Анализ взаимоотношений с покупателями и поставщиками торгового предприятия ООО «Фортуна»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:02, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ состояния расчетов с покупателями и поставщиками и разработка мероприятий по совершенствованию организации учета и контроля расчетов, по управлению дебиторской и кредиторской задолженности на действующем предприятии.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются: исследование теоретических основ организации учета расчетов с покупателями и поставщиками, анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, разработка мероприятий по совершенствованию организации контроля расчетов, по управлению дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
5


1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ
8
1.1.Хозяйственные связи между покупателями и поставщиками
8
1.2.Сущность, виды и учет расчетов
12
1.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
17
2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТОРГОВАЯ МАРКА»


25
2.1.Общая характеристика предприятия
25
2.2.Анализ взаимоотношений и учет расчетов с поставщиками и покупателями на предприятии
29
2.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
39
3.МЕТОДЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
54
3.1.Комплекс мер по совершенствованию системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями
54
3.2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
57
3.3 Управление отношениями с покупателями и поставщиками с помощью программного продукта CRM (Customer Relationship Management)


61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

       По  продолжительности выделяют долгосрочную задолженность, срок погашения которой  превышает 12 месяцев, и краткосрочную со сроком погашения менее 12 месяцев.

       В свою очередь, краткосрочную и долгосрочную задолженность можно подразделить на:

       - срочную (непросроченную), у которой  не истек срок исполнения по  договору или предельный срок  исполнения (срок исковой давности);

       - просроченную, у которой истек  срок исполнения;

       - отсроченную, по которой продлен  срок исполнения.

       В то же время просроченная задолженность  подразделяется на истребованную и  неистребованную. Истребованной считается  задолженность, по возврату которой организация-кредитор предприняла все предусмотренные законодательством меры (направление претензионных писем, подача искового заявления в суд), неистребованной - задолженность, для возврата которой организация-кредитор в силу разных причин не предприняла всех необходимых усилий.

       Состояние расчётно-платёжной дисциплины непосредственно  влияет на финансовое положение предприятия. В случае отвлечения значительных сумм в дебиторскую задолженность, предприятие  может оказаться неплатёжеспособным. В тоже время несвоевременное погашение долга кредиторам отрицательно влияет на деловую репутацию предприятия.

       Бухгалтерский анализ дебиторской и кредиторской задолженности позволяет руководству:

       - определить, как изменилась величина  долговых обязательств по сравнению с началом года или другого анализируемого периода;

       - оценить, оптимально ли соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности,  и если нет, как добиться  его оптимальности, что для  этого нужно сделать; 

       - определить и оценить риск  дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;

       - найти рациональное соотношение  между величиной кредиторской  задолженности и объемом продаж, оценить целесообразность увеличения отпуска продукции, товаров и услуг в кредит, определить пределы ценовых скидок для ускорения оплаты выставленных счетов;

       - прогнозировать состояние долговых  обязательств организации в пределах  текущего года, что позволит улучшить  финансовые результаты ее деятельности.

       В общей сумме дебиторской задолженности 80-90% приходятся на расчеты с покупателями. Поэтому политика управления дебиторской  задолженностью связана в первую очередь с оптимизацией размера  задолженности и инкассации задолженности  за реализованную продукцию.

       Главная цель анализа дебиторской задолженности  – разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорения  расчетов и снижения риска неплатежей.

         Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:

       Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска, которая является приоритетной, поэтому существенно сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.

       Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита.

       Агрессивный (мягкий) тип предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска.

       Формирование  системы кредитных условий включает:

       -срок  предоставления кредита,

       -лимит  предоставляемого кредита,

       -стоимость  предоставления кредита, т.е. система  ценовых скидок при осуществлении  расчетов за приобретенную продукцию,

       -системе  штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.

       Формирование  стандартов оценки покупателей и  дифференциация условий предоставления кредита. В основе этих стандартов лежит  кредитоспособность предприятия.

       Общая сумма дебиторской задолженности  по операциям, связанным с продажей продукции (товаров, услуг), зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т. е. без предварительной или немедленной оплаты, и средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в состав которой входит:

       - определение уровня приемлемого  риска отпуска товаров в долг;

       - расчет величины кредитного периода,  т. е. продолжительности времени  последующей оплаты выставленных счетов;

       - стимулирование досрочного платежа  путем предоставления ценовых  скидок;

       - политика инкассации, применяемая  для оплаты просроченных счетов.

       Значительное  увеличение долгов дебиторов и их удельного веса в текущих активах  предприятия может быть вызвано рядом причин и факторов:

       - неоправданно рискованной кредитной  политикой по отношению к покупателям; 

       - резким увеличением объема продаж  без предоплаты или немедленной  оплаты;

       - неплатежеспособностью и банкротством  части покупателей. 

       Рост  дебиторской задолженности нельзя во всех случаях считать отрицательным  явлением в экономике предприятия. Если дебиторы надежны, аккуратны в  платежах и выгодны по условиям поставок и ценам продаж, увеличение их долговых обязательств приводит к росту объемов продаж продукции, работ, услуг, к повышению доходов и прибыли предприятия в ближайшие периоды времени. К тому же нормальная дебиторская задолженность относится к наиболее ликвидным активам, ее можно оформить векселем, продать, уступить банку или другой организации.

       Однако  наличие дебиторской задолженности  в балансе и отнесение ее к  ликвидным активам не гарантируют  кредитору получения денежных средств  во всех случаях. Часть долгов дебиторов  может быть списана в связи  с истечением сроков исковой давности или стать безнадежной к взысканию по форс-мажорным и другом обстоятельствам. Непредсказуемость хозяйственных ситуаций, в которых могут оказаться организации-плательщики, расстройство денежного обращения и ряд других причин могут привести к потере значительной части оборотных средств предприятия-поставщика, создать и у него серьезные проблемы с текущей платежеспособностью. Все это скажется на формировании финансовых результатов, уменьшении прибыли и рентабельности его деятельности.

       Анализ  кредиторской задолженности включает изучение динамики долгов организации ее кредиторам, их количественную и качественную оценку, выявление причин роста или снижения, анализ структуры долговых обязательств и факторов ее изменения. Однако в отличие от дебиторской задолженности, являющейся частью имущества организации, долги кредиторам служат одним из источников его формирования. Источник этот в пределах обусловленного договором срока бесплатный для покупателя или потребителя, а зачастую бесплатный вообще, поскольку многие кредиторы до последнего времени не применяют штрафных санкций за просрочку платежей.

       В связи с этим кредиторская задолженность  становится одним из наиболее выгодных для покупателей способом кредитования, имеющим, однако, и “подводные камни”, особенно когда должнику не удалось уплатить по счетам контрагентов в срок. Накопленные просроченные долги кредиторам грозят неисправному плательщику потерей доверия поставщиков и подрядчиков, банков, инвесторов и в конечном счете угрожают банкротством. С помощью экономического анализа находят тот порог допустимой задолженности, который позволяет воспользоваться ее преимуществами, но не дает перейти черту, за которой следуют потеря делового имиджа и связанные с этим негативные последствия. В ряде случаев предприятию необходимо пойти на уменьшение кредиторской задолженности с целью сокращения расходов по обслуживанию долга.

       Эффективность использования средств кредиторов предприятием-должником характеризует  коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. Он исчисляется путем деления выручки-нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) на сумму кредиторской задолженности на начало и конец года, деленную на 2. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности отражает скорость оборота долгов кредиторам в количестве оборотов за анализируемый период. Увеличение числа оборотов кредиторской задолженности за отчетный год свидетельствует об ускорении погашения текущих обязательств перед кредиторами.

       Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности позволяет судить о рациональности величины годового оборота средств в расчетах, выявить резервы ускорения оборачиваемости денежных средств, возможности увеличения их притока в кассу и на расчетные счета предприятия.

       Основными источниками информации для анализа  дебиторской и кредиторской задолженности  служат бухгалтерский баланс, приложение к балансу «Отчет о финансовых результатах и их использовании» (Форма №2), приложение к бухгалтерскому балансу «Форма №5» (включающая разделы о движении заемных средств и данные о дебиторской и кредиторской задолженности), оборотные ведомости, карточки аналитического учета, данные инвентаризации, первичные документы, журналы-ордера и ведомости синтетического учета, в которых отражается движение соответствующих платежей, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей, другие отчетные формы.

       Дебиторская и кредиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе предприятия по видам.

       Учет  дебиторской задолженности ведется  на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

       Учет  кредиторской задолженности ведется  на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

       Расчеты с дебиторами и кредиторами, не являющимися  покупателями, заказчиками, поставщиками или подрядчиками, ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

       Для обобщенной характеристики объектов используются синтетические счета, на которых все показатели измеряются в денежном выражении.

       Для более детальной характеристики объектов анализируются аналитические счета, где кроме денежного измерителя может присутствовать количественный показатель (килограммы, штуки, пары и др.).

       Для обобщения и систематизации данных синтетических и аналитических  счетов используются оборотные ведомости. При этом форма оборотной ведомости по счетам учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами имеет специфику, связанную с тем, что по одним организациям задолженность может быть дебетовой, а по другим - кредитовой. Кроме того, по одной и той же организации на начало месяца остаток может быть дебетовым, а на конец месяца - кредитовым, и наоборот. Поэтому сальдо в данной оборотной ведомости показывается развернуто: дебетовое сальдо в активе, кредитовое в пассиве. Сальдо в свернутом виде, т.е. как простую разность между различными видами задолженности, в такой оборотной ведомости указывать нельзя.

       В заключении надо отметить, что в  настоящее время, огромное значение для любого торгового предприятия имеют его хозяйственные связи с поставщиками и покупателями. Их развитие дает ему возможность уверенно действовать на рынке и успешно конкурировать с любой другой фирмой. Правильный подбор поставщиков, установление с ними взаимопонимания и доверия основанных на добросовестном выполнении всех договоренностей, даст возможность торговому предприятию вести свои дела наиболее эффективно и с максимальной прибылью.

       Основными задачами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками являются:

       -формирование  полной и достоверной информации  о состоянии расчетов с поставщиками  и подрядчиками, покупателями и  заказчиками, необходимой внутренним  и внешним пользователям бухгалтерской  отчетности;

Информация о работе Анализ взаимоотношений с покупателями и поставщиками торгового предприятия ООО «Фортуна»