7. Акцизы
ЛЕКЦИЯ № 8. Налог на добавленную стоимость
ЛЕКЦИЯ № 9. Налог на доходы физических лиц
ЛЕКЦИЯ № 10. Платежи в бюджет за пользование природными ресурсами
ЛЕКЦИЯ № 11. Налог на имущество физических лиц
ЛЕКЦИЯ № 12. Расходы бюджетов
ЛЕКЦИЯ № 13. Дефицит бюджета и источники его покрытия
ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды
ЛЕКЦИЯ № 15. Государственный и муниципальный долг
ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ. Конспект лекций_Бурханова И.В_2008 -160с.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

И. В. Бурханова

 

Бюджетная система  Российской Федерации.

 

Конспект лекций

 

 

 

 

Издательство: Эксмо, 2008 г.; 160 стр.

 

 

 

Конспект лекций соответствует  требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального  образования.

Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.

Раскрыты общие вопросы бюджетной  системы Российской Федерации. Рассматриваются  бюджетная классификация, налоговые  аспекты, государственный и муниципальный долги, бюджетная политика и многое другое.

 

Для студентов экономических вузов  и колледжей, а также тех, кто  самостоятельно изучает данный предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ

ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация  РФ

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ

ЛЕКЦИЯ № 4. Бюджетный процесс  РФ

ЛЕКЦИЯ № 5. Доходы бюджетов

ЛЕКЦИЯ № 6. Налог на прибыль  организаций 

ЛЕКЦИЯ № 7. Акцизы

ЛЕКЦИЯ № 8. Налог на добавленную стоимость

ЛЕКЦИЯ № 9. Налог на доходы физических лиц 

ЛЕКЦИЯ № 10. Платежи в бюджет за пользование природными ресурсами 

ЛЕКЦИЯ № 11. Налог на имущество  физических лиц 

ЛЕКЦИЯ № 12. Расходы бюджетов

ЛЕКЦИЯ № 13. Дефицит бюджета  и источники его покрытия

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды 

ЛЕКЦИЯ № 15. Государственный и  муниципальный долг

ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ

 

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству  проводить социальную и экономическую  политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным  отношениям. С зарождением и формированием  государства связано возникновение  и развитие бюджета. Для государства  бюджет – это инструмент обеспечения  непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  на уровнях государственной и  территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную  жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят  безвозвратный характер.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета  по уровням бюджетной системы  через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета действует  вместе с распределительной и  дает возможность осуществления  обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

2. Бюджетная система РФ

Бюджетная система – это главное  звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной системы  зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства  состоит из государственного и местных  бюджетов.

Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ.

Каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Каждый субъект РФ имеет собственный  бюджет.

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Использование органами государственной  власти субъектов РФ иных форм образования  и расходования денежных средств  для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

В бюджетах субъектов РФ, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов  РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).

3. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации