Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:50, дипломная работа
Целью данной работы является анализ товарооборота на предприятии торговли и исследование путей его увеличения
Поставленная цель достигается с помощью ряда задач:
Рассмотреть теоретические основы товарооборота
рассмотреть общую характеристику предприятия торговли;
провести анализ товарооборота на предприятии торговли;
Эти задачи стоят перед
последующим (итоговым, ретроспективным)
анализом товарооборота. Прогнозный же
анализ должен осуществить определение
критического (безубыточного) объема реализации
(продаж) товаров в будущем периоде.
И исходя из возможных изменений
величин издержек обращения и
прибыли торговой организации, а
также выбор оптимальной
Источниками информации для
анализа розничного товарооборота
являются плановые данные, формы статистической
отчетности, учетные регистры, первичная
документация. Важнейшими первичными
документами служат товарные и денежные
отчеты материально ответственных
лиц, к которым прилагаются
В процессе внутреннего анализа необходимо выявить и изучить причины, способствовавшие выполнению плана розничного товарооборота, а также причины, вызвавшие его невыполнение.
После рассмотрения выполнения
плана следует изучить динамику
розничного товарооборота. В этих целях
товарооборот за данный отчетный период
сравнивается с соответствующим
показателем предыдущего
Затем необходимо рассмотреть
состав розничного товарооборота в
разрезе отдельных видов
Так, по видам продаж товарооборот можно подразделить на следующие виды: розничный, мелкооптовый, оптовый. В свою очередь розничный товарооборот делится на продажу товаров населению и их реализацию юридическим лицам.
По другому признаку — по организационным формам — товарооборот подразделяется на такие разновидности:
товарооборот стационарной торговой сети;
оборот передвижной торговли;
оборот торговли по образцам, каталогам;
оборот торговли по предварительным заказам.
По формам обслуживания можно выделить следующие разновидности товарооборота:
обычная форма обслуживания покупателей;
самообслуживание;
посылочная торговля.
Наконец, по признаку формы оплаты товарооборот подразделяется на следующие виды:
оплата за наличный расчет;
оплата с помощью кредитных карточек и расчетных чеков Сбербанка;
оплата по безналичному расчету;
реализация товаров в кредит.
Затем следует провести анализ
структуры розничного товарооборота,
то есть рассмотреть соотношение
продажи отдельных видов
Затем следует осуществить факторный анализ розничного товарооборота.
Факторы, влияющие на величину розничного товарооборота
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, представлены на рис.1.1.
Рис.1.1. Классификация факторов, влияющих на розничный товарооборот
Анализ внешней среды предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного окружения. Это позволяет оценить стратегические условия, созданные внешней средой, возможности и угрозы.
Как известно, степень воздействия
отдельных компонент
По результатам опросов
специалистов розничной торговли сегодня
на деятельность предприятий розничной
торговли значительное влияние оказывают
факторы научно-технического и экономического
характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые
могут быть с одной стороны
потенциальными носителями угроз для
них, а с другой - могут открывать
новые возможности для
Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
с обеспечением товарными ресурсами;
эффективностью использования трудовых ресурсов;
эффективностью использования основных средств.
Указанные факторы в большей мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.
Факторы, связанные с обеспечением
товарными ресурсами, влияют на объем
розничного товарооборота через
изменение величин запасов
Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.
Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.
К факторам, связанным с
обеспечением и использованием трудовых
ресурсов, относятся: численность работников,
организация и
Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности.
К факторам, связанным с
использованием основных фондов, относятся:
количество магазинов, средняя торговая
площадь одного магазина, товарооборот
на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача,
среднегодовая стоимость
Все факторы, под влиянием
которых развивается
Такие экстенсивные факторы,
как покупательные фонды
Рассмотрим факторы более подробно.
Факторы, влияющие на объем розничного товарооборота, можно разделить на три основные группы:
1) связанные с товарными фондами;
2) связанные с численностью
работников, организацией и
3) связанные с использованием основных средств.
В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные. К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью и качеством труда, с обеспечением необходимых социальных условий. В качестве социального фактора в известном смысле можно рассматривать и сезонные колебания потребительского спроса.
Первая группа - факторы, связанные
с товарными фондами. Эти факторы
влияют на объем розничного товарооборота
через изменение величин
Увеличение начальных
запасов и поступления товаров
оказывает положительное
Говоря о направлении
влияния (+, —), необходимо учитывать
доброкачественность
Особо следует сказать об уценке товаров, которая включается в прочее выбытие. Ее наличие свидетельствует часто о том, что в торговлю проникли товары, не в полной мере соответствующие потребительскому спросу. Это нельзя оценить положительно. Но своевременно произведенная уценка товаров, частично утративших свои потребительские свойства, может несколько активизировать торговый процесс в данном отчетном периоде.
Влияние на сумму реализации
того или иного слагаемого товарного
баланса измеряется способом цепной
подстановки или путем
Взвешивая степень влияния товарных запасов, необходимо иметь в виду, что их положительное отклонение имеет такое значение лишь для данного отчетного периода. Для предшествующего и последующего периодов оно приобретает отрицательное значение. Отклонения за счет товарных запасов с отрицательным знаком (как в нашем примере) положительно сказались на объеме товарооборота предшествующего года и положительно скажутся в последующем отчетном периоде.
Ко второй группе факторов,
влияющих на объем розничного товарооборота,
относятся трудовые факторы, численность
работников, организация и
Объем розничного товарооборота
в зависимости от товарных фондов
считается величиной
Средняя численность торговых
работников — важный показатель торговли.
Число работников, рабочих мест в
торговле возрастает в связи с
открытием новых предприятий. Но
в связи с ограниченностью
ресурсов исключительно актуальными
становятся рациональная организация
труда, повышение его
Наиболее перспективной формой организации труда в торговле является бригадный хозрасчет (бригады на коллективном, арендном и семейном подряде), что выражается как в высокой производительности труда, так и в повышении средних заработков.
В качестве показателя производительности
труда применяется сумма
Третья группа факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, связана с использованием основных средств. Они оказывают на объем розничного товарооборота также значительное влияние.
Увеличение объема розничного товарооборота может произойти в результате прироста торговой площади и более рационального ее использования.
Объем розничного товарооборота может быть выражен произведением приведенных в таблице величин: среднегодового количества рабочих мест, количества рабочих дней, продолжительности рабочего дня, среднечасовой выработки на одно рабочее место.
Как уже подчеркивалось выше, на поведение потребителей оказывает влияние целый ряд факторов. Все эти факторы можно условно подразделить на внешние и внутренние. В свою очередь внешние факторы обычно подразделяются на факторы среды и факторы маркетинга, а внутренние факторы подразделяются на психологические и личностные.
Внешние факторы оказывают существенное влияние на поведение покупателей и потребителей. К таким факторам относятся:
культура;
субкультура;
общественный класс;
референтные группы;
роли и статусы.
Степень влияния каждого из перечисленных факторов на потребителей не одинакова. Самое широкое воздействие оказывает культура, а мое сильное влияние на потребителей оказывает семья, роли и статусы. Схематично это можно представить в виде перевернутой пирамиды вверху которой указана культура, наиболее широко воздействующая на потребителей, и внизу приведены семья, роли и статусы, оказывающие наиболее сильное влияние на поведение потребителей.
Уровень культуры в обществе
оказывает самое
Информация о работе Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения