Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ товарооборота на предприятии торговли и исследование путей его увеличения
Поставленная цель достигается с помощью ряда задач:
Рассмотреть теоретические основы товарооборота
рассмотреть общую характеристику предприятия торговли;
провести анализ товарооборота на предприятии торговли;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Анализ розничного товарооборота  и пути его увеличения

Введение

 

Предприятия розничной сети являются конечным звеном в процессе товародвижения от изготовителя к потребителям, замыкая цепь хозяйственных связей.

Главной целью торговых предприятий  является получение максимальной прибыли. Важнейшим необходимым условием, без которого не может быть достигнута эта цель, выступает товарооборот. Поскольку торговое предприятие  получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых  товаров, то задача максимизации прибыли  вызывает необходимость постоянного  увеличения объема товарооборота как  основного фактора роста доходов  и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Товарооборот отражает пропорции  между производством и потреблением, спросом и предложением, реализацией  и денежным обращением, объемом и  структурой торговой сети, материальными  и трудовыми ресурсами. Таким  образом, товарооборот - это ключевойфактор, определяющий эффективность работы розничной сети. При оптимизации  товарооборота, создаются условия  для роста и развития розничной  сети.

Сложность и многогранность показателей, определяющих розничный  товарооборот, требуют разработки экономико-математических моделей, на основе которых появится возможность создания стратегии  эффективного управления розничной  сетью.

В современных условиях исследование проблем и перспектив роста товарооборота  предприятий торговли актуально  и в плане понимания его  роли в социальной и экономической  жизни общества.

Актуальность данной темы состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного анализа товарооборота  разработать стратегию деятельности предприятия торговли, которая обеспечила бы максимальную эффективность его  деятельности.

Товарооборот оказывает  также большое влияние на количественные и качественные показатели работы предприятий  торговли. От объема и структуры  товарооборота зависят такие  показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность работников производства, финансовое состояние  предприятий и др.

Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения  имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

Целью данной работы является анализ товарооборота на предприятии  торговли и исследование путей его  увеличения

Поставленная цель достигается  с помощью ряда задач:

Рассмотреть теоретические основы товарооборота

рассмотреть общую характеристику предприятия  торговли;

провести  анализ товарооборота на предприятии  торговли;

разработать направления повышения и планирования товарооборота.

Объектом анализа является компания ООО «ТехПоставка».

Предметом исследования является товарооборот торговли.

Основные методы исследования, которые используются в работе: сравнительный, аналитический, группировка, статистический.

Теоретико-методологической основой исследования является экономическая  литература следующих авторов: Белолипецкий В. Г., Бухалков М. И., Гинзбург А. И., Ефимова  О. В., Поляк Г. Б., Поршнев А. А., Салин  В. Н., и др., статистический сборник, формы бухгалтерской отчетности ООО «Гурман», интернет-источники  по вопросам анализа товарооборота. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие розничного товарооборота и факторы, влияющие на него

 

Сущность  и значение розничного товарооборота

 

Розничная торговля по своей  сути является предпринимательской  деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров  конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного  пользования. Это – конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы  распределения, она обеспечивает продвижение  товаров от изготовителя до конечного  потребителя. В условиях рыночной экономики  все предприятия должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности. Экономика производства и потребления  – это в то же время и экономика  купли – продажи. Посредством  розничной продажи получает общественное признание стоимость части общественного  продукта.

Розничная продажа – акт  обмена денег на товар и услуги, выгодный для участвующих сторон. Потребитель при обмене стремиться приобрести необходимый ему товар  хорошего качества, а розничный торговец – прибыль. В процессе совершения акта покупки потребитель получает и определенное психологическое  удовлетворение, укрепляет или повышает свой социальный статус. Покупка способствует самовыражению и самоутверждению  покупателя.

Предприятия розничной торговли можно классифицировать по товарным категориям и группам, которые преобладают  в ассортименте; по методам торговли и уровню обслуживания покупателей; по признаку принадлежности магазина тем или иным владельцам; по месту  расположения, структуре и стратегии  магазина.

Розничная торговля в основном выполняет следующие функции: закупку  товаров, их транспортирование и  хранение; принятие на себя риска, финансовую деятельность, информирование рынка  и получение информации о рынке, подсортировку, подработку, придание закупленной  продукции товарного вида, продажу  товаров, послепродажное обслуживание покупателей.

Розничная торговля занимает важное место в системе товародвижения. Она обеспечивает возможность покупателю с минимальной затратой сил и  времени приобретать нужные ему  товары путем выбора из имеющегося ассортимента, недалеко от мест проживания или работы, в удобных для потребления  количествах. Интерьер магазинов часто  содействует совершению покупки.

Экономические отношения, связанные  с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: он характеризует  завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский  фонд.

Однако население удовлетворяет  свои потребности в предметах  потребления не только путем их индивидуального  потребления, но и через различные  формы совместного потребления. Розничная торговля – сложная  система, функционирующая в условиях быстро меняющейся социально – экономической  среды. Она постоянно учитывает  потребности и желания покупателей, изменения социально – экономической  среды, конъюнктуру и обеспечивает необходимый ассортимент товаров, дополнительных услуг, удобств.

Чтобы хорошо торговать, надо знать, кто покупатель, кто производит товары необходимого качества и по цене, приемлемой для покупателей, а  также следует выяснить, какие  товары продаются в других магазинах  конкурентами.

К розничной торговле, наряду с магазинами и другими торговыми  учреждениями, относятся предприятия  питания, сфера обслуживания.

Розничный товарооборот находится  в тесной взаимосвязи с денежным обращением. В нем участвует значительная часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров  народного потребления вызывает соответствующие изменения в  поступлении денег в банки. Его  развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством  и потреблением, спросом населения  и предложением товаров, розничной  продажей и денежным обращением.

В розничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету некоторых потребительских  товаров организациям, учреждениям  и предприятиям, а также продажа  продовольственных товаров организациям социально – культурной сферы  для питания обслуживаемого ими  контингента населения.

Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия. Продажа товаров  организациям и предприятиям может  производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В розничном  товарообороте мелкооптовая продажа  занимает примерно 5%.

Розничный товарооборот –  это важнейший показатель торгового  предприятия. Он характеризует объем  деятельности предприятия, от него зависит  объем валового дохода и прибыли.

Товарооборот – это  объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени, т.е. процесс обращения  товаров.

Розничный товарооборот –  это важнейший показатель торгового  предприятия. Его можно рассматривать  как результат деятельности предприятия  торговли, и от него зависит объем  валового дохода и прибыли, характеризующий  эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия  на рынке потребительских товаров  можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары.

В состав включаются: продажа  товаров из розничной сети за наличный расчет, по чекам сберегательного  банка, по перечислениям со счетов вкладчиков банков, за иностранную валюту и  в кредит.

Продажа автозаправочными станциями  и магазинами системы нефтепродуктообеспечения топлива, смазочных материалов, запасных частей и других средств ухода  для автотранспортных средств индивидуального  пользования.

Продажа рабочим и служащим форменной одежды как из розничной  сети, так и со складов материально  – технического снабжения организаций, учреждений, предприятий.

Продажа предприятиями торговли товаров, принятых от кооперативов, малых  предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Продажа сельскохозяйственных продуктов, скота, птицы и других товаров совхозами непосредственно  из хозяйств на рынках, ярмарках, из подсобных  хозяйств и колхозов через специально организованную ими торговую сеть.

Продажа населению лесных строительных материалов и других потребительских  товаров непосредственно объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями.

Продажа населению лесоматериалов и древесного топлива леспромхозами.

Продажа товаров на аукционах  и через комиссионные и коммерческо- комиссионные магазины и палатки.

Продажа населению товаров  длительного пользования по образцам.

Продажа печатных изданий  по подписке.

Продажа населению порожней тары.

Продажа товаров по безналичному расчету в порядке мелкооптового  товарооборота.

Продажа молока, жиров и  другого лечебно – профилактического  питания производственными предприятиями  для рабочих и служащих, занятых  в цехах с вредными условиями  труда.

Розничный товарооборот является основой для определения потребности  в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению  к прибыли.

Розничный товарооборот измеряется стоимостными и натуральными показателями, показателями прироста и объема продаж в расчете на душу населения.

Как любой стоимостный  показатель, розничный товарооборот имеет некоторые недостатки. На его  размеры влияют цены, и он может  увеличиваться за счет реализации дорогих  товаров, а не товаров, имеющих доступные  для массового потребителя цены. Это необходимо учитывать при  оценке эффективности работы торгового  предприятия.

Розничный товарооборот имеет  также народнохозяйственное значение. Через товарооборот происходит смена  форм стоимости товаров народного  потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются  производственные затраты и создаются  условия для дальнейшего развития производства.

Посредством розничного товарооборота  получают общественное признание стоимость  и потребительная стоимость товаров  народного потребления.

Розничный товарооборот –  важное звено в процессе осуществления  экономического закона распределения  по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством  и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.

Розничный товарооборот существенно  влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку  обращение наличных денег связано  главным образом с обслуживанием  розничного товарооборота.

Розничный товарооборот может  быть использован для расчета  трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью  этих показателей можно в первом приближении определить потребность  предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота  должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы  на оплату труда. При этом оптимальным  считается такое соотношение  в развитии этих показателей, которое  представлено в моделях стратегического  регулирования товарооборота.

Основные задачи анализа  розничного товарооборота:

проверка  обоснованности плановой величины товарооборота;

проверка  выполнения плана товарооборота  в целом за отчетный период (год, полугодие, квартал, месяц) а также  по отдельным составляющим данного  периода;

изучение  динамики розничного товарооборота, т. е. изменения его объема по сравнению  с предыдущим отчетным периодом;

рассмотрение  состава товарооборота;

изучение  структуры розничного товарооборота;

факторный анализ товарооборота;

выявление резервов увеличения объема розничного товарооборота.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения