Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:56, реферат

Краткое описание

Бюджетные учреждения — учреждения, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов.
К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения. Поскольку понятие «бюджетное учреждение» подразумевает использование средств бюджетов, поэтому и определения «бюджетного учреждения» следует искать в публичном праве, а именно – в бюджетном.

Вложенные файлы: 1 файл

Раздел 1.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.

Бюджетная система Российской Федерации.

 

 

 

 

 

  1. Бюджетные учреждения

 

Бюджетные учреждения —  учреждения, финансируемые преимущественно  или целиком из средств государственного и местного бюджетов.  
К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения. Поскольку понятие «бюджетное учреждение» подразумевает использование средств бюджетов, поэтому и определения «бюджетного учреждения» следует искать в публичном праве, а именно – в бюджетном.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации  под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе  по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Таким образом, Бюджетный Кодекс определяет бюджетное учреждение как некоммерческую организацию, учредителем которой является публичный субъект (государственное или муниципальное образование), осуществляющий финансовое обеспечение данной организации за счет бюджетов различных уровней (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований). Основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам, которые, тем не менее, формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность, но в той мере, в  какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Т.е. такая деятельность может быть факультативной, а не основной.

Бюджетное учреждение можно характеризовать по следующим признакам: 

1. Бюджетное  учреждение – это некоммерческая  организация, она создана собственником  для достижения управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих целей; 

2. Бюджетное  учреждение юридически по своей  организационно-правовой форме является  учреждением, регулирование его  статуса осуществляется как Гражданским  Кодексом Российской федерации  (Статья 120), так и Бюджетным Кодексом Российской Федерации (статьи 6, 161); 

3. Учредителем  бюджетного учреждения является  публично-правовое образование (Российская  Федерация, субъект Российской  Федерации, муниципальное образование)  в лице государственного или муниципального органа; 

4. Финансирование  основной деятельности бюджетного  учреждения происходит из соответствующего бюджета.

Следовательно, бюджетное учреждение является получателем  бюджетных средств, находясь при  этом в ведении определенных главных  распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств. Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. 

Доходы –  это поступающие в бюджет денежные средства (за исключением тех средств, которые являются источниками финансирования его дефицита).

 

Муниципальное медицинское учреждение Детский  санаторий «Здоровье» оказывает санаторно-курортную помощь, правовое обоснование лицензия на оказание медицинских услуг.

Источниками формирования доходов бюджетного учреждения являются: поступления денежных средств из местного бюджета, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, доходы от продажи услуг, безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, гранты, премии, добровольные пожертвования (см. Приложение 2).

 

  1. Порядок и принципы финансирования бюджетных учреждений

 

Основные методы планирования бюджетных расходов:

• программно-целевой,

• нормативный.

Программно-целевой  метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

В последнее  десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий  и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и  финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Нормативный метод  планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств  на финансирование бюджетных мероприятий  и составлении смет бюджетных  учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

• денежное выражение  натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы  расходов на питание населения в  бюджетных учреждениях, обеспечение  их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и  т. д.);

• нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также  материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут  быть обязательными (устанавливаются  правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

Бюджетные нормы  могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

На основе натуральных  показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:

• индивидуальными  — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

• общими —  составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);

• сводными —  объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1) реквизиты  учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);

2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды);

3) свод доходов  (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);

4) производственные  показатели учреждения;

5) расчеты и  обоснования расходов и доходов. 

Утвержденные  сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

• обеспечение  бюджетных учреждений государственным  финансированием;

• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании  средств;

• контроль за эффективным и экономным расходованием  средств.

В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.

Финансирование  бюджетных организаций ведется  по специально утверждаемым для них  сметам. В этом состоит порядок. Бюджетная смета расходов - это особая форма финансового плана, определяющая объем и целевое направление использования средств для содержания организаций или проведения каких-либо мероприятий. До недавнего времени бюджетные организации, как правило, не имели собственных расходов. Поэтому в бюджетных сметах показывались только расходы учреждений, тем самым фиксировался односторонний характер финансовых отношений. С переходом на рыночные отношения у бюджетных организаций появились собственные доходы, которые теперь учитываются в приходно-расходных сметах.

Сметное планирование и финансирование строится на принципах:

-научности - использование системы научных  методов (нормативный, балансовый, программно-целевой, системный, экономико-математические  и др.);

- непрерывности и комплексности планирования - предполагают прогнозирование и планирование в различных аспектах: временном, территориальном и др.

- демократического  централизма - призван обеспечить  органическое сочетание интересов  первичных организаций с интересами и возможностями органов государственной власти административно-территориальных образований и государства в целом.

Сметное планирование складывается из двух процессов: движения прогнозов, проектов заявок снизу вверх  и утверждения планов сверху вниз. Принятие любой сметы в обязательном порядке требует согласования, уточнения и утверждении вышестоящей организацией и финансовым органом. Сметное планирование имеет строго целевое назначение по характеру расходов согласно статьям и видам бюджетной классификации (оплата труда, социальные начисления, питание, трансферты и т.д.). Несмотря на наличие внебюджетных доходов, в смету должны включаться все расходы, необходимые для нормального функционирования организаций.

Сметы различают  по уровню обобщения затрат согласно задачам сметного планирования и финансирования административно-территориальных образований и страны в целом.

В финансово-бюджетном  хозяйстве используются:

- индивидуальные  сметы учреждений;

- общие сметы  расходов;

- сметы расходов  на централизованные мероприятия;

- сводные сметы.

Сметы бюджетных  организаций утверждаются на бюджетный (календарный) год и выражают годовой  свод расходов по статьям затрат. В  обязательном порядке к смете  прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат. В них указываются основные показатели деятельности учреждений: количество учащихся, классов, коек и т.д. на начало года, конец года и в среднегодовом исчислении.

Сметы рассматриваются  и утверждаются главными распорядителями (руководителями соответствующих отделов, управлений, департаментов, ведомств и министерств). Только утвержденная смета становится финансовым планом, определяющим размеры финансирования и позволяющим руководителям организаций делать затраты с учетом фактического выполнения показателей деятельности.

Основу сметного планирования и финансирования составляет нормативный метод определения расходов. Нормирование позволяет:

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации