Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 00:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ товарооборота на предприятии торговли и исследование путей его увеличения
Поставленная цель достигается с помощью ряда задач:
Рассмотреть теоретические основы товарооборота
рассмотреть общую характеристику предприятия торговли;
провести анализ товарооборота на предприятии торговли;

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

Эти задачи стоят перед  последующим (итоговым, ретроспективным) анализом товарооборота. Прогнозный же анализ должен осуществить определение  критического (безубыточного) объема реализации (продаж) товаров в будущем периоде. И исходя из возможных изменений  величин издержек обращения и  прибыли торговой организации, а  также выбор оптимальной структуры  товарооборота.

Источниками информации для  анализа розничного товарооборота  являются плановые данные, формы статистической отчетности, учетные регистры, первичная  документация. Важнейшими первичными документами служат товарные и денежные отчеты материально ответственных  лиц, к которым прилагаются документы, подтверждающие сдачу торговой выручки  и расходы, произведенные из выручки.

В процессе внутреннего анализа  необходимо выявить и изучить  причины, способствовавшие выполнению плана розничного товарооборота, а  также причины, вызвавшие его  невыполнение.

После рассмотрения выполнения плана следует изучить динамику розничного товарооборота. В этих целях  товарооборот за данный отчетный период сравнивается с соответствующим  показателем предыдущего периода. Предварительно в целях обеспечения  сопоставимости данных товарооборот отчетного  периода пересчитывается на индекс цен и показывается в ценах  предыдущего периода.

Затем необходимо рассмотреть  состав розничного товарооборота в  разрезе отдельных видов продаж, организационных форм товарооборота, форм обслуживания, а также форм оплаты.

Так, по видам продаж товарооборот можно подразделить на следующие  виды: розничный, мелкооптовый, оптовый. В свою очередь розничный товарооборот делится на продажу товаров населению  и их реализацию юридическим лицам.

По другому признаку —  по организационным формам — товарооборот подразделяется на такие разновидности:

товарооборот  стационарной торговой сети;

оборот передвижной  торговли;

оборот торговли по образцам, каталогам;

оборот торговли по предварительным заказам.

По формам обслуживания можно  выделить следующие разновидности  товарооборота:

обычная форма  обслуживания покупателей;

самообслуживание;

посылочная  торговля.

Наконец, по признаку формы  оплаты товарооборот подразделяется на следующие виды:

оплата за наличный расчет;

оплата с  помощью кредитных карточек и  расчетных чеков Сбербанка;

оплата по безналичному расчету;

реализация  товаров в кредит.

Затем следует провести анализ структуры розничного товарооборота, то есть рассмотреть соотношение  продажи отдельных видов товаров  или товарных групп и их удельный вес в общей сумме реализации товаров.

Затем следует осуществить  факторный анализ розничного товарооборота.

 

Факторы, влияющие на величину розничного товарооборота

 

На развитие розничного товарооборота  оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, представлены на рис.1.1.

 

 

Рис.1.1. Классификация факторов, влияющих на розничный товарооборот

 

Анализ внешней среды  предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного  окружения. Это позволяет оценить  стратегические условия, созданные  внешней средой, возможности и  угрозы.

Как известно, степень воздействия  отдельных компонент макроокружения на различные предприятия зависит  от размера предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных целей, исторических и  прочих особенностей. Считается, что  крупные предприятия испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Розничная торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.

По результатам опросов  специалистов розничной торговли сегодня  на деятельность предприятий розничной  торговли значительное влияние оказывают  факторы научно-технического и экономического характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые  могут быть с одной стороны  потенциальными носителями угроз для  них, а с другой - могут открывать  новые возможности для предприятия. В свою очередь, социально-демографические  и политические факторы оказывают  среднюю степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий (38,9 и 47,3%). Основными факторами экономического характера, оказывающимися по мнению опрошенных, высокую степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий, являются: уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера - отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.

Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:

с обеспечением товарными ресурсами;

эффективностью  использования трудовых ресурсов;

эффективностью  использования основных средств.

Указанные факторы в большей  мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают  отдельного внимания и соответствующего анализа.

Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем  розничного товарооборота через  изменение величин запасов товаров  на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов  на конец отчетного периода.

Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает  увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров  и их остатка на конец периода.

Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и  плановыми.

К факторам, связанным с  обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.

Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения  и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники розничных  торговых организаций, непосредственно  общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем  и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности  использования трудовых ресурсов зависит  от организации труда, его производительности.

К факторам, связанным с  использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.

Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики  страны в целом. Интенсивные факторы  зависят в большой степени  от эффективности деятельности торговых организаций.

Рассмотрим факторы более  подробно.

Факторы, влияющие на объем  розничного товарооборота, можно разделить  на три основные группы: 

1) связанные с товарными  фондами; 

2) связанные с численностью  работников, организацией и производительностью  труда; 

3) связанные с использованием  основных средств.

В настоящее время стали  выделять и четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные. К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью  и качеством труда, с обеспечением необходимых социальных условий. В  качестве социального фактора в  известном смысле можно рассматривать  и сезонные колебания потребительского спроса.

Первая группа - факторы, связанные  с товарными фондами. Эти факторы  влияют на объем розничного товарооборота  через изменение величин запасов  товаров на начало периода, поступления  товаров, прочего выбытия и запасов  товаров на конец отчетного периода.

Увеличение начальных  запасов и поступления товаров  оказывает положительное влияние  на сумму реализации товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия  товаров, сокращение конечных запасов  товаров положительно влияют на сумму  реализации; их увеличение сказывается  на величине реализации данного отчетного  периода отрицательно.

Говоря о направлении  влияния (+, —), необходимо учитывать  доброкачественность поступивших  товаров в нужном ассортименте и  требуемых количествах и то, что  товары в запасе также должны отвечать этим требованиям. При нарушении  этих условий фактор, оказывающий  положительное влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. В самом деле, нельзя считать положительными факторами увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.

Особо следует сказать  об уценке товаров, которая включается в прочее выбытие. Ее наличие свидетельствует  часто о том, что в торговлю проникли товары, не в полной мере соответствующие  потребительскому спросу. Это нельзя оценить положительно. Но своевременно произведенная уценка товаров, частично утративших свои потребительские свойства, может несколько активизировать торговый процесс в данном отчетном периоде.

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного  баланса измеряется способом цепной подстановки или путем балансовой увязки, т.е. определения разницы  между фактическими и плановыми  величинами (или путем сравнения  с показателями предшествующего  периода).

Взвешивая степень влияния  товарных запасов, необходимо иметь  в виду, что их положительное отклонение имеет такое значение лишь для  данного отчетного периода. Для  предшествующего и последующего периодов оно приобретает отрицательное  значение. Отклонения за счет товарных запасов с отрицательным знаком (как в нашем примере) положительно сказались на объеме товарооборота  предшествующего года и положительно скажутся в последующем отчетном периоде.

Ко второй группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы, численность  работников, организация и производительность труда.

Объем розничного товарооборота  в зависимости от товарных фондов считается величиной производной. Между тем розничный товарооборот необходимо рассматривать и в  качестве показателя, активно воздействующего  на приток в торговую сеть новых  товаров. Предприятия и организации  розничной торговли должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать  в товарооборот новые товарные ресурсы, воздействуя на ассортимент и  качество товаров, вырабатываемых промышленными  и сельскохозяйственными предприятиями. Работники розничных торговых предприятий, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи, определяют объем  и характер потребительского спроса, определенным образом воздействуют на формирование товарного потока, направляемого в розничную торговую сеть.

Средняя численность торговых работников — важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в  торговле возрастает в связи с  открытием новых предприятий. Но в связи с ограниченностью  ресурсов исключительно актуальными  становятся рациональная организация  труда, повышение его производительности.

Наиболее перспективной  формой организации труда в торговле является бригадный хозрасчет (бригады  на коллективном, арендном и семейном подряде), что выражается как в  высокой производительности труда, так и в повышении средних  заработков.

В качестве показателя производительности труда применяется сумма товарооборота  на одного торгового работника. Повышение  среднего товарооборота на одного работника  можно положительно оценить, естественно, только в том случае, если это  не сопровождается ухудшением качества обслуживания покупателей.

Третья группа факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, связана с использованием основных средств. Они оказывают на объем  розничного товарооборота также  значительное влияние.

Увеличение объема розничного товарооборота может произойти  в результате прироста торговой площади  и более рационального ее использования.

Объем розничного товарооборота  может быть выражен произведением  приведенных в таблице величин: среднегодового количества рабочих  мест, количества рабочих дней, продолжительности  рабочего дня, среднечасовой выработки  на одно рабочее место.

Как уже подчеркивалось выше, на поведение потребителей оказывает  влияние целый ряд факторов. Все  эти факторы можно условно  подразделить на внешние и внутренние. В свою очередь внешние факторы  обычно подразделяются на факторы среды  и факторы маркетинга, а внутренние факторы подразделяются на психологические  и личностные.

Внешние факторы оказывают  существенное влияние на поведение  покупателей и потребителей. К  таким факторам относятся:

культура;

субкультура;

общественный  класс;

референтные группы;

роли и  статусы.

Степень влияния каждого  из перечисленных факторов на потребителей не одинакова. Самое широкое воздействие  оказывает культура, а мое сильное  влияние на потребителей оказывает  семья, роли и статусы. Схематично это  можно представить в виде перевернутой пирамиды вверху которой указана  культура, наиболее широко воздействующая на потребителей, и внизу приведены  семья, роли и статусы, оказывающие  наиболее сильное влияние на поведение  потребителей.

Уровень культуры в обществе оказывает самое непосредственное воздействие на жизнь людей. С  точки зрения маркетинга, это находит  свое выражение в том, какие товары приобретаются, какое значение им придается  в процессе потребления. Иными словами, уровень развития культуры имеет  самое непосредственное отношение  к поведению потребителей.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота и пути его увеличения