Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1Экономическое содержание бюджета и его функции
.2Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
.3Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.

ПоказательОтчетОценкаПрогноз2005 год2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год2011 год2012 годДоходы, млрд. руб.5 127,26 278,87 781,19 275,96 561,36 636,27 346,98 097,4%% к ВВП23,723,323,522,217,015,715,715,5Расходы, млрд. руб.3 514,34 284,85 986,67 570,99 980,19 822,89 358,69 661,2%% к ВВП16,315,918,118,225,923,220,018,5в том  числе условно утверждаемые234,0483,1%% к общему объему расходов2,55,0Дефицит/профицит, млрд. руб.1 612,91 994,11 794,61 705,1-3 418,8-3 186,6-2 011,7-1 563,8%% к ВВП7,57,45,44,1-8,9-7,5-4,3-3,0

Как видно из таблицы 2. в докризисном  периоде (с 2005 по 2008г) доходы федерального бюджета превышали расходы, т.е. был  стабильный профицит бюджета, хотя и  с тенденцией его номинального снижения. Так в 2005г. профицит бюджета составил 7,5% к ВВП, в 2006г. - 7,4% к ВВп, в 2007г. - 5,4 % к ВВП, в 2008г.- 4,1% к ВВП.

Главной задачей федерального бюджета  на 2005 год было поддержание общей  макроэкономической стабильности, реализация реформ в секторе государственного управления, создание благоприятных  условий для реального сектора  экономики.

В результате анализа состояния  бюджетной системы в течение  ряда последних лет были выявлены наиболее значимые проблемы в функционировании бюджетного механизма. В числе первоочередных проблем, которые необходимо было разрешить, стояли следующие:

сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные  бюджетные фонды;

оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней  бюджетной системы;

обеспечить принятие реальных и  прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

усовершенствовать налоговую систему  как основной источник доходов бюджетов всех уровней;

повысить эффективность (доходность) использования государственной  собственности, собственности субъектов  РФ и собственности муниципальных  образований;

перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

усовершенствовать законодательную  базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты  нижних уровней бюджетной системы;

оптимизировать бюджетную систему  на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах  развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с  утвержденными нормативами и  общество знает, на что расходуются  переданные им государству средства в виде налогов и других платежей. Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.

Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому  счету Федерального казначейства РФ, что обеспечит централизацию  всех средств бюджета, в том числе  счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который  в настоящее время принадлежит  Минфину России.

Усовершенствовать законодательную  базу и определить механизм регулирования  доходов и расходов по уровням  бюджетной системы означает, что  необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков  денежных средств путем изъятия  доходов, создаваемых в территориальных  образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов  между бюджетами различных уровней  в интересах покрытия дефицитов  нижестоящих бюджетов.

Оптимизировать бюджетную систему  на основе обобщения теоретических  положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или  разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и  с их помощью обосновать оптимальную  структуру бюджетной системы  и взаимосвязи между ее элементами.

А теперь рассмотрим основные характеристики федерального бюджета на 2010г и  плановый период 2011-2012гг.

Сейчас же (в посткризисный период 2010-2012 гг.) предполагается снижение доходов  федерального бюджета с 17% к ВВП  в 2009 г. до 15,7% в 2010 и 2011 гг., с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. Учитывая значительное снижение доходов  федерального бюджета по сравнению  с объемами доходов в 2008 г. и необходимость  поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП  в 2009 г. до 18,5% к ВВП в 2012 г. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных  обязательств Российской Федерации.

Таким образом, в 2010-2012 гг. сохраняется  тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется  дефицит федерального бюджета с  последовательным его снижением  с 8,9 % к ВВП в 2009 г. до 3,0% к ВВП  в 2012 г.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. являются средства Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 гг. - иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. прил. табл.3.).

В связи с использованием большей  части накопленных в Резервном  фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009г. (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012гг. в полном объеме на покрытие расходов, поступления  средств в Резервный фонд и  Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем  средства Резервного фонда будут  практически исчерпаны в 2010г, а  объем средств Фонда национального  благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009г. до 0,9 трлн. рублей на конец 2012г. (см. прил. табл. 4).

Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального  благосостояния в 2010-2012 гг. повышается доля государственных заимствований  в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 г. приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним  процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составит в 2010 г. 2,0 % к ВВП, в 2011 г. - 2,7% к ВВП, в 2012 г. - 1,6 % к ВВП. Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 5 (см. прил.).

 

.2 Оценка и прогноз показателей  социально-экономического развития  РФ в 2010-2012гг.

 

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен  на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый  комплекс нерешенных проблем, острота  которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему  России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить  более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда  правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение  основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках  перспектив экономики.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с тем, что ожидалось  в середине 2008 года. Столь серьезные  изменения объясняются в том  числе и тем, что предыдущий прогноз  оказался сверх оптимистичным. Между  тем, именно на этом прогнозе основывался  Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (см. прил. табл. 2.). Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства  государства.

На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной  системы. Но если в части доходов  происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с  изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса  обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы  поддержать ослабленную экономику  и незащищенные категории граждан.

В сложившихся условиях Федеральным  законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете  на плановый период 2010-2011 годов, а параметры  бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении  объем доходов федерального бюджета  в 2009 году был сокращен по сравнению  с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03трлн.рублей до 9,69трлн.рублей.

Исходя из оценки 2009 года, доходы бюджета  будут еще меньше на 2,3%, а расходы  вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

Несмотря на значительное ухудшение  макроэкономической ситуации в целом  и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем  расходов в 2010году по сравнению с 2009годом  практически не меняется, а по сравнению  с изначально запланированным в  Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ на 2010 год уменьшается всего  на 500 млрд.рублей. В соответствии с  обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены  в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году - 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а  также процентные платежи по государственному долгу.

Резкое сокращение запланированных  доходов бюджета в ближайшие  годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть  и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось  ранее.

Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине 2008 года ожидалось, что  ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом  вырастет более чем на 20%, то согласно оценкам 2009 года в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011гг.

Существенно ухудшен прогноз показателей  внешней торговли: в 2010 году по сравнению  с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45% , импорт - на 55-58%.

По новым оценкам прибыль  предприятий для целей налогообложения  будет ниже, чем закладывалось  Федеральным законом № 204-ФЗ, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.

Сокращение доходов ожидается  не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и  в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях  преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в  федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной  ставки было передано в региональные бюджеты. В результате ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный  бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.

Развитие экономики в 2010-2012 годах  будет определяться тремя основными  факторами:

ØПервый связан с выходом мировой  экономики из кризиса и динамикой  цен на главные сырьевые ресурсы;

ØВторой определяется развитием частных  инвестиций;

ØТретий связан с эффективностью мер  государственной антикризисной  политики.

Ø Согласно прогнозу 2009г социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики  и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост  ВВП составит 1,0%, после чего он будет  постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 г. и 3,8% - в 2012г.

Прогноз добычи нефти учитывает  то, что с течением времени уровень  добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности  добычи на новых месторождениях будут  ограничены. В целом, к 2011-2012 гг. добыча стабилизируется на уровне 483 млн.т. в год.

Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление  нефти с ростом российской экономики  будет наращиваться. Объем добычи газа, после резкого падения из-за низкого внутреннего и внешнего спроса в 2009 г., в последующие годы начнет восстанавливаться. Прирост  инвестиций в основной капитал в 2010 г. составит порядка 0,5% и будет  происходить главным образом  за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли  с высокой долей государственного финансирования - транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство.

В 2011-2012 гг. предполагается оживление  инвестиционной активности во всех сегментах  экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 гг. составит 6% и 9% соответственно.

Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 г. В  последующие годы реальные доходы будут  умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться  на 10-11% в год. Целевые параметры  инфляции на 2010г. определены на уровне 10%, на 2011г. - 7-8%, на 2012г. - 5-7%.

Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 гг. основываются на прогнозе среднегодовой  цены на нефть сорта «Urals» в 2010г. на уровне 55 долларов США за баррель, в 2011г. - 56 долларов США за баррель, в 2012г.- 57 долларов США за баррель (см. прил. рис. 2).

Докризисный аномально высокий  рост цен в середине 2008г. ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом  до весны 2009года. Быстрый подъем цен  на нефть с конца весны до середины лета 2009г. стал причиной возвращения  чрезмерно оптимистических ожиданий. Однако рост цен не был подкреплен фундаментальными факторами, что не позволяет рассчитывать на длительное повышение стоимости нефти на мировых рынках. По мнению многих экспертов, наблюдавшийся в последние месяцы резкий подъем цен на нефть не имеет  под собой устойчивой базы. В последние  месяцы спрос на нефть падает, а  предложение растет. Такая ситуация прогнозируется и на перспективу.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации