Анализ и оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия (на материалах ОАО «Транспортное машиностроение»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 21:54, дипломная работа

Краткое описание

Главной целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа ликвидности и финансовой устойчивости на примере ОАО «Транспортное машиностроение», и разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости и повышению ликвидности данного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа, раскрыть его роль в управлении ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятия;
– оценить ликвидность и финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение»;
– разработать предложения по повышению ликвидности и укреплению финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИИ ЛИКВИДНОСТЬЮ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..6
1.1 Цели, задачи и виды финансового анализа. Классификация методов и приёмов анализа …………………………………………………………………….6
1.2 Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа …………………………………………………………13
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………….21
2.1 Понятие ликвидности предприятия и основные подходы к ее анализу и оценке ………………………………………………………………………………21
2.2 Управление ликвидностью предприятия …………………………………….30
2.3 Понятие и сущность финансовой устойчивости. Показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия ……………………34
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …………………………………………………………………...46
3.1 Оценка показателей ликвидности ОАО «Транспортное машиностроение» 46
3.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение»…………………………………………………………………..54
3.3 Основные направления повышения ликвидности и укрепления финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение» …………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………...72

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

 

Расчеты, произведенные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы.

Сопоставление А1 с П1 показало, что в анализируемом периоде обязательства предприятия значительно превышают его активы. Однако, в 2012 г. платежный недостаток сократился с 371474 тыс. руб. до 208243 тыс. руб. в 2012 г. В целом сокращение платежного недостатка составило 109231 тыс. руб. (371474 – 208243).

При сравнении А2 с П2 установлено, что краткосрочные пассивы превышают быстрореализуемые активы. В результате складывается платежный недостаток. Динамика платежного недостатка по данному соотношению изменилась в пользу предприятия. Так, в 2011 г. платежный недостаток составлял 1744057 тыс. руб., а в 2012 г. – только 317666 тыс. руб., т.е. он снизился в 5,5 раза.

Соотношение А3 с П3 положительно характеризует ликвидность баланса предприятия, т.к. и в 2011 г. и в 2012 г. наблюдается платежный излишек. Динамика платежного излишка положительна, наблюдается его увеличение на 299073 тыс. руб. (1536149 – 1237076).

По соотношению А4 и П4 можно констатировать, что наблюдается противоречивая динамика. В 2011 г. наблюдался платежный излишек в сумме 878455 тыс. руб., а в 2012 г. – сложился платежный недостаток в сумме 1010204 тыс. руб. Исходя из условий ликвидности баланса, данное соотношение в 2012 г. пришло в норму.

Таким образом, полученные результаты расчетов позволяют провести оценку ликвидности баланса предприятия. Для определения ликвидности баланса акционерного общества сопоставим итоги групп по активу и пассиву в таблице 2.

 

Таблица 2 – Проверка выполнения условий ликвидности баланса ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

Рекомендуемые значения

2011 г.

2012 г.

А1 ≥ П1

84  < 371558

39483 < 247762

А2 ≥ П2

376795< 2120852

345901<  663567

А3 ≥ П3

1243008 > 5932

1541994 > 5845

А4 ≤ П4

966198 > 87743

870425 < 1880629


 

Данные таблицы 2 показывают, что, как в 2011 г., так и в 2012 г. баланс ОАО «Транспортное машиностроение» нельзя считать абсолютно ликвидным, т.к. условиям абсолютной ликвидности соответствуют в 2012 г. только последние два соотношения.

Используем результаты анализа ликвидности баланса ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг. для определения текущей ликвидности и перспективной ликвидности.

Рассчитаем показатель, характеризующий текущую ликвидность ОАО «Транспортное машиностроение»:

в 2011 г.: ТЛн = (84+376795) – (371558+2120852) = -2115531 тыс. руб.;

в 2012 г.: ТЛк = (39483+345901) – (247762+663567) = -525945 тыс. руб.

Исходя из расчетов, можно сделать вывод о том, что текущая ликвидность предприятия повышается вследствие роста величины наиболее ликвидных активов и снижения суммы всех обязательств.

Показатель, характеризующий перспективную ликвидность:

2011 г.: ПЛн = 1243008 – 5932=1237076 тыс. руб.;

2012 г.: ПЛк = 1541994 – 5845 = 1536149 тыс. руб.

Расчеты показали на повышение перспективной ликвидности общества в результате роста величины медленно реализуемых активов.

Таким образом, характеризуя ликвидность баланса, по данным таблицы 2 следует отметить, что в анализируемом периоде ОАО «Транспортное машиностроение» не обладало абсолютной ликвидностью, т.к. сумма наиболее ликвидных активов значительно меньше суммы кредиторской задолженности. Платежный недостаток составил в 2011 г. 99,98% и в 2012 г. – 84,05% от необходимой суммы. Эти цифры говорят о том, что только 15,95% срочных обязательств предприятия в 2012 г. покрывались наиболее ликвидными активами.

Превышение суммы краткосрочных пассивов над быстрореализуемыми активами указывает на то, что краткосрочные обязательства в анализируемом периоде не могут быть полностью погашены средствами в расчетах.

Медленно реализуемые активы превышали долгосрочные пассивы. Выполнение третьего неравенства говорит о том, что ОАО «Транспортное машиностроение» имеет перспективную ликвидность, а четвертого (в 2012 г.) – о том, что предприятие обладает собственными оборотными средствами.

Для оценки платежеспособности рассчитаем финансовые коэффициенты ликвидности ОАО «Трансмаш» за 2011-2012 гг.

1.Общий показатель платежеспособности (L1):

L12011 = (84 + 0.5 * 376795 + 0.3 * 1243008) / (371558 + 0.5 * 2120852 + 0.3 * 5932) =0,4.

L12012 = (39483 + 0.5 * 345901 + 0.3 * 1541994) / (247762 + 0.5 * 663567 + 0.3 * 5845) = 1,2.

Рассчитанные значения показателя платежеспособности говорят о том, что в 2012 г. показатель платежеспособности ОАО «Транспортное машиностроение» увеличился в 3 раза. Такую динамику можно считать положительной, поскольку она свидетельствует о росте кредитоспособности и способности предприятия своевременно рассчитываться по своим обязательствам.

2. Коэффициент абсолютной  ликвидности (L2):

L2 2011 = 84/(371558+2120852) = 0,00004;

L2 2012 =39483/(247762+663567) = 0,04.

3. Коэффициент «критической оценки» (L3):

L32011 = (84+376795) / (371558+2120852) = 0,15; 

L32012 = (39483+345901) / (247762+663567) =0,4.

4. Коэффициент текущей  ликвидности (L4):

L42011 = (84+376795+1243008) / (371558+2120852) =0,6;

L42012  =(39483+345901+1541994 ) / (247762+663567 ) = 2,1.

5. Коэффициент маневренности  функционирующего капитала (L5):

L52011=1243008 / ((84+376795+1243008) – (371558+2120852)) = -1,42;

L52012  = 1541994 /((39483+345901+1541994 ) – ( 247762+663567 )) =1,52.

6. Доля оборотных средств  в активах (L6):

L62011 = (84+376795+1243008)/( 84+376795+1243008+966198) =0,6; 

L62012 =(39483+345901+1541994)/( 39483+345901+1541994+870425) =0,7.

Исходя из проведенных расчетов, в ОАО «Транспортное машиностроение» коэффициенты, характеризующие платежеспособность, имеют значения, приведенные в таблице 3.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в 2012 г. ОАО «Транспортное машиностроение» находилось в кризисном финансовом состоянии, но коэффициенты платежеспособности за отчетный период несколько повысились.

Таблица 3 – Коэффициенты, характеризующие платежеспособность ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

Коэффициент платежеспособности

2011 г.

2012 г.

Отклоне-ние

1. Общий показатель ликвидности (L1)

0,4

1,2

0,8

2. Коэффициент абсолютной  ликвидности (L2)

0,00004

0,04

0,039

3. Коэффициент «критической  оценки» (L3)

0,15

0,4

0,25

4. Коэффициент текущей  ликвидности (L4)

0,6

2,1

1,5

5.Коэффициент маневренности  функционирующего капитала (L5)

-1,42

1,52

0,1

6. Доля оборотных средств  в активах (L6)

0,6

0,7

0,1


 

Наглядно динамика коэффициентов, характеризующих платежеспособность ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг., представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Динамика коэффициентов, характеризующих платежеспособность ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг.

 

Коэффициент абсолютной ликвидности увеличился с 0,00004 на 0,039 пункта и показывает, что в 2012 г. 4% краткосрочных обязательств могут быть погашены за счет использования денежных средств и ценных бумаг предприятия. Сравнивая значение показателя с рекомендуемым (0,2-0,3), можно отметить, что ОАО «Транспортное машиностроение» имеет дефицит наличных денежных средств для покрытия текущих обязательств.

Коэффициент «критической оценки» показывает, что в 2011 г. краткосрочные долговые обязательства только на 15% покрывались денежными средствами, ценными бумагами и средствами в расчетах, в 2012 г. значение коэффициента увеличилось на 0,25 пункта, и показывает, что текущие обязательства могут быть погашены наиболее ликвидными активами лишь на 40%. Значение коэффициента «критической оценки» ниже рекомендуемого значения (0,8-1) это свидетельствует о том, что сумма ликвидных активов ОАО «Транспортное машиностроение» не соответствует требованиям текущей платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности за отчетный период повысился на 1,5, достигнув в 2012 г. значения 2,1, это указывает на то, что ОАО «Трансмаш» в 2012 г. полностью покрывало краткосрочные долговые обязательства ликвидными активами.

Показатель коэффициента маневренности в 2012 г. свидетельствует о том, что на каждый рубль функционирующего капитала приходилось 1,52 рубля труднореализуемых активов, функционирующий капитал полностью обездвижен в производственных запасах.

Доля оборотных средств в активах увеличилась на 10%, рост этого показателя характеризует степень ликвидности активов.

Таким образом, за 2011-2012 гг. наблюдалась тенденция повышения уровня ликвидности, что характеризует улучшение платежеспособности ОАО «Транспортное машиностроение».

Платежеспособность ОАО «Транспортное машиностроение» складывается из двух факторов.

1. Наличие активов, достаточных  для погашения всех имеющихся  у предприятий обязательств.

2. Степень ликвидности  имеющихся активов достаточная  для того, чтобы при необходимости реализовать их, перевести в деньги, в сумме достаточной для погашения обязательств.

Для дальнейшего повышения ликвидности акционерного общества необходимо: 

1) воспользоваться механизмом финансовой стабилизации, который представляет собой систему мероприятий, направленных на уменьшение финансовых обязательств, а также на увеличение денежных активов, обеспечивающих эти обязательства;

2) своевременно взыскивать дебиторскую  задолженность. Управление дебиторской  задолженностью предполагает: контроль  расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности; задание условий продажи, обеспечивающих гарантийное поступление денежных средств; оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; постоянный контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей; определение конкретных размеров скидок долгосрочной оплаты;

3) добиться увеличения объема реализации продукции;

4) размеров прибыли и  уровня доходности путем интенсивного применения оборотных активов ОАО «Транспортное машиностроение»;

5) направить усилия на повышение производительности труда персонала;

6) стремиться к расширению  рынка сбыта продукции;

7) провести грамотную  рекламную компанию и привлечь как можно больше крупных инвесторов и кредиторов.

 

 

 

 

3.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «Транспортное машиностроение»

 

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется финансовой независимостью от внешних заемных источников, способностью предприятия маневрировать финансовыми ресурсами, наличием необходимой суммы собственных средств для обеспечения основных видов деятельности.

Финансовая устойчивость – это состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность.

Устойчивость финансового состояния предприятия оценивается системой абсолютных и относительных показателей на основе соотношения заемных и собственных средств по отдельным статьям актива и пассива баланса.

Рассчитаем финансовую устойчивость ОАО «Транспортное машиностроение» за 2011-2012 гг. приближенным способом оценки финансовой устойчивости:

2011 г.: 1617887 > (87743 * 2) – 968198.

2012 г.: 1925378 < (1880629 * 2) – 872425. 

По балансу ОАО «Транспортное машиностроение» это условие в 2011 г. не соблюдается, следовательно, акционерное общество является финансово зависимым, но к концу 2012 г. ситуация изменилась в лучшую сторону, ОАО «Трансмаш» являлось платежеспособным, денежные средства и средства в расчетах, а так же материальные оборотные активы полностью покрывали краткосрочные обязательства.

Рассмотрим устойчивость финансового состояния ОАО «Транспортное машиностроение» с помощью системы относительных показателей:

1. Коэффициент автономии (U1).

U12011 = 87743/(371558+2120851+5932+87743)= 0,03;

U12012 = 1880629/(247762+663567+5845+1880629)= 0,70.

Информация о работе Анализ и оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия (на материалах ОАО «Транспортное машиностроение»)