Анализ и оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия (на материалах ОАО «Транспортное машиностроение»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 21:54, дипломная работа

Краткое описание

Главной целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа ликвидности и финансовой устойчивости на примере ОАО «Транспортное машиностроение», и разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости и повышению ликвидности данного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа, раскрыть его роль в управлении ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятия;
– оценить ликвидность и финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение»;
– разработать предложения по повышению ликвидности и укреплению финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..6
1.1 Цели, задачи и виды финансового анализа. Классификация методов и приёмов анализа …………………………………………………………………….6
1.2 Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа …………………………………………………………13
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………….21
2.1 Понятие ликвидности предприятия и основные подходы к ее анализу и оценке ………………………………………………………………………………21
2.2 Управление ликвидностью предприятия …………………………………….30
2.3 Понятие и сущность финансовой устойчивости. Показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия ……………………34
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………………...46
3.1 Оценка показателей ликвидности ОАО «Транспортное машиностроение» 46
3.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение»…………………………………………………………………..54
3.3 Основные направления повышения ликвидности и укрепления финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» …………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

Коэффициент маневренности собственного капитала ОАО «Транспортное машиностроение» составлял в 2011 г. (-10,0), на конец 2012 г. он повысился на 10,5 пункта. Значение коэффициента на конец года соответствует допустимой границе (0,5). К концу отчетного периода 54% собственных средств находилась в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать этими средствами, а 46% собственных средств анализируемого предприятия вложено в недвижимое имущество и другие внеоборотные активы, которые являются наименее ликвидными.

Обобщая все вышесказанное, важно отметить, что ОАО «Транспортное машиностроение» в 2011 г. находилось в кризисном финансовом положении, но динамичный рост всех показателей к концу 2012 г. говорит о том, что акционерное общество стало более финансово устойчивым.

Определим тип финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

Финансовая устойчивость отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором ОАО «Транспортное машиностроение», свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а так же затраты по его расширению и обновлению.

На финансовую устойчивость ОАО «Трансмаш» оказывают влияние различные факторы: положение акционерного общества на товарном рынке, производство и реализация рентабельной продукции, пользующейся спросом у покупателей, степень зависимости ОАО «Транспортное машиностроение» от заемных источников средств, наличие неплатежеспособных дебиторов, эффективность проводимых предприятием хозяйственных и финансовых операций.

Для определения типа финансовой устойчивости ОАО «Трансмаш» за 2011-2012 гг. проанализируем динамику источников средств, необходимых для формирования запасов и затрат в таблице 8.

 

Таблица 8 – Показатели типа финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Изменения за период (+;-)

Тыс. руб.

Тыс. руб.

Тыс. руб.

%

1.Источники собственных  средств, в том числе:

87743

1880629

1792886

2043,3

2.Внеоборотные активы

968198

872425

-95773

-9,9

3.Наличие собственных  оборотных средств (гр.1+гр.2)

-880455

1008204

1888659

215,0

4.Долгосрочные кредиты  и займы

5932

5845

-87

-1,5

5.Наличие собственных  и долгосрочных заемных средств для формирования запасов (гр.3+гр.4)

-874523

1014049

1888572

215,0

6.Краткосрочные кредиты  и займы

2492410

911329

-1581081

-63,4

7.Общая величина основных  источников средств на покрытие  запасов и затрат (гр.5+гр.6)

1617887

1925378

307491

19

8.Запасы и затраты

485266

817650

332384

68,5

9.Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств на покрытие запасов и затрат (гр.3-гр.8)

-395189

190554

585743

148,2

10. Излишек (+),недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств на покрытие запасов и затрат (гр.5-гр.8)

-389257

196399

585658

150,5

11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины источников средств на покрытие запасов и затрат (гр.7-гр.8)

1132621

1107728

-24893

-2,2

12.Трехкомпонентный показатель  типа финансовой устойчивости

(0;0;1)

(1;1;1)

-

-


 

Расчеты показали, что в 2011 г. у общества сложился недостаток собственных оборотных средств в сумме 880455 тыс. руб., тогда как уже в 2012 г. ситуация изменилась, и наблюдалось наличие собственных оборотных средств в сумме 1008204 тыс. руб.

Динамика наличия собственных и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат характеризуется следующими данными: в 2011 г. имелся их недостаток в сумме 874532 тыс. руб., а в 2012 г. – данный вид источника имел положительное значение – 1014049 тыс. руб.

Общая величина основных источников средств на покрытие запасов и затрат ОАО «Транспортное машиностроение» как в 2011-2012 гг. увеличивалась, за анализируемый период сумма прироста составила 307491 тыс. руб.

Анализируя динамику излишка/недостатка собственных оборотных средств на покрытие запасов и затрат и излишка/недостатка собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств на покрытие запасов и затрат, можно сказать, что в 2011 г. по этим статьям наблюдался недостаток средств, а в 2012 г. – уже излишек (в 2011 г. недостаток составлял 395189 тыс. руб. и 389257 тыс. руб. соответственно, а в 2012 г. 190554 тыс. руб. и 196399 тыс. руб. соответственно). Таким образом, прирост собственных оборотных средств на покрытие запасов и затрат и собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств на покрытие запасов и затрат за 2011-2012 гг. составил 585743 тыс. руб. и 585658 тыс. руб. соответственно.

Наряду с этим, как в 2011 г., так и в 2012 г. наблюдался излишек общей величины источников средств на покрытие запасов и затрат: в 2011 г. его сумма составляла 1132621 тыс. руб., а в 2012 г. – 1107728 тыс. руб. Однако сумма излишка в анализируемом периоде снизилась на 24893 тыс. руб.

Таким образом, как показывают результаты анализа, проведенного в таблице 7, в 2011 г. ОАО «Транспортное машиностроение» имеет неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, т.е. сумма запасов и затрат превышает сумму собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников, но меньше суммы собственного оборотного капитала, долгосрочных и краткосрочных заемных источников. Соответственно финансовую ситуацию, сложившуюся в обществе в 2011 г. можно признать как соответствующую неустойчивому финансовому состоянию.

К концу 2012 г. у предприятия все запасы и затраты покрываются собственными оборотными средствами, предприятие не зависит от внешних факторов, т.е. у ОАО «Транспортное машиностроение» сложилась абсолютная финансовая устойчивость.

 

3.3 Основные направления повышения ликвидности и укрепления финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение»

 

Исходя из анализа ликвидности ОАО «Транспортное машиностроение» можно сделать вывод о том, что ликвидность акционерного общества не является абсолютной.

В целом мероприятия по выходу из сложившейся ситуации на предприятии могут быть оперативными и стратегическими, которые, в свою очередь, подразделяются на разнообразные методы, которые предложены на рисунке 6.

Пути повышения ликвидности и платежеспособности на ОАО «Транспортное машиностроение» зависят от факторов, вызвавших их снижение. К внешним причинам можно отнести спад производства в стране, банкротство должников, устаревшие технологии, несовершенство законодательства и т.д. Чтобы снизить воздействие данных факторов ОАО «Транспортное машиностроение» может выпустить в обращение новые акции для привлечения средств.

Рисунок 6 – Мероприятия по выходу из кризиса и укреплению финансовой устойчивости и повышению ликвидности предприятия

 

К внутренним факторам снижения ликвидности относятся дефицит собственных оборотных средств, рост дебиторской и кредиторской задолженности, несовершенство ценового механизма, низкая договорная дисциплина. В данном случае акционерному обществу необходимо своевременно погашать дебиторскую задолженность. Добиться этого можно, проводя факторинговые операции или заключая договор-цессию, т.е. уступку требований и передачу права собственности. Кроме того, необходимо совершенствовать договорную работу и ужесточать договорные требования.

Необходимо воспользоваться механизмом финансовой стабилизации, который представляет собой систему мероприятий, направленных на уменьшение финансовых обязательств, а также на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства. Для этого уменьшить сумму постоянных расходов (в том числе расходов на содержание управленческого персонала), понизить уровень условно-переменных расходов, продлите сроки кредиторской задолженности по товарным операциям.

Увеличить сумму денежных активов за счет рефинансирования дебиторской задолженности (используя факторинг, форфейтинг, принудительное взыскание), ускорить ее оборачиваемость (путем сокращения сроков предоставления коммерческого кредита). Провести оптимизацию товарно-материальных ценностей при помощи установления нормативов для запасов акционерного общества методом технико-экономических расчетов. Сократить размеры страховых, гарантийных и сезонных запасов.

Добиться увеличения объема реализации продукции, размеров прибыли и уровня доходности путем интенсивного применения оборотных активов ОАО «Транспортное машиностроение». Направить усилия на повышение производительности труда персонала. Стремиться к расширению рынка сбыта продукции. Провести грамотную рекламную компанию и привлечь как можно больше крупных инвесторов и кредиторов.

Результат проведенного анализа финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» показал, что акционерное общество имеет абсолютную финансовую устойчивость. Исходя из расчетов, проведенных в ходе анализа, можно порекомендовать ОАО «Транспортное машиностроение» это поддержание финансовой устойчивости на достигнутом уровне, путем укрепления положения акционерного общества на товарном рынке, с помощью выпуска и реализации конкурентоспособной продукции, пользующийся спросом. Повысить рейтинг акционерного общества в деловом сотрудничестве с партнерами. Уменьшить степень зависимости от внешних кредиторов. Повысить эффективность коммерческих операций.   

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовый анализ представляет собой метод ретроспективного (прошлого) и перспективного (будущего) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Он предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. На основе этих данных определяются финансовая устойчивость организации, ликвидность ее активов, рентабельность деятельности, эффективность управления организации в целом.

Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент – это искусство управления финансами предприятия, т.е. денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала и доходов. Данное искусство управления проявляется в разработке рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью диагностики внутренней и внешней экономической среды.

Ликвидность предприятия – это способность предприятия своевременно исполнять обязательства по всем видам платежей. Чем больше степень способности исполнения обязательств по платежам, тем выше уровень ликвидности организации. Уровень ликвидности зависит от сферы деятельности, соотношения оборотных и внеоборотных активов, скорости оборота средств, состава оборотных активов, величины и срочности оплаты текущих обязательств. Для обеспечения высокого уровня ликвидности организация должна поддерживать определенное соотношение между превращением оборотных активов в денежные средства и сроками погашения краткосрочных обязательств.

Главными критериями оценки финансового состояния ОАО «Транспортное машиностроение» являются показатели платежеспособности и ликвидности. Понятия платежеспособности и ликвидности хотя и не тождественны, но на практике тесно взаимосвязаны.

Анализ ликвидности показал, что в 2012 г. ОАО «Транспортное машиностроение» не обладало абсолютной ликвидностью, т.к. сумма наиболее ликвидных активов значительно меньше суммы кредиторской задолженности. Платежный недостаток составил на начало года 371474 тыс. руб., или 99,98% и на конец года – 208243 тыс. руб., или 84,05%. Эти цифры говорят о том, что только 15,95% срочных обязательств предприятия на конец 2012 г. покрывались наиболее ликвидными активами.

Превышение суммы краткосрочных пассивов над быстрореализуемыми активами указывает на то, что краткосрочные обязательства как в 2011 г. так и на конец 2012 г. не могут быть полностью погашены средствами в расчетах.

Медленно реализуемые  активы превышали долгосрочные пассивы. Это говорит о том, что ОАО «Транспортное машиностроение» имеет перспективную ликвидность, а превышение суммы постоянных пассивов над труднореализуемыми активами на конец 2012 г. – о том, что предприятие обладает собственными оборотными средствами.

Оценка платежеспособности свидетельствует о том, что в 2011 г. ОАО «Транспортное машиностроение» находилось в кризисном финансовом состоянии, но коэффициенты ликвидности за отчетный период несколько повысились. Таким образом, за 2011-2012 гг. наблюдалась тенденция повышения уровня ликвидности, что характеризует улучшение платежеспособности ОАО «Трансмаш».

Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся в внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Анализ финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» показал увеличение стоимости имущества предприятия к концу 2012 г. на 70%, т.е. акционерное общество может полностью погасить все свои долги, реализуя имущество, сформированное за счет собственных источников.

В 2012 г. на 1 рубль вложенных в активы собственных источников приходилось 285 рублей заемных, что свидетельствует о большом финансовом риске, но к концу 2012 г. показатель снизился на 98% – на один рубль вложенных собственных средств приходилось 50 рублей заемных, т.е. уменьшилась доля заемных средств по сравнению с собственным капиталом.

В 2011 г. материальные запасы ОАО «Транспортное машиностроение» были покрыты собственными источниками лишь на 29%, что создавало опасность для хозяйственного процесса и отрицательно влияло на финансовую устойчивость. К концу 2012 г. этот показатель увеличился на 70%, степень покрытия материальных запасов собственными оборотными средствами составила – 66%.

Значение показателя финансовой устойчивости к концу 2012 г. увеличилось на 16,5%, что положительно влияет на качество структуры источников покрытия.

Важно отметить, что ОАО «Транспортное машиностроение» в 2011 г. находилось в неустойчивом (предкризисном) финансовом положении, но динамичный рост всех показателей к концу 2012 г. говорит о том, что акционерное общество стало более финансово устойчивым.

Информация о работе Анализ и оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия (на материалах ОАО «Транспортное машиностроение»)