Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по философии.docx

— 164.84 Кб (Скачать файл)

Соц.-экономич.,политич. и  духов.истоки философ.Развит. древнегреч.философ. и всей дальнейш.,связ-й с ней традиц. не было бы понято в полн.мере и объяс-мо без знан. наслед. мысли древнейш. цивилизац. Ближ.Востока.Древнейш. антич. филос-ы жили в греч.колониях Мал.Азии,в торг. и эконом.центрах,где они не тол. были окруж. восточ. материал.кул-рой,не тол. ощущ. политич.мощь госуд-тв ближневосточ.региона,но и знаком. с различ. спец.знан.,религ.представлен. и т.д.Их спекулятив.подход к вопр. о том, что яв-ся прич.,основой и принц-ом всего сущест-го,что такое движен. и каков источ. изменен.,происход-х в природе,лишь постеп. освобожд. от ряда представлен. и понят.,взятых из мифов,как собст-х,греч-х,так и сосед.народов.Миф-одна из форм выраж. челом своего отнош. к миру и опосред-го постиж. соц.отнош. опред.целост-ти.Мифич.изображ. мира тесно связ. с религиоз.представлен.,содерж. ряд иррационал.элем-тов,отлич-ся антропоморфиз. и персонифиц-т силы прир-ы.Однако оно содерж. и сумму знан. о природе и человеч.общ-ве,приобретен. на основе веков.опыта.В эт.недифференцир-й целост-ти мифа отраж-сь изменен. и в соц-но-экономич. стру-ре общ-ва,и в политич.силах в проц. централизац. древнейш.государст.образован.Важн.услов. появл. нов.сведен. о челе и о природ.силах,кот. его окруж.,было углуб-ся раздел. труда и формир. древнейш. класс-х общ-в.Раздел. труда станов-ся действител. раздел-м труда лишь с того момента,когда появ-ся раздел. материал. и духов.труда.Одним из конкрет. прояв-ний эт.нов. ситуац. было возникнов. соц.груп.,кот. профес-но заним."чистой"теор.В древнейш.врем. подоб.группу состав. прежде всего священнослуж.Их политич. и экономич.интер. воплощ-сь в религ.представл.,содерж-ся в мифологич.объяснен. мира,и модифицир. их.В Месопотам. с нач. 2 тысяч. до н.э. развив. общ-ва оседл.земледельц. Эконом.развит.,политич.влиян. и культ-ный расцвет эт.старейш. класс-х общ-в в значит.мере связ. с интенсив.землед-м,с развит. ирригацион.сист.Специфич. природ.услов. ускоряли проц. раздел.труда и связ. с ним соц.дифференц-ю.Автономизац. рационал.подхода к реал-ти от иррационал-го можно прослед. и в медиц-е,где наряду с магич.практик. начин. примен. операц.,дейст-но исходящ. из познан. некот-х естест.ф-ций орган-ма.Миф в древ.Месопотам. служ. универсал.объяснен. достиг-го уров. познан.Наряду с религ.представлен. он содерж. и предпосыл. развит. науки и философ.В эт.смысле он интегрир. в себе элем-ты,меж. кот-ми постоян. им-сь противореч.С одн.стор.,для чела Месопот. сущест. ряд вещей познан-х и освоен-х,с др.-неизвест. и враждеб.мир природы.К идеологич. ф-ции мифа мож. отнес.:подчерк. божест-го происхожд. королев.власти,значен. сослов. священнослужит.,а также обоснов. перемещ. политич.власти и т.д.

Материализм и идеализм–основ. направл. в философ.Матер-зм("лин.Демокрита")-направ. в философ.,сторон-ки кот-го счит.,что в отнош. матер. и сознан. первич. яв-ся матер.След-но:матер. реал. сущ-т;матер. сущ-т независ. от сознан.(т.е. сущ-т независ. от мыслящ. сущ-в и от того,мыслит о ней кто-либо или нет);матер. яв-ся самостоят.субстанц.-не нужд. в своем сущест. ни в чем,кроме сам.себя;сознан.(дух)есть св-во(модус)высокоорганиз-ой матер. отраж. саму себя(матер.);сознан. не яв-ся самостоят.субстанц.,сущ-щей наряду с матер-й;сознан. опред. матер-й(бытием).К материалистич.направлен. принадлеж. так.филос.,как Демокрит;филос. Милет.школы;Эпикур;Бэкон;Локк;Спиноза;Дидро и др. француз.матер-ты;Герцен; Чернышев-й;Маркс;Энгельс;Ленин.Дост-во материал-ма-опора на науку,в особ-ти на точ. и естествен.(физику,матем.,химию и т.д.),логич.доказуем-ть мног.полож. матер-ов.Слаб. стор. материал-ма-недостат. объяснен. сущ-ти сознан.,налич. явлен. окруж.мира,необъясн-х с точ.зрен. материал-в.В материал-ме выдел. особ.направ.-вульгар.матер-зм.Его представ. абсолютизир. роль матер.,чрезмер. увлек. исслед. матер. с точ.зрен. физики,матем. и химии,ее механич.сторон.,игнорир. само сознан. как сущ-ть и его возмож-ть ответно влиять на матер.Идеализм("лин.Платона")-направл. в философ.,сторон. кот-го в отнош-х матер. и сознан. первич. счит. сознан.(идею,дух).В идеал-ме выдел. 2 самостоят.направлен.:объектив.идеализм(Платон,Лейбниц,Гегель и др.);субъектив.идеализм(Беркли,Юм).Основат. объектив.идеализма счит. Платон.Соглас. концепц. объектив.идеализма:реал. сущ-т тол. идея;идея первич.;вся окруж.действит-ть дел. на "мир идей" и "мир вещ.";"мир идей"(эйдосов)изнач. сущ-т в Миров.Разуме(Божествен.Замысле и т.д.);"мир вещ."-материал.мир не им. самостоят.сущ-ния и яв-ся воплощ."мира идей";кажд.единич.вещь-воплощен. идеи(эйдоса)дан.вещи;больш.роль в преобразов."чист.идеи"в конкрет.вещь играет Бог-Творец;отдел.идеи("мир идей")объектив. сущ-т независ. от наш.сознан.В противополож-ть объектив.идеалистам субъектив.идеалисты(Беркли,Юм и др.)счит.,что:все сущ-т тол. в сознан. познающ.субъекта(чела);идеи сущ-т в разуме чела;образы(идеи)материал.вещ. также сущ-т тол. в разуме чела через чувствен.ощущ.;вне сознан. отдел. чела ни матер.,ни духа(идей)не сущ-т.Слаб.черта идеализма-отсут. достовер.(логиче-го)объяснен. самого налич."чист.идей"и превращ."чист.идеи"в конкрет.вещь(механ-ма возникнов. матер. и идеи).

Проблем-ка и стру-ра философ.Наибол. распространен. точ.зрен. яв-ся ее трак-ка как состоящ. из 3-х тесно др. с др. связ.част.(уров.):онтолог.(учен. о бытии),гносеолог.(учен. о познан.)и аксиолог.(всеобщ.теор. цен-тей).На онтологич.уров. реш. пробл. наибол. общ.взаимоотнош. меж. миром и челом.Чел как особ. мыслящ. структур.единица бытия и реал.мира необход. вступ. с ним во взаимодейст.Чел пыт. выявить основ.формы проявл.мира,ставит вопр. о том,един или множ-ен мир,в каком направл. он развив. и развив. ли вообще.На эт.уров. философ. в предел.форме став. вопр. о познав-ти мира и обоснов-ти наш.знан. о нем.Эт.гносеологич.уров.,в рамках кот. строится теор. познан. как философ.учен. о знан. и законом-тях познават.деят-ти чела.Чел не тол. познает мир,но и жив. в нем как его часть,эмоц-но восприн. и осозн. свое сущ-ние,взаимоотнош. с др.людьми,свои права и обяз-ти.Эт.пробл. реш. на аксиологич.уров.Аксиолог. интерес. не бытие как таков. и не законы его познан.,а преж. всего челов.отнош. к быт.Праксиологич.уров. связ. с анализ. практич.деят-ти чела по освоен. реал.быт.,предмет.мира.

 Специф. философ.знан. и  его ф-ции.Основ.специф. философ.знан. заключ. в его двойст-ти,т.к. оно:им. оч. много общ. с науч.знан.-предмет,методы,логико-понятийн.аппар.;не яв-ся науч.знан. в чист.виде.Предмет философ. шире предмета исслед. люб. отдел.науки,философ. обобщ.,интегрир. иные науки,но не поглощ. их,не включ. в себя все науч.знан.,не стоит над ним.Особ-ти философ.знан.:им. слож.стру-ру;нос. предел. общ.,теоретич.харак-р;содерж. базов.,основополаг.идеи и понят.,кот. леж. в основе др.наук;во мног. субъектив.-нес. в себе отпеч-к лич-ти и мировоззрен. отдел.филос-в;изуч. не тол. предмет познан.,но и механ. сам.познан.;огранич. познават.способ-ми чела.Ф-ции философ.:Мировоззренч.(способ-т формир. целост-ти карт.мира,представлен. об его устрой-ве,месте чела в нем,принц. взаимодейст. с окруж.мир.);Методологич.(заключ. в том,что философ. вырабат. основ.методы познан. окруж.дейст-ти);Мыслит.-теоретич.(выраж. в том,что философ. учит концепт-но мыс-ть и теоретизир-ть-предел. обобщ. окруж.дейст-ть,создав. мыслит.-логич.схемы,сист. окруж.мира.Гносеологич.(им. целью правил. и достовер.познан. окруж.дейст-ти);критич.(подверг. сомнен. окруж.мир и сущест.знан.,ищ. их нов.черты,кач-ва,вскрыв. противореч.); Аксиологич.(заключ. в оценке вещ.,явлен. окруж.мира с точ. зрен. различ.цен-тей-морал.-нравст-х,этич.,соц-х,идеологич. и др.);Социал.(объясн. общ-во,прич. его возникнов.,эволюц.,соврем.состоян.,его стру-ру,элем.,движ.силы;вскрыть противореч.,указ. пути их устранен. или смягчен.,совершенст.общ-ва).Воспитат.-гуманитар.(культивир. гуманистич.цен-ти и идеалы,привив. их челу и общ-ву,способ-ть укрепл.морали,помочь челу адаптир. в окруж.мире и найти смысл жиз.)Прогностич.(заключ. в том,чтобы на основанн. им-ся философ.знан. об окруж.мире и челе,достижен. познан. спрогнозир. тенденц. развит.,будущ. матер.,сознан.,познават.проц.,чела,природы и общ-ва.

Влиян. восточ.цивилизац. на философ.мысль Др.Инд. и Др.Китая.Важ.особ-ть инд.религ.-явствен. обращен. вовнутрь,акцент на индивидуал.поиск,на стремлен. и возмож-ть лич-ти найти собствен.путь к цели,спасен. и освобожден. для себя.Основы религ.сист. Инд. были резул-том синтеза примитив.верован. протоиндийцев.Центр тяж. их религ.актив-ти приход. на ритуалы жертвопринош. в честь богов и на связ. с эт. культов.отправлен.Со врем. религ. вед замен. брахманизмом.Брахманизм как сист. религ.-философ.взгляд. и ритуал.-культов.прак-ки-прям.наследник ведическ.религ.В брахманах-коментар. дел. акцент на существов. прям.связи меж. долголет. и бесмерт.,с одной стор.,и кол-вом и кач-вом жертв-с др.:жертвен.еда-есть пища бесмерт.Был разраб. обряд дикши,цель кот.-раздел. индивида на материал.оболоч. и духовн.,бесмерт.субстанц.В упанишадах серьез.вниман. удел-сь пробл. сна,причем состоян. глубок.сна рассмат. как нечто вроде грани меж. жиз. и смерт.Идея вечн.круг-та жиз.,жизн.начала подтолк. древнеинд.филос. к мысли о закономер. круг-те жиз. и смерти вообще и чела в част-ти.Суть эт.концеп. в том,что смерть-не конец и тем бол. достиж. блаж-ва или успокоен.Эт. просто нек.разрыв непрерыв-ти,элем. бесконеч.круг-та,за кот. рано или позд. след. нов.жиз.Во мног. аналогич. было становлен.древнекит.философ.Мифологич.карт. мироздан.,представ. соб. бессознат.-худож.перераб. фантаз. природы и общест.форм,не различ. реальн. от иллюзор-го,не выдел. чела из окруж.мира,а одешевл. послед.,очеловеч. его.В воображ. древ.кит-в из бесформ.мрака родил. 2 духа,упорядоч.мир:мужс.дух ян стал управл. небом,а женс. инь-землей.Пока чел сталк-ся гл.образ. со злом как проявлен. сил природы,он относ. его исключит. за счет сверхъестест.сил.Но когда носит. зла все чаще станов. сами люди,эт. застав. усомнит. в традиц.представлен.В классич. кит.философ.,по мнен. мног.синологов,понят. бытия,как так-го,вообще отсут-ет.

Космологизм ран. греч.философ. и пробл. первонач.Специф.древнегреч.философ.,особ. в начал.период ее развит.,яв-ся стремлен. понять сущ-ть природы,космоса,мира в цел.Направл-ть интерес. 1-ых древнегреч.филос. опред. в перв. очер. харак-ом мифолог.,традицион. языч.верован. и культов.А древнегреч.мифолог. была религ. природы,и одним из важнейш.вопр. в ней был вопр. о происхожд. мира.Но меж. мифолог. и философ. им-сь существен.различ.Миф повест. о том,кто родил все сущее,а философ. спраш.,из чего оно произ.Ран.мыслит. ищ. некотор. первонач.,из кот. все произ-ло.Само же первонач. представ. соб. не просто в-во,как его поним. современ.физика или химия,а нечто так.,из чего возник. жив.природа и все населяющ. ее одушев.сущ-ва.Уже у перв.«физиков»философ. мысл-ся как наука о прич. и нач. всего сущего.Для перв.«физиков»характер. особ.рода стихийн.диалек-ка мышлен.Они рассмат. космос как непрерыв. измен-ся цел.,в кот. неизмен. и самотождествен.первонач. предст. в различ.формах,испыт. всевозмож.превращ.Особ. ярко эт. представ-но у Гераклита,соглас. кот. все сущ. надо мыс-ть как подвиж.един-во и борьбу противополож-тей;не случ. Гераклит счит. первонач. огонь:огнен.стих.-сам.динамич. и подвиж. среди элем-в космоса.Освобожд. от метафорич-ти мышлен. предполаг. переход от знан.,обременен. чувствен.образ.,к знан. интеллект-му,оперир-му понят.Одним из важн.этап. так.перехода для греков было учен. пифагорейц.,кот. счит. начал. всего сущего число,а также учен. элеатов,у кот. в центре вниман. оказыв. понят. бытия.Соглас. Пармениду,бытие-то,что мож. познать тол. разумом,а не с пом. орган.чув-в;постижим-ть разумом-важнейш. опред.бытия.

Концеп. атомизма и этико-социал.воззрен. Демокрита.Демокрит счит.,что сущ-т бесконеч. множ-во миров;одни миры возник.,др.-гибнут.Все они сост. из множ-ва атом. и пустоты.Пустота-меж. мирами и атомами.Сами же атомы недел. и лиш. пустоты.Помимо св-ва неделим-ти атомы неизмен.,не им. внутри себя никак. движен.;они вечны,не уничтож-ся и вновь не появ-ся.Число атом. в мире бесконеч.Они различ. др. от др. по 4-м признак.:1.по форме,2.по велич.,3.по поряд. и 4.по положен.Из разн.атом. и разн. их числа,путем сцеплен. и образ. различ.вещи и миры.Им как самостоят.элем-м присуще движен.Наход. в движен.,атомы сталк-ся др. с др-м,измен. направл. движен.Само движен. безнач-но и не буд. им. конца.Что кас-ся Демокрита,то от него сохран. мног.изречен. на нравствен.темы.Раб-во и семья.Он совет.:«Рабами польз-ся как част. тела:кажд. по своему назнач.».Отнош. Демокрита к семье,женщ. и детям негатив.С женщ. дела лучше не им.,а если уж необход. завести семью,то надо выбр. женщ. прост.,мален. и молчал.Наибол. униж. для мужч.-повинов-ся женщ.Детей лучше не им.,пот. что удача в воспит. дет. достиг. ценой борьбы и забот.Лучше взять реб. на воспит. у друга.Дружба.«Дружба одного разум-го лучше дружбы всех неразум.».Сам.труд. в дружбе-отлич. истин.друзей от мним.,для чего нуж. муд-ть.Воспитан. и обучен.Цель воспит.-достиж. доброд-ли-лучше соверш. убежден. и доводами рассудка,чем принужден.В основе воспит.-способ-ть к стыду,т.е. совесть.Лучш.наставлен. для детей-пример отца.С воспит. связ. обучен.Для образов. нуж. 3 вещи:природ.способ-ти,упражнен. и время.Богат-во и бед-ть.Богат. и бедн. буд. всегда.Богат-вом надо польз-ся разум.,принося пользу народу.Счастье и эвтюмия.Счастлив тот,кто довольст-ся немног.Счастье-в душе.Эвтюмия-«хорош.дух»-опред. как«состоян.,при кот. душа жив. безмятеж. и спокойно,не возмущ-я ни боязнью демонов,ни как.-либо др.страстью»;свобода от страха.Сред-ва достиж. эвтюм.-мера во всем,умерен-ть,золот.середина.Мудрец.Все эт. морал.предписан. рассчит. на мудрецов,живущ. по закон. морали.Если бы общ-во сост. из одних мудрец.,то в праве не было бы надоб-ти.Мудрецы жив. незамет.Мораль и право.Политич.симпат.Право хуже морали.Но оно необход. для толпы.Предписан. закона искусст-ны,эт. дурн.изобретен.Если бы люди были справед-вы др. к др.,то закон не меш. бы кажд. жить,как ему угод.;ведь зависть рожд. начало вражды.

Классич.этап антич.философ.Сократ(469-399гг. до н.э.)стоит на перепутье философ.мысли и знамен. соб. переход от одной эпохи развит. антич.мысли к др.Философ.,по мнен. Сократа,есть учен. о том,как надо жить.Гл.направ-ть философ.знан.-внут.мир чела,его душа.Гл.задача познан.-самопознан.Знан. по Сократу есть постиж. общего для цел.ряда предмет.,вещ.,явлен.Но общ. сущ-т в кач-ве понят.Поэт. познать-дать понят. предмету,опред. его понят.Безуслов.высш.благо как понят. опред. высш.цель общ-ва,кот-й подчин. все остальн.В этике доброд-ль тождест. знан.:все дурн. соверш. по незнан. или заблужден.,а муд-ть,добро обяз. совершен.знан.Важнейш.заслуга Сократа сост. в совершенст.диалога как основ.метода достиж. истины.Тем сам. подчерк-ся напряжен.харак-р познав.проц.,плодот-ть его резул-тов.В учен.Платона(427-347гг. до н.э.)древнегреч.идеализм приним. форму мировоззрен.Методологич.принц. Платона сост. в раздвоен. мира на мир идей и мир вещ.Описан. взаимоотнош. меж. ними состав. ядро его философ.учен.Чувствен.мир вещ. рассмат. как«не истин. сущий»:предметы,познаваем. чув-вами,непрерыв. возник. и исчез.,в них нет ничего постоян.,а,следоват.,истин-го.Сущ-ть вещ. заключ. в бестелес.,нечувствен.формах,кот. постиж. лишь разум.,сознан.Они и назв. Платон.«видами»или«идеями»(эйдосами).Кажд.клас. или виду материал. чувствен.предмет. соответ-т опред.идея,в кот. заключ. их суть.Всеобщ.совокуп-ть идей состав. подлин.быт.Роль небыт. играет«матер.».Т.о.,чувств.мир эт. нечто сред. меж. мир.идей(истин.быт-м)и мир. матер.вещ.(небыт.).Сист. идей заверш. высш.-идея всеобщ.блага,яв-яся верхов.прич. и цел. быт.Аристотель(384-322гг. до н.э.)вопреки Платону,рассмат-му в кач-ве прич. мира лишь одну-идею,формулир. 4 прич.:формал.(сущ-ть быт.,в силу кот. всяк.вещь такова,как. она есть);материал.(то,из чего что-либо возник.);движущ.(начало движен.,изменен.);целев.(то,ради чего что-либо осущ-ся).Взаимодейст. прич. прояв-ся в отнош. меж. форм. и матер.Всяк.единич.вещь состав. един-во формы и матер.Под быт-м Аристот. поним. сущ-ние отдел.вещ.,но познать сущ-ть вещи с пом. чув-в нельзя.Эт.познан. осущ-ся с пом. и посред-вом разума,кот. выявл. в вещ. общ.,всеобщ.,т.е. сущ-ное.Сред-вами теоретич.познан. яв-ся категор.:сущ-ть,кач-во,кол-во,отнош.,место,время и др.

Историч.типы развит. средневек.философ. и динам. его проблем.поля.Средневек.философ.(5-15вв. н.э)сосредоточ. вниман. на пробл. христиан.учен. и обоснован. его необход-ти для пониман. мира.Философ. ран.христ-ва назыв. апологетикой,т.е. сочин-ми,смысл кот. был направ. на обучен. основам христ-ва.Они стрем-сь развив. понятийн.аппарат,в связи с чем не мог. пройти мимо труд. филос. Др.Рима и Др.Грец.Философ. базир-сь на боге,стоявш. меж. миром и создат-м, кот. наход-ся в трансцендентал-м мире,и для общен. с челом ему нуж. посредник(Христос).Теоретич.тема была связ. с богослов-ми поиск.,что и обеспеч. объяснен. мира.Филон за основу преодолен. пропасти использ. понят. логос-закон,приводящ. в един-во,эт. опред-ть.Яв-сь,сам по себе абстракц.,он произвед. от телес.вещ.Мир созд. бог.Логос выступ. как сотворен. богом дух.Сущ-щий логос воплот-ся в Христа.Он интерпрет-ся как Бог,но понят. Бога не тождест-но понят. Христа:Бог невид.,а логос сын,кот. долж. воплот-ся в люд.,чтобы они через него узнали об отце.Учен. о божест-ом пронизывая ист.философ.,порожд. неск-ко типов христ.мировоззрен.:1.креационизм–учен. в соответ. с кот.,призн-ся,что Бог созд. мир не из чего;поддержан. быт. мира есть постоян. творен. его Богом.Если воля Бога прекрат.,то мир скат-ся в небыт.Спас-сь же мож.,уверуя всесил-ть Бога,и поэт. христ.философ. строится на том,что Бог не тол. высш.быт.,но и высш.красота и нравст-ть.2.антропоцентризм–соглас. христиан.учен. Бог сотвор. чела не вместе со всеми вещ.Всё остальн.–творен. Бога,а чел–венец творен.Образы подоб. Бога состав. сущ-ть творен. на земле.Чел долж. быть добрым.Став добрым,чел ощущ. благодать,и эт. яв-ся централ.темой.3.провиденциализм и эсхатология-в основе христ.учен. леж. учен. о постоян.связи чела с Богом.Человек тракт-ся как быт.,спасен. Христом и предназнач. для сверхъестест.судьбы.Историч.проц. рассмат. как развит. богочеловеч.отнош.,характ-ся с одной стор.-грехопаден.,с др.–восхожден. чела к Богу.Философ. истор. провиденционализма опред. судьбу и положен.люд.На долю люд. приход-ся либо содейст-ть эт.Богу,либо противодейст-ть ему.Он связ. с эсхатолог.-учен. о конце мира.Мир-проц.,предопред-й Богом,но зависящ. от царства эсхатома-есть цель существов. чел-ва. Мистика и схолас-ка–2 спос. средневек.философ-ния.Философ. среднев-вья зад-ся пробл. духов.потреб-тей,эт. вызвано потреб-тями души к богоуподоблен.–есть ничто иное,как полн.переход к подчинен. Богу.В схолас-ке отраж. цель быт.Вершин. схолас-ки яв-ся авторитаризм.Спор меж. мистикой и схолас-кой осущ. не тол. на уров. теолог.,но и на уров.философ.

Философ. эп.Возрожден.Философ. эп.Возрожден. назыв. совокуп-ть философ.направлен.,возникших и развивав-ся в Европе в 14-17вв.,кот. объедин. антицерков. и антисхоластич.направл-ть,устремлен-ть к челу,вера в его велик.физич. и духов.потенциал,жизнеутвержд. и оптимистич.харак-р.Предпосыл. возникнов. философ. и кул-ры эп.Возрожден. были:совершенст-ние оруд.труда и производ-ных отнош.;кризис феодал-ма;развит. ремесла и торговли;усилен. городов,превращен. их в торгово-ремеслен.,воен.,культур. и политич.центры,независ. от феодал. и Церкви;укреплен.,централизац.европейс.госуд-тв,усилен. светс.власти; появлен. перв.парлам-в;отставан. от жизни,кризис Церкви и схоластич.(церков.)философ.;повыш. уров. образов-ти в Европе в целом;велик. географич.открыт;науч.-технич.открыт. Основн.направлен. философ. эп.Возрожд. яв-сь:гуманистич.(14-15вв.)-в центр вниман. ставило чела,воспевало его дост-во,велич. и могущ-во,иронизир-ло над догматами Церкви;неоплатонич.(сер.15-16вв.),представит. кот-го развив. учен.Платона,пыт-сь познать природу,Космос и чела с т.з. идеализма;натурфилософск.(16-нач.17вв)пытав-ся развен-ть ряд полож. учен. Церкви о Боге,Вселен.,Космосе и основах мироздан.,опир-сь на астрономич. и науч.открыт.;реформацион.(16-17вв.)-стремил. корен.образ. пересмотр. церков.идеолог. и взаимоотнош. меж. верующими и Церков.;политич.(15-16вв.)-изуч. пробл. управлен. госуд-вом,поведен. правит.;утопическо-социалистич.(15-17вв.)-искало идеал.-фантастич.формы построен. общ-ва и госуд-ва, основан. на отсутст. част.собст-ти и всеобщ. уравнен.,тотальн.регулир. со стор. государст.власти.К характер.чертам философ. эп.Возрожд. относ.:антропоцентризм и гуманизм-преобладан. интереса к челу,вера в его безгранич.возмож-ти и достоин-во;оппозицион-ть к Церкви и церков.идеолог.;перемещ. основн.интереса от формы идеи к ее содержан.;принцип.нов.,науч.-материалистич. пониман. окруж.мира;больш.интерес к соц.пробл-м,общ-ву и госуд-ву;торж-во индивид-ма;широк.распространен. идеи соц.равен-ва.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"