Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:50, дипломная работа
Целью данной работы является анализ товарооборота на предприятии торговли и исследование путей его увеличения
Поставленная цель достигается с помощью ряда задач:
Рассмотреть теоретические основы товарооборота
рассмотреть общую характеристику предприятия торговли;
провести анализ товарооборота на предприятии торговли;
((J1-J0)*T1)/100 (2.2)
где Т1 - товарооборот в 2012 г.
J0 - уровень рентабельности за 2011 г.
J1 - уровень рентабельности за 2012 г.
Получаем:
(32-30) * 2598 : 100 = 52 т.р.
Для определения влияния изменения J издержек обращения на сумму прибыли используем следующую формулу:
((J1-J0)*T0)/100 (2.3)
где Т1 - товарооборот в 2012 г.
J0 - уровень рентабельности за 2011 г.
J1 - уровень рентабельности за 2012 г.
Расчет:
(9-10) * 2472: 100 = - 24,7 т.р.
Влияние отдельных факторов на сумму прибыли обобщим в нижеследующей таблице 2.4
Таблица 2.4 Влияние основных факторов на прибыль, т.р.
Факторы Повлияли на прибыль в сторону
увеличения уменьшения (-)
Изменение объема продаж 13,8
Изменение среднего J ВД 52
Изменение среднего J издержек обращения -24,7
Изменение прочих доходов - -
Изменение прочих расходов - -
И Т О Г О 90,5
Таким образом, на увеличение прибыли в 2012 году влияли два фактора: роста выручки от реализации товаров и изменение валового дохода по сравнению с 2011 г., что в сумме дало прирост прибыли 90,5 тыс. руб. Издержки за 2012 год сократились на сумму 24,7 тыс. руб. по сравнению с 2011 годом. Следовательно, прирост компании по сравнению с 2011 г. составил тыс. руб., чем благоприятно сказывается на дальнейшее развитие компании.
В таблице 2.5 отражены данные по товарообороту компании за 2011-2012 годы.
Таблица 2.5 Товарооборот ООО «ТехПоставка» в 2011-2012 годах
Показатель 2011 год 2012 год Абсолютное отклонение Уровень выполнения плана отчетного года
план факт +, _ %
Товарооборот, т.р. 2472911 2338871 2598746
Торговая площадь, кв.м. 4200 4200 4300 100 100
Товарооборот в расчете
на один метр торговой площади тыс.руб. 589 557 604
Среднесписочная численность работников – чел 158 155 150 -8 -5 96,8
Товарооборот в расчете
на одного среднесписочного работника
15651 15089 17325 1674 2235
Индекс динамики розничного товарооборота составит:
И = 2598746/2472911 = 1,05
Данные таблицы
Рис.2.4. Динамика товарооборота компании в 2011-2012 годах, т.р.
Если сравнивать плановые и фактические показатели в 2012 году , о можно отметить следующие тенденции:
- перевыполнение плана по товарообороту на 259875 т.р. или на 111,1%;
- перевыполнение плана по товарообороту на 1 кв.м. на 47 т.р. или на 8,5%
- перевыполнение плана по товарообороту на одного работника на 2235 т.р. или на 14,8%
Рис.2.5. Сравнение фактического товарооборота компании в 2-12 году с плановым, т.р.
Структура товарооборота по основным товарным группам в динамике представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Структура товарооборота по товарным группам ООО «ТехПоставка» в 2011-2012годах
Товарные группы 2011 год 2012 год Абсолютное отклонение Темп роста Рост удельного веса
(тыс. руб.) (тыс. руб.) (тыс. руб.) %
Запчасти МАЗ 1002685 1122005
Запчасти Камаз 883337 970959
Запчасти Зил 361008 307001 -
Запчасти ПАЗ 225881 198781 -
Итого 2472911 2598746 125835
Как видно из таблицы 2.6, в 2012 году наблюдается рост товарооборота по запчастям МАЗ на 119320 т.р. или на 11,99%, по запчастям Камаз на 87622 т.р. или на 9,9%, по запчастям ЗИЛ – снижение товарооборота на 54007 т.р. или на 15%, снижение товарооборота по запчастям ПАЗ на 27100 т.р. или на 12%. В целом товарооборот вырос на 125835 т.р. или на 5,1%.
Рис.2.6. Динамика товарооборота по товарным группам ООО «ТехПоставка» в 2011-2012годах, т.р.
В таблице 2.7 отражена структура товарооборота по товарным группам компании.
Таблица 2.7 Структура товарооборота ООО «ТехПоставка» в 2011-2012годах
Товарные группы 2011 год 2012 год Отклонение,%
Запчасти МАЗ 40,5 43,2 2,6
Запчасти Камаз 35,7 37,4 1,6
Запчасти Зил 14,6 11,8 -2,8
Запчасти ПАЗ 9,1 7,6 -1,5
Итого 100,0 100,0 0,0
Данные таблицы 2.7 свидетельствуют
о том, что в 2012 году в структуре
товарооборота произошли
- рост доли товарооборота по запчастям МАЗ на 2,6%
- рост доли товарооборота по запчастям Камаз на 1,6%
- снижение доли товарооборота по запчастям Зил на 2,8%
- снижение доли товарооборота по запчастям ПАЗ на 1,5%
На рисунках ниже отражена структура товарооборота по годам более наглядно.
Рис.2.7. Структура товарооборота ООО «ТехПоставка» в 2011 году, %
Как видно из рис, в 2011 году, в структуре товарооборота доля запчастей МАЗ максимальна и составляет 40%, а доля запчастей ПАЗ – минимальна и составляет 9%
Рис.2.8. Структура товарооборота ООО «ТехПоставка» в 2012 году, %
Как видно из рис, в 2012 году, в структуре товарооборота доля запчастей МАЗ максимальна и составляет 403%, а доля запчастей ПАЗ – минимальна и составляет 8%.
Далее проводим анализ товарооборота по видам продаж в таблице 2.8
Таблица 2.8 Анализ товарооборота по видам продаж
Вид реализации Значение, т.р. Абсолютное отклонение, т.р. Темп, % Структура, %
2011 год 2012 год 2011 год 2012 год отклонение. %
Со склада 2225620 2364859
С доставкой 197833 207900 10067
Прочее 49458 25987 -23471 52,
ИТОГО 2472911 2598746 125835
Как видно из таблицы 2.8, в 2012 году происходит рост товарооборота со склада на 139239 т.р. или на 6,3%, рост товарооборота с доставкой на 10067 т.р. или на 5,1%, снижение прочих видов реализации на 23471 т.р. или на 47,5%.
Рис.2.9. Динамика товарооборота ООО «ТехПоставка» за 2011-2012 годы по видам реализации, т.р.
При этом растет доля реализации со склада на 1%
Рис.2.10. Структура товарооборота ООО «ТехПоставка» за 2011-2012 годы по видам реализации, %
Как видно доля реализации со склада максимальна и составляет в 2011 году – 90%, в 2012 году – 91%.
Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только загод, но и по кварталам, месяцам, декадам, что помогает установить,насколько ритмично работает торговое предприятие.
Таблица 2.9 Анализ ритмичности работы торгового предприятия ООО «ТехПоставка» в 2012 году
Квартал Объем товароооборота, т.р. Удельный вес, % Изменение. %
план факт план факт
1 кв 2012 467774 545737 20 21 1
2 кв 2012 701661 753636 30 29 -1
3 кв 2012 865382 987523 37 38 1
4 кв 2012 304053 311850 13 12 -1
ИТОГО 2338871 2598746 100 100
В выполнение плана по ритмичности засчитывается фактическая доля товарооборота за i-й период, но не более плановой.
В нашем случае:
1 кв 2012 - 20%
2 кв 2012 - 29%
3 кв 2012 - 37%
4 кв 2012 - 12%
Тогда, коэффициент ритмичности составит:
0,2+0,29+0,37+0,12 = 0,98 или 98%
На следующем этапе проводим факторный анализ розничного товарооборота компании аз 2011-2012 годы по нескольким факторным моделям:
Факторная модель имеет вид:
Т = Ч* Тч (2.4)
где - товарооборот, т.р.
Тч- товарооборот на одного работника, т.р.
Ч – численность работников компании, т.р.
В таблице 2.10 представлены исходные данные для факторного анализа
Таблица 2.10 Исходные данные для факторного анализа
Показатель 2011 год 2012 год Динамика
обозначение значение
Товарооборот, т.р. Т 2011 2472911 Т 2012 2598746 125835
Численность работников, чел. Ч 2011 158 Ч 2012 150 -8
Товарооборот на одного работника, т.р. Тч 2011 15651 Т ч 2012 17325 1674
Таким образом, под влиянием
изменения численности
Рис.2.11. Влияние факторов на изменение товарооборота в 2011-2012 года, т.р.
Факторная модель имеет вид:
Т = П* Тп (2.5)
где - товарооборот, т.р.
Тп- товарооборот на 1 кв.м торговой площади, т.р.
П – торговая площадь компании, т.р.
В таблице 2.11 представлены исходные данные для факторного анализа
Таблица 2.11 Исходные данные для факторного анализа
Показатель 2011 год 2012 год Динамика
обозначение значение
Товарооборот, т.р. Т 2011 2472911 Т 2012 2598746 125835
Торговая площадь, кВ.м. П 2011 4200 П 2012 4300 100
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади, т.р. Тп 2011 589 Т п 2012 604 16
Таким образом, под влиянием изменения площади товарооборот вырос на 58879 т.р., под влиянием изменения товарооборота на 1 кв.м. торговой площади показатель вырос на 66956 т.р. Общее влияние факторов составило: 58879 +66956 = 125835 т.р
Рис.2.12. Влияние факторов на изменение товарооборота в 2011-2012 года, т.р.
На следующем этапе используем маржинальный анализ при исследовании товарооборота компании.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительной единицы в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источников покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности. Ее величина зависит от следующих факторов:
- на единицу продукции
МПед=рi –bi (2.6)
- на весь объем продаж
МПi=VPПi(pi-bi) (2.7)
- в целом по предприятию
МП общ= ∑▒〖VРПi*(pi-bi)=∑▒〖VPПобщ*Удi(
где МП – сумма маржи покрытия, т.р.
p- цена единицы продукции, т.р.
b – переменные затраты
на единицу продукции (
VPП – физический объем реализованной продукции, ед.
Уд- удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме продаж, т.р.
Проиллюстрируем данные расчеты на примере в таблице 2.12
Таблица 2.12 Сравнительный анализ доходности товаров, основанный на полной и усеченной их себестоимости
№ п/п Показатель Ед. изм. Расчет Товар
Запчасти МАЗ Запчасти Камаз Запчасти ЗИЛ Запчасти ПАЗ
1 Объем продаж шт - 1246672 809133
2 Цена единицы т.р. - 0,900 1,200 1,
3 Полная себестоимость т.р. - 0,648 0,
4 Усеченная себестоимость т.р. - 0,343 0,
5 Прибыль на единицу продукции т.р. стр.2-стр.3 0,
6 Маржа покрытия на единицу продукции т.р. стр.2-стр.4 0,
7 Рентабельность продаж % стр.5/стр.2*100% 28,
8 Ранжирование товаров по уровню рентабельности - - 2 1 3 4
9 Маржинальная рентабельность % стр.6/стр.2*
10 Ранжирование товаров по уровню маржинальной прибыли - - 2 1 3 4
Как показывают данные из таблицы , наибольшую сумму маржинальной прибыли обеспечивает товар – запчасти Камаз.
Если изменять ассортимент товаров, ориентируясь на метод калькулирования полной себестоимости, то есть сократить реализацию товара – запчасти Камаз, то можно потерять значительную сумму прибыли, что подтверждают данные таблицы 2.13
Таблица 2.13 Финансовый результат при разных вариантах структуры продукции
Показатель до исключения товара - запчасти Камаз после исключения товара – запчасти Камаз
Товароооборот, т.р. 2598746 1627787
Переменные затраты, т.р. 836960 479162
Маржа покрытия, т.р. 1761786 1148625
Постоянные затраты, т.р. 1372609 1079865
Прибыль от продаж, т.р. 389177 68761
Средний уровень рентабельности, % 15,0 4,2
Как видно из таблицы 2.13, при исключении товара – запчасти Камаз рентабельность ООО «ТехПоставка» падает резко с 15 до 4,2%. Сократив товар – запчасти Камаз , компания потеряет значительную часть прибыли. Поэтому маржинальный анализ является важным инструментом принятия управленческих решений.
Глава 3. Пути увеличения товарооборота компании в 2013 году
3.1 Прогнозирование оптимальной структуры товарооборота
Осуществим прогнозирование финансового результата компании ООО «ТехПоставка» на 2013 год, исходя из следующих исходных данных (см. табл. ).
При этом в прогнозе заложены следующие изменения:
рост выручки на 8%;
рост всех
видов расходов (поправка на инфляцию),
а именно: переменные издержки –
на 8,21% (пропорционально росту
Таблица 3.1 Текущие и прогнозные экономические показатели ООО «ТехПоставка»
№ п\п Наименование показателя деятельности фирмы Ед. измер. Расчет Временной показатель Динамика, т.р. Темп изменения, %
2011 год 2013 год
1 Товарооборот т.р. - 2598746
2 Постоянные издержки т.р. - 1372609
3 Переменные издержки т.р. - 836960 905675
4 Полная себестоимость т.р. - 1521746
5 Коэффициент пропорциональности - стр. 3 / стр. 1 0,322 0,323 0,001 100,19
6 Критический (безубыточный)
объем реализации т.р. стр.2/ (1-стр.5) 2024685 2056956
Как видно из таблицы 3.1, теперь предприятию необходимо затратить усилий больше и произвести и реализовать товар на 11,59% больше прежнего уровня, чтобы не попасть в зону убытка. Рост критического объема реализации является следствием роста постоянных издержек.
Так, при товарообороте 2806646тыс. руб. в 2013 году предприятие покроет все свои расходы, а данный уровень реализации при сложившейся структуре выпуска и будет критическим. Любое превышение указанного товарооборота позволяет предприятию получить прибыль.
В расчеты заложены четыре вида товара:
Таблица 3.2 Основные виды планируемоготовара
Товар Наименование Цена, т.р.
Информация о работе Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения