Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1Экономическое содержание бюджета и его функции
.2Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
.3Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

Консолидированный бюджет РФ и ее субъектов не подлежит утверждению  в законодательном порядке, а  является лишь информационной базой  для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона.

Принципы функционирования бюджетной  системы РФ:

§единство бюджетной системы;

§разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

§самостоятельность бюджетов разных уровней;

§полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

§сбалансированность бюджета;

§эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

§общее покрытие расходов бюджета;

§гласность;

§достоверность бюджета;

§адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы  означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций  за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

Единство бюджетной системы  обеспечивается управлением бюджетной  системой и реализуется через  единую социально-экономическую, включая  бюджетную и налоговую, политику государства. Единство бюджетной системы  является непременным условием осуществления  общегосударственной финансовой политики.

Реализуется это единство через  взаимодействие бюджетов всех уровней  посредством использования регулирующих доходных источников, создания целевых  бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это осуществляется посредством  установления нормативов отчислений в  бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты от федеральных налогов  и сборов, а также предоставления финансовой помощи в различных формах (дотаций, субсидий) из федерального бюджета  бюджетам субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам.

Таким образом, единство бюджетной  системы РФ не предполагает слияния  или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует  самостоятельно. Местные бюджеты  своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ - это закрепление (полностью  или частично) соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению  расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов  Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности всех бюджетов - один из важнейших и означает:

-право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

-наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

-законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

-право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

-право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

-недоступность изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

-недоступность компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Исходным условием обеспечения  этого принципа является разграничение  бюджетных полномочий между органами власти разных уровней.

Самостоятельность бюджетов предполагает прежде всего право законодательных  органов власти на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение).

Самостоятельность каждого бюджета  может быть обеспечена только при  условии, что соответствующий орган  власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и  вправе свободно распоряжаться ими  в соответствии с выполняемыми функциями, при этом несет полную ответственность  в установленном законом порядке  за рациональное и эффективное использование  бюджетных средств.

Этот принцип может быть полностью  реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения  доходных источников между органами власти каждого уровня, при котором  на любом «этаже» управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым  расходам и стабильность поступления  денежных средств в бюджет.

Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает что все  доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления  подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в  полном объеме. Все государственные  и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной  системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  и расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые  доходы и расходы государства, а  в бюджет нетто - только чистые расходы  и доходы. Расходы на государственные  предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и  расходами.

Принцип сбалансированности бюджета - каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает:

·обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

·обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  внутри законодательного органа или  между исполнительным и законодательным  органами государственной власти;

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется  формально: бюджет публикуется и  утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

Реальность бюджета предполагает, что все суммы доходов и  расходов должны быть обоснованны и  правильны.

Отсутствие реального подхода  к определению бюджетных параметров создает опасную иллюзию неограниченных бюджетных полномочий правительства, а по существу загоняет его в ловушку  прогрессирующего роста государственного долга.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

1.3Бюджетная политика РФ

 

Бюджетная политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением  бюджета по выполнению ими функций  перед обществом и государством.

Бюджетная политика предполагает:

определение целей и задач в  области бюджетов;

разработку механизма мобилизации  денежных ресурсов в бюджеты и  внебюджетные фонды разных уровней  бюджетной системы;

выбор направлений использования  бюджетных средств и средств  внебюджетных фондов;

управление бюджетным процессом;

организацию регулирования экономических  и социальных процессов с помощью  бюджетных ресурсов.

В условиях реформирования экономики  и сфер общественной жизни бюджетная  политика, являясь частью финансовой политики, должна обеспечить:

§законодательное разграничение  бюджетных полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов  РФ и органами власти местного самоуправления в вопросах всего цикла бюджетного процесса;

§реализацию прав самостоятельно принимать  каждым органом власти на соответствующем  уровне решения о направлениях и  объемах использования бюджетных  средств;

§бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования  поступлений доходов в бюджеты  от налоговых и неналоговых источников доходов;

§сбалансированность бюджетов всех уровней  бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы  принципов, методов, показателей и  нормативов перераспределения бюджетных  средств;

§контроль за целевым, экономичным  и эффективным использованием бюджетных  средств на социально-экономическое  развитие на любом уровне бюджетной  системы.

Бюджетная политика главным образом  проявляется в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании  в ходе бюджетного процесса.

Бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в  послании Президента РФ Правительству  РФ и Федеральному Собранию РФ. На территориальном  уровне бюджетная политика определяется решениями глав администраций и  президентами территориальных образований.

Бюджетная политика непосредственно  реализуется в деятельности финансовых, налоговых, кредитно-счетных органах  соответствующих структур органов  власти всех уровней бюджетной системы.

К таким органам относятся:

органы представительной и исполнительной власти;

финансовые и налоговые органы;

органы денежно-кредитного регулирования  и органы финансового контроля;

главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти всех уровней рассматривают, регулируют и утверждают проекты бюджетов и  отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти всех уровней осуществляют бюджетное  планирование, составление проектов бюджетов и их внесение на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением  бюджетов в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной классификацией.

Правительство РФ совместно с Центральным  Банком РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления бюджетной  политики, обслуживает денежные счета  Казначейства РФ, счета государственных  целевых внебюджетных фондов и счета  территориальных бюджетов.

Главным распорядителем бюджетных  средств является первый получатель бюджетных средств, который имеет  право распределять средства между  распорядителями и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель  готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям и получателям  средств, утверждает им сметы доходов  и расходов, изменяет в случае необходимости  распределение средств между  статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Распорядителем бюджетных средств  является орган исполнительной власти, который распределяет средства между  получателями, утверждает сметы доходов  и расходов, контролирует целевое  использование бюджетных средств  получателями.

Бюджетополучателем является бюджетное  учреждение (организация), финансируемое  в сметном порядке из бюджета  или внебюджетного фонда.

К контрольно-счетным органам относятся  Счетная Палата РФ, контрольно-счетные  палаты субъектов РФ и муниципальных  образований. Контрольно-счетные органы осуществляют контроль за исполнением  бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов использования  средств бюджетов и внебюджетных фондов.

 

Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ  И ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 и 2012гг.

 

.1 Анализ основных характеристик  федерального бюджета на 2010г.  и на плановый период 2011 и 2012 гг.

 

Основные характеристики федерального бюджета на 2010г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 гг. и реализуют  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2010-2012гг. (см. таблица 1.).

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации