Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1Экономическое содержание бюджета и его функции
.2Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
.3Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

Тема:

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2010

Содержание

 

Введение

Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И  БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1Экономическое содержание бюджета  и его функции

.2Бюджетная система Российской  Федерации: структура и принципы

.3Бюджетная политика Российской  Федерации

Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ  И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.

.1 Анализ основных характеристик  федерального бюджета на 2010г и  на плановый период 2011-2012 гг.

2.2 Оценка и прогноз показателей  социально-экономического развития  Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.

Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

 

Введение

бюджетный политика федеральный кризис

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная  система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные  органы функций.

На протяжении последнего десятилетия  бюджетная система Российской Федерации  постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и  экономических процессов, происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная  ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует

о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных  отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

Бюджетная система государства, являясь  частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания  и изменения базиса приводят к  изменению бюджетной системы  и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;

укрепление системы финансового  контроля за целевым, экономичным и  эффективным использованием бюджетных  средств на всех уровнях бюджетной  системы;

разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных  средств.

Реформирование бюджетной системы  требует осмысления накопленного опыта, выявления и изучения эволюционных процессов, обобщения разработанных  принципов, методов и методик  и их реализации в практику бюджетной  системы и бюджетного процесса.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, бюджетной политики, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы  как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной  системы, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных  путей их решения.

 

Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И  БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1Экономическое содержание бюджета  и его функции

 

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет - категория, свойственная различным отношениям. Его возникновение  и развитие связано с зарождением  и формированием государства.

Сущность государственного бюджета  как экономической категории  реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

Распределительная функция бюджета - основная. Она характеризуется  процессами распределения и перераспределения  финансовых ресурсов не только между  различными уровнями государственной  власти, но и между разными подразделениями  общественного производства. Сфера  деятельности этой функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники  общественного производства.

Распределительная функция проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя  таким образом экономические  отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять  рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Одновременно с распределительной  действует контрольная функция  бюджета, которая предполагает возможность  государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного  косвенного воздействия государства  на воспроизводственный процесс.

Фискальная функция бюджета  предполагает, с одной стороны, обеспечение  финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

Для того, чтобы повышалась эффективность  государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равно  степени необходимо создание условий  для эффективного размещения и использования  всех имеющихся в государстве  ресурсов и поддержание определенного  уровня экономической активности. Поэтому  фискальная функция непосредственно  связана с распределительной  функцией бюджета, однако имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства - это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем  таким макроэкономическим целям, как  контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности все финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых  государством услуг.

 

.2Бюджетная система Российской  Федерации: структура и принципы

 

Главное звено финансовой системы  государства - бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  образований, самостоятельных в  бюджетном отношении государственных  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном  устройстве и правовых нормах.

Построение бюджетной системы  зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это  форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и  единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными  и политическими процессами в  государстве. Бюджетная система  унитарного государства состоит  из двух звеньев - государственного и  местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования. Входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит  из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов  входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые  системы.

Структура бюджетной системы

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

·Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

·Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

·Местные бюджеты, в том числе:

~Бюджеты муниципальных районов;

~Бюджеты городских округов;

~Бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

~Бюджеты городских и сельских  поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  Федерации не включаются в федеральный  бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Под федеральным бюджетом принято  понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной  власти - Федеральным собранием. Через  федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего  продукта и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации  по единым нормативам, а расходы  осуществляются в интересах и  на благо всего народа, населяющего  страну.

Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты) представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ. Они (вне зависимости от меры своей  автономии) составляют часть целого, пока существует целостность государства.

Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое  в соответствии со ст. 12 Конституции  РФ не входит в систему государственных  органов власти. Иными словами, государственные  финансы безвозмездно используются негосударственными организациями, и  местные бюджеты практически  «выпадают» из бюджетной системы.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой  свод бюджетов все уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории. Построение бюджетной системы РФ показано на рис.1. (см.прил.).

Консолидированный бюджет РФ - это  федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление  обо всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации