Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 21:54, дипломная работа
Главной целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа ликвидности и финансовой устойчивости на примере ОАО «Транспортное машиностроение», и разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости и повышению ликвидности данного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа, раскрыть его роль в управлении ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятия;
– оценить ликвидность и финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение»;
– разработать предложения по повышению ликвидности и укреплению финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение».
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..6
1.1 Цели, задачи и виды финансового анализа. Классификация методов и приёмов анализа …………………………………………………………………….6
1.2 Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа …………………………………………………………13
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………….21
2.1 Понятие ликвидности предприятия и основные подходы к ее анализу и оценке ………………………………………………………………………………21
2.2 Управление ликвидностью предприятия …………………………………….30
2.3 Понятие и сущность финансовой устойчивости. Показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия ……………………34
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………………...46
3.1 Оценка показателей ликвидности ОАО «Транспортное машиностроение» 46
3.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение»…………………………………………………………………..54
3.3 Основные направления повышения ликвидности и укрепления финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» …………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...72
Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитала.
2. Коэффициент концентрации заемного капитала (U2).
U22011 = (371558+2120851+5932)/( 371558+2120851+5932+87743)= 0,97;
U22012 = (247762+663567+5845)/( 247762+663567+5845+1880629)= 0,30.
Эти два коэффициента в сумме дают единицу.
3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) (U3):
U32011 = (371558+2120851+5932) / 87743= 28,5;
U32012 = (247762+663567+5845) / 1880629 = 0,5.
4. Коэффициент обеспеченности
материальных запасов
U42011 = (87743+966198)/1243008 = - 0,71;
U42012 = (1880629+870425)/1541994 =0,66.
5.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами(U5).
U52011 = (87743-966198) / (84+376795+1243008) = - 0,5;
U52012 = (1880629 -870425) / (39483+345901+1541994) = 0,5.
6. Коэффициент маневренности (U6).
U62011 = (87743-966198) / 87743 = - 10;
U62012 = (1880629 -870425) / 1880629 = 10.
7. Индекс постоянного актива (U7).
U72011 = 966198 / 87743 =11;
U72012 = 870425/ 1880629 =0,5.
8. Коэффициент финансовой устойчивости (U8).
U8 2011 = (87743 +5932)/ (371558+2120852+5932+87743) = 0,04;
U8 2012 = (1880629+5845)/ (247762+663567+5845+1880629) = 0,8.
Анализ финансовой устойчивости ОАО «Трансмаш» за 2011-2012 гг. с помощью системы относительных показателей представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение |
Коэффициент автономии (U1) |
0,03 |
0,7 |
0,67 |
Коэффициент концентрации заемного капитала(U2) |
0,97 |
0,30 |
-0,67 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств(U3) |
28,5 |
0,5 |
-28 |
Коэффициент обеспечения материальных запасов собственными оборотными средствами (U4) |
-0,71 |
0,66 |
1,37 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами(U5) |
-0,5 |
0,5 |
1 |
Коэффициент маневренности(U6) |
-10 |
0,5 |
10,5 |
Индекс постоянного актива(U7) |
11,0 |
0,5 |
-10,5 |
Коэффициент финансовой устойчивости (U8) |
0,04 |
0,8 |
0,76 |
Наглядно динамика коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., представлена на рисунке 4.
Как видно из данных таблицы 4 и рисунка 4, коэффициент автономии в 2012 году увеличился и стал выше нормативного уровня (0,5). Его значение показывает, что имущество ОАО «Транспортное машиностроение» на 70% сформировано за счет собственных средств, т.е. предприятие может полностью погасить все свои долги, реализуя имущество, сформированное за счет собственных источников.
Коэффициент концентрации заемного капитала показывает, что доля заемных средств (0,3%) меньше, чем доля собственных (0,7%), акционерное общество имеет общую финансовую устойчивость.
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств указывает, что в 2011 г. на 1 рубль вложенных в активы собственных источников приходилось 285 рублей заемных, что свидетельствует о большом финансовом риске, но к концу 2012 года показатель снизился на 98% – на один рубль вложенных собственных средств приходилось 50 рублей заемных, т.е. уменьшилась доля заемных средств по сравнению с собственным капиталом.
Рисунок 4 – Динамика коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.
В 2011 г. материальные запасы ОАО «Транспортное машиностроение» были покрыты собственными источниками лишь на 29%, что создавало опасность для хозяйственного процесса и отрицательно влияло на финансовую устойчивость. К концу 2012 года этот показатель увеличился на 70%, степень покрытия материальных запасов собственными оборотными средствами составила – 66%.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 г. так же отрицательно влиял на финансовую устойчивость, но увеличение показателя к концу анализируемого периода на 100% показало, что 50% оборотных активов покрыты собственными источниками. Сравнивая значение показателя с рекомендуемым (не менее 1) можно отметить, что финансовое состояние ОАО «Транспортное машиностроение» улучшилось к концу 2012 г.
Коэффициент маневренности показывает, что в конце 2012 года на каждый рубль собственного капитала приходилось 50 копеек собственных оборотных средств. Значение показателя увеличилось на 105%, что является положительным фактом при финансировании текущей деятельности, в конце 2012 года использовалось больше собственных средств, качество структуры баланса улучшилось.
На каждый рубль источников покрытия имущества ОАО «Транспортное машиностроение» в 2011 г. приходилось 4 копейки долгосрочных источников финансирования, но к концу периода показатель увеличился на 66%, и составил 70% долгосрочных источников финансирования на каждый рубль источников покрытия имущества, что является положительной динамикой.
Значение показателя финансовой устойчивости к концу 2012 года увеличилось на 16,5%, что положительно влияет на качество структуры источников покрытия.
Произведем расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2012 год на основе соотношения собственных и заемных средств по отдельным статьям баланса актива и пассива.
Расчет и анализ динамики наличия собственных оборотных средств акционерного общества за 2011-2012 гг. представлен в таблице 5.
Как показывают данные таблицы 5, сумма собственных оборотных средств за отчетный период увеличилась на 1888659 тыс. руб. 215%. Недостаток доли собственных оборотных средств в 2011 г. составил – 880455 (939,3%), на конец 2012 года произошло увеличение на 993,3%.
Таблица 5 – Расчет наличия собственных оборотных средств ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение | |||
Тыс. руб. |
В% к итогу |
Тыс. руб. |
В% к итогу |
Тыс. руб. |
В % к началу периода | |
1.Источники собственных средств |
87743 |
93,7 |
1880629 |
99,7 |
1792886 |
2043,3 |
2.Долгосрочные заемные средства |
5932 |
6,3 |
5845 |
0,3 |
-87 |
-1,5 |
3.Итого |
93675 |
100,0 |
1886474 |
100,0 |
1792799 |
1913,8 |
4.Внеоборотные активы |
968198 |
1033,6 |
872425 |
46,2 |
-95773 |
-9,9 |
5.Собственые оборотные средства |
-880455 |
-939,9 |
1008204 |
53,4 |
1888659 |
215,0 |
Прирост собственных оборотных средств ОАО «Транспортное машиностроение» за 2012 г. может быть вызван наличием нераспределенной прибыли акционерного общества, увеличением суммы средств, направленных в фонды ОАО «Транспортное машиностроение» и так далее. В процессе дальнейшего анализа выясним причины изменения суммы собственных оборотных средств акционерного общества за 2012 год (таблица 6).
Данные таблицы 6 показывают, что прирост собственных средств ОАО «Транспортное машиностроение» в 2012 году вызван увеличением суммы добавочного капитала, резервного, уставного капиталов и прибыли. Снизилась сумма привлеченных долгосрочных заемных средств на 1,5%.
Рассчитаем основные показатели устойчивости финансового состояния ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., с помощью относительных коэффициентов.
1. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат (Кзиз).
Кзиз 2011 = -880455/485266 = - 1,8;
Кзиз 2012 = 1008204/817650 = 1,2.
Таблица 6 – Причины изменения собственных оборотных средств ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Изменения за период(+;-) | |
Тыс. руб. |
Тыс. руб. |
Тыс. руб. |
% | |
1.Источники собственных средств, в том числе: |
87743 |
1880629 |
1792886 |
2043,3 |
1.1.Уставный капитал |
660 |
1150 |
490 |
74,2 |
1.2.Добавочный капитал |
11603 |
1272800 |
1261197 |
10869,6 |
1.3.Резервный капитал |
33 |
57 |
24 |
72 |
1.4.Нераспределенная прибыль |
- |
136649 |
136649 |
100 |
2.Долгосрочные обязательства |
5932 |
5845 |
-87 |
-1,5 |
3.Внеоборотные активы, в том числе: |
968198 |
872425 |
-95773 |
-9,9 |
3.1.Нематериальные активы |
24 |
54 |
30 |
125 |
3.2.Основные средства |
835575 |
807417 |
-28158 |
-3,4 |
3.3.Долгосрочные финансовые вложения |
2000 |
2000 |
- |
- |
4.Собственные оборотные средства |
-880455 |
1008204 |
1888659 |
215,0 |
2. Коэффициент финансовой
независимости в части
Кта 2011 = -880455/1617887 = - 0,54;
Кта 2012 = 1008204/1925378 = 0,52.
3.Коэффициент маневренности собственного капитала (Км) :
Км 2011 = -880455/87743 = - 10,0;
Км 2012 = 1008204/1880629 = 0,54.
Оценим динамику коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость акционерного общества за 2011-2012 гг., сведем результаты расчетов в таблицу 7.
Наглядно динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами, представлена на рисунке 5.
Таблица 7 – Динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение (+;-) |
1. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат (Кзиз) |
-1,8 |
1,2 |
3,04 |
2. Коэффициент обеспеченности оборотных активов (Кта) |
-0,54 |
0,52 |
1,06 |
3. Коэффициент маневренности (Км) |
-10 |
0,54 |
10,5 |
Рисунок 5 – Динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами
Данные таблицы 7 и рисунка 5 позволяют сделать вывод о значительном снижении финансовой зависимости ОАО «Транспортное машиностроение» от заемного капитала, т.к. все коэффициенты финансовой устойчивости имеют тенденцию роста.
Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат показывает, что в 2011 г. запасы и затраты исследуемого предприятия не покрывались собственным капиталом, а на 18% зависели от заемного. К концу 2012 г. ситуация улучшилась, т.к. материальные запасы ОАО «Трансмаш» уже на 120% покрывались собственными средствами и не нуждались в заемных.
Коэффициент финансовой независимости в части формирования всех оборотных активов акционерного общества составил – 0.54 в 2011 г. и 0,52 – на конец 2012 г. Значение коэффициента показывает, что на конец отчетного периода текущие активы на 52% покрывались собственными оборотными средствами.