Анализ и оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия (на материалах ОАО «Транспортное машиностроение»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 21:54, дипломная работа

Краткое описание

Главной целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа ликвидности и финансовой устойчивости на примере ОАО «Транспортное машиностроение», и разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости и повышению ликвидности данного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа, раскрыть его роль в управлении ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятия;
– оценить ликвидность и финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение»;
– разработать предложения по повышению ликвидности и укреплению финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..6
1.1 Цели, задачи и виды финансового анализа. Классификация методов и приёмов анализа …………………………………………………………………….6
1.2 Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа …………………………………………………………13
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………….21
2.1 Понятие ликвидности предприятия и основные подходы к ее анализу и оценке ………………………………………………………………………………21
2.2 Управление ликвидностью предприятия …………………………………….30
2.3 Понятие и сущность финансовой устойчивости. Показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия ……………………34
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………………...46
3.1 Оценка показателей ликвидности ОАО «Транспортное машиностроение» 46
3.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение»…………………………………………………………………..54
3.3 Основные направления повышения ликвидности и укрепления финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» …………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитала.

2. Коэффициент концентрации  заемного капитала (U2).

U22011 = (371558+2120851+5932)/( 371558+2120851+5932+87743)= 0,97;  

U22012 = (247762+663567+5845)/( 247762+663567+5845+1880629)= 0,30.

Эти два коэффициента в сумме дают единицу.

3. Коэффициент соотношения  заемных и собственных средств (плечо финансового рычага) (U3):

U32011 = (371558+2120851+5932) / 87743= 28,5;  

U32012 = (247762+663567+5845) / 1880629 = 0,5.  

4. Коэффициент обеспеченности  материальных запасов собственными  оборотными средствами (U4).

U42011 = (87743+966198)/1243008 = - 0,71;

U42012 = (1880629+870425)/1541994 =0,66. 

5.Коэффициент обеспеченности  собственными оборотными средствами(U5).

U52011 = (87743-966198) / (84+376795+1243008) = - 0,5;

U52012 = (1880629 -870425) / (39483+345901+1541994) = 0,5. 

6. Коэффициент маневренности (U6).

U62011 = (87743-966198) / 87743 = - 10;

U62012 = (1880629 -870425) / 1880629 = 10. 

7. Индекс постоянного  актива (U7).

U72011 = 966198 / 87743 =11;

U72012 = 870425/ 1880629 =0,5. 

8. Коэффициент финансовой  устойчивости (U8).

U8 2011 = (87743 +5932)/ (371558+2120852+5932+87743) = 0,04;

U8 2012 = (1880629+5845)/ (247762+663567+5845+1880629) = 0,8. 

Анализ финансовой устойчивости ОАО «Трансмаш» за 2011-2012 гг. с помощью системы относительных показателей представлен в таблице 4.

 

 

Таблица 4 – Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Коэффициент автономии (U1)

0,03

0,7

0,67

Коэффициент концентрации заемного капитала(U2)

0,97

0,30

-0,67

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств(U3)

28,5

0,5

-28

Коэффициент обеспечения материальных запасов собственными оборотными средствами (U4)

-0,71

0,66

1,37

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами(U5)

-0,5

0,5

1

Коэффициент маневренности(U6)

-10

0,5

10,5

Индекс постоянного актива(U7)

11,0

0,5

-10,5

Коэффициент финансовой устойчивости (U8)

0,04

0,8

0,76


 

Наглядно динамика коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., представлена на рисунке 4.

Как видно из данных таблицы 4 и рисунка 4, коэффициент автономии в 2012 году увеличился и стал выше нормативного уровня (0,5). Его значение показывает, что имущество ОАО «Транспортное машиностроение» на 70% сформировано за счет собственных средств, т.е. предприятие может полностью погасить все свои долги, реализуя имущество, сформированное за счет собственных источников.

Коэффициент концентрации заемного капитала показывает, что доля заемных средств (0,3%) меньше, чем доля собственных (0,7%), акционерное общество имеет общую финансовую устойчивость.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств указывает, что в 2011 г. на 1 рубль вложенных в активы собственных источников приходилось 285 рублей заемных, что свидетельствует о большом финансовом риске, но к концу 2012 года показатель снизился на 98% – на один рубль вложенных собственных средств приходилось 50 рублей заемных, т.е. уменьшилась доля заемных средств по сравнению с собственным капиталом.

 

Рисунок 4 – Динамика коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

 

В 2011 г. материальные запасы ОАО «Транспортное машиностроение» были покрыты собственными источниками лишь на 29%, что создавало опасность для хозяйственного процесса и отрицательно влияло на финансовую устойчивость. К концу 2012 года этот показатель увеличился на 70%, степень покрытия материальных запасов собственными оборотными средствами составила – 66%.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 г. так же отрицательно влиял на финансовую устойчивость, но увеличение показателя к концу анализируемого периода на 100% показало, что 50% оборотных активов покрыты собственными источниками. Сравнивая значение показателя с рекомендуемым (не менее 1) можно отметить, что финансовое состояние ОАО «Транспортное машиностроение» улучшилось к концу 2012 г.

Коэффициент маневренности  показывает, что в конце 2012 года на каждый рубль собственного капитала приходилось 50 копеек собственных оборотных средств. Значение показателя увеличилось на 105%, что является положительным фактом при финансировании текущей деятельности, в конце 2012 года использовалось больше собственных средств, качество структуры баланса улучшилось.

На каждый рубль источников покрытия имущества ОАО «Транспортное машиностроение» в 2011 г. приходилось 4 копейки долгосрочных источников финансирования, но к концу периода показатель увеличился на 66%, и составил 70% долгосрочных источников финансирования на каждый рубль источников покрытия имущества, что является положительной динамикой.

Значение показателя финансовой устойчивости к концу 2012 года увеличилось на 16,5%, что положительно влияет на качество структуры источников покрытия.

Произведем расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2012 год на основе соотношения собственных и заемных средств по отдельным статьям баланса актива и пассива.

Расчет и анализ динамики наличия собственных оборотных средств акционерного общества за 2011-2012 гг. представлен в таблице 5.

Как показывают данные таблицы 5, сумма собственных оборотных средств за отчетный период увеличилась на 1888659 тыс. руб. 215%. Недостаток доли собственных оборотных средств в 2011 г. составил – 880455 (939,3%), на конец 2012 года произошло увеличение на 993,3%.

 

Таблица 5 – Расчет наличия собственных оборотных средств ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Тыс. руб.

В% к итогу

Тыс. руб.

В% к итогу

Тыс. руб.

В % к началу периода

1.Источники собственных  средств

87743

93,7

1880629

99,7

1792886

2043,3

2.Долгосрочные заемные  средства

5932

6,3

5845

0,3

-87

-1,5

3.Итого

93675

100,0

1886474

100,0

1792799

1913,8

4.Внеоборотные активы

968198

1033,6

872425

46,2

-95773

-9,9

5.Собственые оборотные  средства

-880455

-939,9

1008204

53,4

1888659

215,0


 

Прирост собственных оборотных средств ОАО «Транспортное машиностроение» за 2012 г. может быть вызван наличием нераспределенной прибыли акционерного общества, увеличением суммы средств, направленных в фонды ОАО «Транспортное машиностроение» и так далее. В процессе дальнейшего анализа выясним причины изменения суммы собственных оборотных средств акционерного общества за 2012 год (таблица 6).

Данные таблицы 6 показывают, что прирост собственных средств ОАО «Транспортное машиностроение» в 2012 году вызван увеличением суммы добавочного капитала, резервного, уставного капиталов и прибыли. Снизилась сумма привлеченных долгосрочных заемных средств на 1,5%.

Рассчитаем основные показатели устойчивости финансового состояния ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., с помощью относительных коэффициентов.

1. Коэффициент обеспеченности  запасов и затрат (Кзиз).

Кзиз 2011 = -880455/485266 = - 1,8;

Кзиз 2012 = 1008204/817650 = 1,2. 

 

 

Таблица 6 – Причины изменения собственных оборотных средств ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Изменения за период(+;-)

Тыс. руб.

Тыс. руб.

Тыс. руб.

%

1.Источники собственных  средств, в том числе:

87743

1880629

1792886

2043,3

1.1.Уставный капитал

660

1150

490

74,2

1.2.Добавочный капитал

11603

1272800

1261197

10869,6

1.3.Резервный капитал

33

57

24

72

1.4.Нераспределенная прибыль

-

136649

136649

100

2.Долгосрочные обязательства

5932

5845

-87

-1,5

3.Внеоборотные активы, в  том числе:

968198

872425

-95773

-9,9

3.1.Нематериальные активы

24

54

30

125

3.2.Основные средства

835575

807417

-28158

-3,4

3.3.Долгосрочные финансовые  вложения

2000

2000

-

-

4.Собственные оборотные  средства

-880455

1008204

1888659

215,0


 

2. Коэффициент финансовой  независимости в части формирования  всех оборотных активов (Кта).

Кта 2011 = -880455/1617887 = - 0,54; 

Кта 2012 = 1008204/1925378 = 0,52.

3.Коэффициент маневренности  собственного капитала (Км) :

Км 2011 = -880455/87743 = - 10,0;

Км 2012 = 1008204/1880629 = 0,54.

Оценим динамику коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость акционерного общества за 2011-2012 гг., сведем результаты расчетов в таблицу 7.

Наглядно динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами, представлена на рисунке 5.

 

Таблица 7 – Динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами

Показатели

2011 г.

2012 г.

Изменение (+;-)

1. Коэффициент обеспеченности  запасов и затрат (Кзиз)

-1,8

1,2

3,04

2. Коэффициент обеспеченности  оборотных активов (Кта)

-0,54

0,52

1,06

3. Коэффициент маневренности (Км)

-10

0,54

10,5


 

 

Рисунок 5 – Динамика показателей финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., характеризующих обеспеченность собственными оборотными средствами

 

Данные таблицы 7 и рисунка 5 позволяют сделать вывод о значительном снижении финансовой зависимости ОАО «Транспортное машиностроение» от заемного капитала, т.к. все коэффициенты финансовой устойчивости имеют тенденцию роста.

Коэффициент финансовой независимости в части формирования запасов и затрат показывает, что в 2011 г. запасы и затраты исследуемого предприятия не покрывались собственным капиталом, а на 18% зависели от заемного. К концу 2012 г. ситуация улучшилась, т.к. материальные запасы ОАО «Трансмаш» уже на 120% покрывались собственными средствами и не нуждались в заемных.

Коэффициент финансовой независимости в части формирования всех оборотных активов акционерного общества составил – 0.54 в 2011 г. и 0,52 – на конец 2012 г. Значение коэффициента показывает, что на конец отчетного периода текущие активы на 52% покрывались собственными оборотными средствами.

Информация о работе Анализ и оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия (на материалах ОАО «Транспортное машиностроение»)