Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:42, шпаргалка

Краткое описание

2-3. Специфика философского знания. Место и роль философии в культуре. Осн. функции философии.
При всей своей важности основной вопрос философии не исчерпывает всего содержания отношения человека к миру. В структуре философского знания особо выявляется его ценностный аспект. Человеку свойственно все предметное многообразие бытия и своих общественных отношений оценивать в понятиях добра и зла, справедливого и несправедливого, идеала и реальности, истины и лжи, красоты, гуманности, счастья и несчастья, разумности и неразумности и т.д

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_k_ekzamenu_po_filosofiii.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

2-3. Специфика философского знания. Место и роль философии в культуре. Осн. функции философии.

При всей своей важности основной вопрос философии не исчерпывает всего содержания отношения человека к миру. В структуре философского знания особо выявляется его ценностный аспект. Человеку свойственно все предметное многообразие бытия и своих общественных отношений оценивать в понятиях добра и зла, справедливого и несправедливого, идеала и реальности, истины и лжи, красоты, гуманности, счастья и несчастья, разумности и неразумности и т.д. Воспринятая сквозь призму подобных оценок действительность придает мировоззрению человека соответствующую духовную ориентацию. В содержании философской проблематики интегрируются главные мировоззренческие темы – «мир», «человек», «человек-мир». Ими образуется специфика предмета философии как формы общественного сознания. Ф.–это исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях. Специфика философии как мировоззрения заключается в том, что она подытоживает основные результаты, достигнутые в сфере мировоззренческого сознания в каждую данную эпоху, одновременно выступая в качестве открывательницы и провозвестницы новой исторической перспективы. По мере своего развития философия становится особой формой самосознания людей как субъектов истории, формой рефлексии над культурой. В отличие от мифологии, религии и науки, она берет на себя задачу рационального анализа и критической оценки того типа культуры, который господствует в ту или иную историческую эпоху. По отношению к культуре в целом философия выполняет не только рефлексивно-критическую, но и проективную, культурно-творческую функцию. Говоря о философии как «живой душе культуры», следует различать два аспекта этого феномена: во-первых, взгляды самих философов и тот продукт, который они производят в виде теоретических систем, подходов, точек зрения на мир и человека и т.п.; во-вторых, трансляция философской культуры, философского взгляда на мир в массовое сознание. Ф–особая  система знаний, предназначенная для ре-шения целого ряда взаимосвязанных проблем, возни-кающих и в естественно научном исследовании и в историческом познании, и в повседневной производ-ственной и политической деятельности. Соотв. стро-ению целостной, но внутренне диф-ой фил-ой теории могут быть выделены ее главные функции– онтоло-гическая, гносеологическая, аксиологическая, праксе-ологическая. Онтологическую функцию философия выполняет тем, что она как системно-рационализированное мировоззрение вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии, природной и социальной действительности, человеке и его предметной деятельности. Гносеологическая функция философии заключается в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познавания мира, в разработке универсальных методов научного познания и логического мышления. Аксиологическая ф-я философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения человека в мире культуры. Праксеологическая ф-я Ф. проявл. в опосредованном ее воздействии на практическую деятель-сть людей, опр-е их соц. целей и идеалов, выбор средств и методов.

18. Особенности разв-я философской мысли на Бел.

Ф. Скарина . Основные ценности фил. Скорины - этические ценности, дух. практические, любовь и тд. Для Скарины характерен возрожденческий антропоцентризм и в тоже время вера в загробную жизнь.  Скорина выступает за свободу личности и в тоже время против индивидуального. Выступает за общее благо. Развивает идеи естественного права. Выступает за преобразование религии в соответствии с гуманистическими ценностями. Скорина  реабилитирует ценность земной науки, развивает свои идеи в предисловиях и комментариях  к публикуемым религиозным произведениям. Его интересует духовный мир ч-ка. Его самосовершенствование выступает предпосылкой совершенствования общества. Он ценит мудрость ч-ка. Ч-ка Скорина рассматривает как единство общественное, только в об-ве жизнь ч-ка наполняется смыслом. Скорина выступает за служение об-ву, любовь к ближнему ппонимается им как норма повседневного поведения. Справедливость и человеколюбие должны быть основой морального закона. Фил. Скарины - сочетание христианской истины, истин античных и истин эпохи возрождения.

Михаил Гусовский <песня про  Зубра>. Воздает гимн человеческому разуму. Он выступает за изучение жизни простого люда, за просвещение, за прекращение междоусобных войн. Одним из первых подверг критике христианские догматы.

15. Дискуссия славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современных смыслов.

Оригинальным русским  философско-идеологическим течением является славянофильство (Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже, исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению Хомякова, именно православие сформировало «те исконно русские начала, тот «русский дух», кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме».

Одной из важных тем размышлений  славянофилов была тема гармоничного сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Славянофилы подвергали резкой критике распространенный в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением. Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку, поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное сознание подменяется рассудочным.

Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии  развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению соборное начало. А это в свою очередь породило недостатки европейской культуры. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, кот. должен привести ее к мировому лидерству.

Возможен ли и необходим  ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен). Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышеная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

Этот вопрос о самобытности России большое значение приобрел для  философов эмигрантов после революции (Бердяев, Вышеславцев, Федотов и др.). Бердяев считеет, что для определения национального типа, народной индивидульности определения дать невозможно. Тайна индивидуальности познается любовью и в ней всегда есть что то не постижимое для ума. Главный вопрос по Бердяеву что же представляет собой умопостижимый образ русского народа. По Тютчеву «Умом Россию ...» Поэтому говорит Бердяев для постижения России надо применить веру, надежду, любовь. Бердяев считает что Россия соединяет в седе и Запад и Восток.

21. Философский смысл понятия движения, пространства, времени. Основные формы движения и их взаимосвязь.

Время и пространство – осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и П. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему.

Диалектический материализм  признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения.

Сущ-е любого мат. объекта  возм. только благ. взаимодействию образующих его эл-тов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется взаимод. между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы сущ. только благодаря взаимод. составляющих их молекул, клеток и органов; общество сущ. благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимод-ю различных подсистем соц. организма. Кроме внутр. взаим-я между элементами и частями обществ происх. и взаимод. объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложн. системы, становиться их эл-тами. Напр., ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т. д. Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа мат. систем предполагает взаимодействие как внутр., так и внешнее по отн. к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изм. его св-в, отн-й, состояний. Все эти изм-я, рассмотренные в самом общем плане, предст. собой неотъемл. х-ку бытия материального мира. Изм-е в ф. обозн. понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение – это и взаимное превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Специфика социального детерминизма. Социальные закономерности и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движение силы общественного развития. Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят «чему быть, того не миновать», т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или Богом (христианство), или всей системой вхаимод явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъект понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ, причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случ нет. Наиболеее ярко + сформулирован у Лапласса – возможно в одной мат формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена.

Другие считают, что  все на свете – дело случая и  нужно доверить ему свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива –  или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность – это такой тип  связи, кот обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Сл – это субъективно неожид, объективно привходящие явления, то, что в данных усл может быть, а может и не быть.

Итак случайное –  это возможное при соотв условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соотв условиях. Необходимость – это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней основой и совокупностью сущ условий их возникновения, существования и развития.

В истории общества в  большей мере, чем в природе, проявл случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории, действие в ей необходимости  как результирующая своб деятельности множ людей была названа Гегелем хитростью истор разума. Вне случайности история была бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм – абсолютиз  внутр аспект свободы, доводя его  до произвола. Фатализм – рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключ своб выбор. Такая трактовка свободу воли, точнее несвободы, унижает чел достоинство с 1 стороны , а с др снимает с него всякую ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Законом ход истор  событий реализ не помимо, а посредством  воли людей, их созн действий. Что же такое своб воли? Своб воли – это  способность чел принимать решения  и совершать поступки в соотв  со своими интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельости, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира.  Т.о. каждое действие чел есть сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы  входит в понятие человека”. Мера своб как творческого самовоплощения чел определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокуп-ти возм, предост-ых ей общ.

43.Концепция технологического детерминизма. Индустриальное и постиндустриальное общество.

В эпоху индустриального  общества капиталистической ори¬ентации  возникает классическое деление общества на такие со¬циальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интел¬лигенция. Применительно к постиндустриальному обществу – обществу, называемому информационным, эта схема нуждает¬ся в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельнос¬ти, сферы услуг, а также фактора власти придали больший ди-намизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих.

Компьютерная революция  подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информацион¬ному обществу. В отношении основных параметров этого обще¬ства остаётся еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что инфомационное общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей: – интеллектуализацию всех сфер жизни; создание социально-информационной структуры, охваты¬вающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу ус-луг, образование, медицину, науку и т.д.; превращение информации в важнейший ресурс общества; – развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких ком-муникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека; трансформацию информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности.

Есть все основания  полагать, что в информационном обще¬стве  будут постепенно складываться условия  для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации. Информационное общество – это социальный феномен, ко¬торый имеет

общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму «капитализм-социализм» или «За¬пад-Восток». Его становление происходит неравномерно. В раз¬витых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуще¬ствляются в рамках «индустриального общества».

В информационном обществе интенсивно формируется но¬вый правящий класс – высшие чиновники и  крупные бизнес¬мены, класс производственных и непроизводственных работни¬ков (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное по¬ложение между двумя названными классами (мелкие предпри¬ниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.).

Научно-технический прогресс не замыкается в своих соб¬ственных рамках; он оказывает воздействие  на всю совокуп¬ность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенден¬ций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло.

44.Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. Национальные и общечеловеческие функции.

Понятие «культура» (от латинского cultura – возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры – это чело¬веческий труд вместе с его результатами. Культура – это совокупность инновационных видов и спо¬собов материальной и духовной деятельности вместе с их ре¬зультатами, которая выражает сущностные силы человека.

Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая – духовное производство: производство идей, иде¬алов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, мораль¬ные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания, художествен¬ные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА (материальное производ¬ство, обмен, распределение материальных благ). Материальная культура — показатель уровня практическо¬го освоения человеком природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в себе обще¬человеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями.

Существует несколько  различных подходов к типологизации  культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточ-ную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характери¬стиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных ти¬пах культур, идет процесс развития диалога культур, что впол¬не отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного

деления существуют и  другие более мел¬кие дробления  культуры (национальная культура, субкульту¬ра, массовая культура). Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура – все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность – факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей – понятие нравственности.

Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. – социокультурное образование. Не Ц., а К. – единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример – изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

 

8.Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

 Сторонники эмпиризма  (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что  основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы. Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.  В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.  В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.

23. Синергетика и проблема глобального эволюции-онизма в современной картине мира. Диалектика и современность.

Наряду со структурным  бесконечным многообразием в  неорганической и живой природе отчетливо просматриваются и другие аспекты объективной диалектики: процессы и развитие. Удостоверяет диалектику в природе, в частности, синергетика – наука о спонтанной самоорганизации природных объектов.

Синергетика переосмысливает  выводы классической термодинамики. Второе ее начало как эволюция от порядка к дезорганизации определяет процессы, идущие в изолированных и находящихся в состоянии равновесия системах. В данном состоянии их структурные единицы ведут себя хаотически. Иначе протекают процессы в так называемых диссипативных струк- турах (химические волокна, структуры в жидкостях, лазерные пучки, неустойчивость плазмы, явления выхлопа и флаттера и т.д.). Они образуются при взаимодействии системы с внешним миром, ее погружении в неравновесные условия. В открытых системах, находящихся достаточно далеко от состояния термодинамического равновесия, усиливаются флук- туации, возникают корреляции и когерентность. В результате сложного взаимодействия структурных единиц (элементов системы), их коллективного движения происходит процесс самоорганизации. Неравновесность служит, таким образом, источником порядка, является тем, что порождает «порядок из хаоса». Синергетика подтверждает активность материи и ее развитие доказательством факта самоорганизации в системах неорганической природы.

Физическая эволюция Вселенной, процессы самоорганизации  природы сочетаются с химической эволюцией вещества. Ныне методами радиоастрономии установлено, что в космосе идет многообразная химическая эволюция материи. Межзвездная среда содержит возможности, как оказалось, органическою синтеза. В частчости, обнаружен формальдегид, способный легко образовывать различные углеводы. Весьма сложные и разнообразные органические молекулы присутствуют в метеоритах. На нашей планете эволюция химических соединений прошла три стадии: неорганическую, органическую и биохимическую. В ходе химической эволюции имеют место такие процессы, как усложнение функций и обогащение возможностей химических преобразований, возрастание внутренней противоречивости, активности молекул. Наряду с этим процессом прогрессивного развития наблюдаются и такие явления, как снижение химических воз- можностей и распад органических соединений до угля, карбонатов, углеводов, углекислоты.

Добавим к сказанному, что и жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает с позиций синергетикц как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации.

Итак, процессы распада  и самоорганизации, хаос и порядок, закономерность и случайность, неустойчивость и равновесие, структурность вещей, их взаимосвязь и изменение, силы действия и противодействия, усложнение и дезинтеграция – это и бесконечно многое другое составляют содер- жание диалектики природы.

Обьективная диалектика в ее трех аспектах присуща и социальной фор- ме движения материи. Но об особенностях диалектики общества будет сказано подробнее позже.

26.Антропогинез  и его комплексный характер. Философия  о биосоциальной природе человека.

1. Человек- часть природы  и он характеризуется рядом биологических признаков

а) Анотомические особенности  как биологического вида:

- Прямая походка: позволяет  человеку охватывать взглядом  окружающую обстановку, освобождает передние конечности

- Цепкие руки позволяют  выполнять сложные и тонкие  функции

- Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

- Большой мозг и  сложная нервная система

- Сложный механизм  голосовых связок, строение гортани,  губ, способ речи, языка

- Длительная зависимость  детей от родителей

 Пластичность врожденных импульсов  и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

б). Жизнь человека подчиняется  биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат  развития длинного ряда его предков (животное, обезъяна-люди, гомениды, современный  человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками  для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие  человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.

3. На проявление многих биологических  параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни. 4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

- Какое из этих начал является  доминирующим, определяющим в формировании  способностей, чувств, поведения, действий  и как осуществляется взаимосвязь  биологического и социального  в человеке

- Какое значение в жизни общества  имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей

5. В ходе дискуссии о соотношении  биологического и социального  в человеке высказывается широкий  спектр мнений, заключенный между  2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято  называть биологеуатарскими (натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина) Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

37. Научное  познание и его признаки. Эмпирические  и теоретические уровни научного познания. Методы и формы.

Научное познание, как все формы  духовного производства, в конечном счете, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия  явл 1м и необх. усл-ем для выявл-я особенностей научного познания.

Деятельность может быть рассмотрена  как  сложно организованная  сеть различных  актов преобразования  объектов, когда продукты одной деятельности  переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура  деятельности –  взаимодействие средств  с предметом деятельности  и превращение его в продукт  благодаря  осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности, осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей  определенные средства  деятельности. С одной стороны средства  могут быть представленны в качестве  скуственных органов  чеовеческой деятельности, с другой,  они могут расматриваться  в качестве естественных объектов, которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда  регулируется определенными  ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос «Для чего  нужна та или иная деятельность».  Цель на вопрос «что должно быть получено в деятельности?» Мы имеем дело с предметной стороной  изменения человеком природы , когда в функции предметной деятельности  выступают фрагенты природы,  а если в функции ее предметов  выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной  практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия.

Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или самост. иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления.

Важнейш. методы научного познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным – конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется.

Эмпирический и теоретический  уровни имеют сложную организацию. На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений).

42.Развитие общества как исторический процесс. Понятие экономической формации. Современная дискуссия по проблеме формационного и цивилизованного подхода к всемирной истории.

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес. Эта  проблема играла огромную роль в размышленях  философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: «интересы» двигают жизнью народов». Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития.

Субъект ист. процесса –  личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тоже может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальн. субъект, в кач-ве кот. могут выступать та или иная соц. группа, народ, чел-во. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта могут играть тж и такие историч. общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, кот. и в этом случае остаются осн. движ. силами и субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества в субъекта ист. процесса. Марксизм: развитие общества – закономерный процесс, чем более широкими матер. возможностями обладает человек в своей

деятельности, тем выше уровень развития о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует искать объ. критерий общ. прогресса.

Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и все человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов «идеального общества», в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Гегель выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Тойнби – 21 цивилизация. Вебер – «идеальный тип», модель – по культурным ценностям. К.Маркс: метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами.

Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение истоического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-экономичеcкая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

47. Проблема будущего в духовной культуре человечества. Предвидение будущего. Постижение будущего (формы, методы).

Нынешний этап общественного  развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Предвидение будущего продиктовано сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл.

Исторический пессимизм  прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце света. Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В «От- кровении св. Иоанна Богослова» этот мотив выражен вполне отчетливо: «Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»

Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящею торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж.Пристли, М.Кондорсе, И.Г.Гердер и другие мыслители, хотя особое место она заняла в творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества. В 20 в. широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как

совокупность историй  отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, развитие которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения (А.Тойнби). Спасением от гибели цивилизации может послужить, согласно А.Тойнби, духовное совершенствование человечества на пути создания единой синкретической религии будущего.

Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационною общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированною доступа и современной технологии необходимую информацию; развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ускоренной компьтеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобраз вания не только в производстве и технологии, но и в социокультурных руктурах.

Осмыслению возможных  путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологической ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубокий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизации. Показательна в этом плане классическая работа Дж.Форрестера «Мировая динамика», в которой показано, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины следующего века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.

49.Утопия как  специфический тип соц. прогнозирования. Воздействие прогнозов (образов будущего на сознание и поведение людей)

Прогнозы (образы будущего) являются специфической формой проявления субъективного фактора в истории, т.к. создаются для людей. Следовательно, они воздействуют на сознание и поведение людей в реальной жизни. Те или иные прогнозы затрагивают интересы различных социальных групп, партий, общества в целом и воздействуют даже на государственную политику (например прогнозы экономического развития или демографической обстановки в стране). Так как многие футурологи пытаются оказать определенное воздействие на сознание людей и государственную политику, то данные прогнозы могут воздействовать на поведение широких слоев общества. Это обстоятельство используется для фабрикации:

1. Прогнозов сирен для вселения уверенности людей в будущем (наступление технологического рая).

2. Прогнозов камикадзе для того, чтобы люди согласились с настоящим (меры по борьбе с терроризмом).

Наибольшую роль в  степени воздействия на общество играют социальные утопии (идеального государства Платона, социалистического общества Т. Мора и Т. Кампанелы и т. д.).

٭Утопии – социально-философские  или литературно-художественные произведения, рисующие образ прекрасного будущего без указания реальных средств его достижения.

Социальные утопии основаны на идеях порожденных массовым сознанием, где выражено стремление к лучшей жизни. В то же время, утопии порождены рациональным сознанием, стремящимся переустроить мир на принципах разума, что предполагает существование идеально отлаженного организационного механизма, дающего санкцию на всеохватывающий контроль, связанный с непрерывным техническим совершенствованием, что неизбежно ведет к практике тоталитарных режимов XX века. Эти же тенденции могут подготовить условия и для осуществления тотального господства мировой финансовой элиты в планетарном масштабе под флагом глобализации. Утопические идеи могут стать стимулом для массовых действий людей в критические моменты истории, т. е. в эпохи, когда возникает соблазн переустройства общества. В то же время, стремление философов XVIII века организовать жизнь общества чисто рационально т. е. построить его жизнь по принципам разума – неотделимая черта утопизма.

٭Утопизм это сверхрационализм, предполагающий наличие сверхразума, предполагающий охват жизни общества во всех частностях

Утопизм предполагает наличие  модели усовершенствования общества на основе жестких организационных принципов посредствам жестких организационных принципов. Посредствам идеально отлаженного механизма.  Такой подход дает санкцию на всеохватывающий контроль над личностью, на вездесущее рациональное управление ее поведением. Особенно сильно способность к проявлению массовой активности людей проявляется в годы солнечной активности. В это время экстремистским лидерам удается эксплуатировать недовольство людей существующей действительностью. Кроме экстремистов утопические идеи могут использоваться и государственной пропагандой, а также средствами массовой информации в интересах определенных групп правящих кругов. Примеры современных утопий – социализм с человеческим лицом М. Горбачева, «шоковая терапия» Гайдара, «либеральный капитализм» 90-х годов в России, который обернулся бандитским. Негативная роль утопий – способность завести общество в тупик. Положительная – конструирование новых альтернатив развития (практика планирования в СССР).

٭Антиутопии – литературно-художественные или социально-философские произведения, дающие пессимистические образы будущего.

Среди антиутопий можно  назвать роман Дж. Оруэла «1984», или  «Гадкие лебеди» братьев Стругатских, роман А. Азимова «Черное солнце».

Эти антиутопии:

1. конструируют негативные сценарии будущего, вселяя в людей пессимизм.

2. предостерегают мир о возможных последствиях следования одному из возможных сценариев (или путей) будущего развития (модели глобализации).

Немаловажен и прогноз  будущего развития Земли, который связан с концепцией «золотого миллиарда», основанного на концепции Т.Мальтуза. В связи с этим, М. Тэтчер высказала  мысль, что ее оптимальное население 50 мил. человек, З. Бжезинский – 20 мил., а Чубаис заявил, что «30 миллионов умрут, а остальные приспособятся». В настоящее время население России сокращается на 1 мил. 200 тыс. в год и к середине XXI века составит 50 мил. Таким образом, социальные утопии и антиутопии воздействуют на сознание общества и, могут воплотиться в развертывании определенных социальных процессов.

 14. Возникновение, основные этапы развития и характерные черты русской философии.

Фил. мысль в Р. формировалась  под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами Р рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи – мозга.

 В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.

Бердяев Берд. пришел к  религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества", "Смысл  истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт --- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически- биологическая, часть природы и общ .

Становл. ч-ка Б. поним. как  прибл. к богочеловеку, единение с  Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято только в ее отношении к Богу.

28.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Смысл жизни и предназначение человека.

Смерть – естественный конец всего живого. Жизнь –  форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека – всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет  для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство – восхождением человека к Богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. – теоцентризм, в Библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма – человек механизм – смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения – смертен – руководствуйся всеми ценностями – побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

31. Связь сознания  и языка. Проблема моделирования  мышления.

Без учета творческой природы сознания, мышления невозможно научное понимание процесса познания. Метафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимался до признания роли практики в познании. Напротив, идеализм преувеличивал дургую сторону познания – его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способность создавать из мебя объект познания и действия.

Что такое идеальное? Оно в научной литературе трактуется неоднозначно. Некоторые авторы отождествляют идеальное с субъективной реальностью вообще. Для других идеальное предстает лишь как понятийная форма отражения. Между тем, идеальность есть характеристика всех проявлений сознания – ощущений, восприятий, мыслей, эмоций, социальных чувств, религиозных и философских воззрений и т.д. Идеальное – отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли, это не какая-то умопостигаемая идеальная вещь, а способность человека в своей деятельности духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную вещь.

Основой возникновения  языка равным образом, как и мышления, являются труд, коллективная деательность людей. Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постояного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный характер.

Мышление и язык неразрывно связаны друг с другом, однако это  не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит  в том, что мысль есть отражение  объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для вазимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя.

ЭВМ не является носителем  сознания. Компьютер лишь современное средство, резко повышающее «разрешающую силу» человеческого мозга. Ныне прогресс знания обеспечивается функционированием единого комплекса «человек–компьютер», сотрудничеством, а не соперничеством между людьми и машинами. ЭВМ – орудие, но не самостоятельный субъект познания и социального действия.

33. Вопрос о познаваемости мира и философии. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

Человек является частью природы; природа и человек устроены так, что человек способен адекватно и с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие. Не существует никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению реальности.

Идея познавательности мира является весьма общей, приемлемой для большинства философов и  философских школ, в том числе  и для многих идеалистов, при этом, правда, каждый философ конкретизировал ее в соответствие с «духом» своей системы. Например, у позднего Шеллинга эта идея нашла выражение в его теории абсолютного тождества идеального и реального, в которой он пытался пантеистически примирить противоположность духа и материи.

Философы, которые полностью или частично отвергают идею познаваемости, составляют лагерь агностицизма (Юм, Кант и др.). Агностицизм опирается на следующие основные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений (субъективный идеализм); 2) если даже объективный мир существует, то – поскольку все человеческие образы субъективны – мы не можем знать, каков мир на самом деле, каковыц вещи «в себе»; 3) мир бесконечен в своих свойствах, поэтому познать его исчерпывающе и до конца невозможно.

Подвергая критике посылки  агностицизма, Энгельс отмечал, что самое решительное опровержение этого учения заключается в практике. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем из его условий, заставляем егоу тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец. Химические вещества, образующиеся в телах животных и растений, оставались такими «вещами в себе» до тех пор, пока органическая химия не стала приготовлять их одно за другим; тем самым «вещь в себе» превратилась в вещь для нас.

Субъект и объект.

Те конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Субъектом может выступать отдельный индивид или социальная группа (например, сообщество ученых). Отсюда следует: познание – это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, конечная цель которого – достижение истины, обеспечение технологий, алгоритмов, моделей и программ, направленных на освоение объекта в соответствии с потребностью субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Понятие общ-го прогресса и его критериев. Критика «религии прогресса» 20 в.

История едина, но не единообразна.  Несмотря на громадное разнообразие форм, тем не менее, она представляет собой диалектическое взаимодействие двух противоположных тенденций развития:

1. – это движение  к единству мира, как выражению  политики глобализации проводимой мировой финансовой олигархией;

2. – движение к сохранению  самобытности этноса, культуры или  цивилизаций.

В результате в философии  и социальных науках утверждается единство разнообразия как исторический закон  и социальная необходимость, осмысляющая развитие исторического процесса.

Еще со времен эпохи Просвещения  в общественном сознании утвердилось  представление о развитии истории, как прогрессе наука, культуры, разума, цивилизации или производительных сил.

٭Общественный прогресс – это одна из разновидностей процесса развития общества, связанная с переходом социальных систем от простых форм социальной организации к более сложным.

Представление об общественном прогрессе сочиталось с различными о нем представлениями:

1. В XVIII веке французские материалисты представляли прогресс как развитие науки, искусства и знания.

2. И. Кант считал, что таким критерием является нравственность.

3. Ф. Гегель был уверен, что такой критерий – развитие разума и свободы.

4. К. Маркс – развитие экономики и производительных сил.

5. Э. Тоффлер – развитие техники, научного знания и информации.

6. Современный подход – уровень гуманизации общества.

Часто, представление  о прогрессе сочетается с его  пониманием как о завершении развития исторического процесса. Так, например, в марксизме развитие общества осмысливается как победоносное шествие последовательно сменяющих друг друга формаций вплоть до утверждения коммунистической. Ф. Фукуяма развивает учение о «конце истории» как победе либерального общества в мире, а дальше уже вроде бы и некуда идти. Однако жизнь богаче даже самой хорошей теории. Такой совершенно прямолинейный взгляд на мировую историю ошибочен по нескольким причинам:

1) первая универсальная форма общественного развития имела место только с наступлением капитализма. Она появилась в Новое время (не случайно понятие «общество» возникло лишь в конце XVIII в.);

2) в мировом масштабе имело место параллельное существование различных по своему содержанию общественно-экономических формаций и цивилизаций;

3) содержание общественного прогресса не исчерпывается сменой формаций, победой демократии или технологическим самосовершенствованием, ибо поступательное развитие не прямолинейно, а отягощено наличием застоя, социальных катастроф, войн и регрессивным движением и кругооборотом с повторяемостью определенных стадий развития.

Социальная практика еще раз напомнила о том, что  для динамики общества характерны многовариантные  пути и формы развития общества, включая прогресс, регресс и кругооборот.

٭Социальный регресс  – это движение к более простым  формам организации общества.

Известные в истории  формы регресса – распад микенской  цивилизации в Древней Греции, Распад Римской империи, Российской империи и СССР.

٭Кругооборот – движение по циклическому пути, с повторением  уже пройденного пути.

Такой ярко выраженный циклический характер носил исторический процесс в истории стран Древнего Востока – Древнем Египте, Вавилонии, Иране, Индии, Китае, Японии, странах Ближнего Востока эпохи Средних Веков, а также в России. Но циклические процессы с большим или меньшим динамизмом характерны для всех стран, в том числе и наиболее развитых, хотя они и сочетаются с процессами прогрессивного развития (длинные волны Кондратьева, циклы демократии в истории США, циклы реформ и контрреформ России и т. д.).

Закрывать глаза на сложность и динамику исторического процесса и при этом подстегивать события во имя реализации абстрактной схемы – путь разрыва политики, морали и науки, ибо человек становится средством и жертвой социальной утопии. Это подметил еще И. Кант. Он писал: «История природы начинается с добра, ибо она – произведение божье, история свободы – со зла, ибо она – дело рук человеческих». Мысль его ясна: природа не зла, ибо в ней нет разума и целей, нет и цены достигнутого. Обществу же за все достижения приходится платить. Целенаправленная деятельность людей, начиная с эпохи Просвещения, предполагает и идею преобразования социальных отношений, что воспринимается определенными слоями, классами как святотатство. Сама практика реализации целей (идеалов) обнаруживает неадекватность применяемых при этом средств. Зло становится постоянным спутником истории, а требование гуманизации человеческих отношений постоянной реакцией на негативную сторону социально практики.

В такой ситуации отказ  от постижения смысла исторического  развития и идеалов добра обрекает человечество на повторение ошибок и блуждание в потемках. Поэтому, обнаруженная в XX веке ошибочность представлений об истории, как о прямолинейном поступательном процессе привела к утверждению, что единственный путь развития человечества – это стремление к утверждению идеалов свободы и справедливости, базирующаяся на гармонии общества и свободы человеческой личности. Одновременно, общественному мнению различных стран прозападная элита навязывает взгляд, что творцом и носителем новой культуры будущего должна стать личность потребителя, способная преодолеть этническую и социальную замкнутость, а значит, способная, по словам французского философа, литературоведа Г. Башляра (1884–1962), «жить в ритме тысячелетий». Но, часто, адепты безграничной свободы человека понимают или подразумевают в ней безответственность и потребительство, т. е. свободу человека от морали. К тому же, такая «свободная личность» может стать легко управляемой и космополитичной с сознанием полного отрицания национальных традиций, действуя в угоду интересам транснациональных корпораций и «мирового правительства».

1. Величие и свобода человеческого духа навсегда останутся благим пожеланием, если в процессе развития всемирной истории не будут преодолены пороки нынешнего ее этапа, особенно такие, как социальное угнетение и завоевательское отношение к природе.

2.  Не будет утверждена моральная ответственность личности за соблюдение закона. Можно предположить, – пишет исследователь архаичных культур В.Н. Топоров, – что за «историческим периодом будет следовать новый период, в котором определяющую роль будут играть ценности духовного плана».

3. Абсолютное беспредельное развитие упирается в ограниченность природных ресурсов. Это ведет к экологическому кризису. Экологические и социальные катастрофы, обильно выпавшие на долю XX в., показывают, что прогресс в его традиционных формах достиг предела и поставил под сомнение ценность перспективного сознания как такового. В настоящее время отмечено, что важнейшим недостатком представлений о поступательности развития общества является ограниченность такого развития «пределами роста». Это проявляется в:

1. Избыточности психофизических нагрузок на человека, что оборачивается ростом числа психических заболеваний.

2. Социально-политической и экономической и культурной недоразвитость многих регионов мира.

3. Усилении непредопределенности развития человечества из-за влияния разрушительных процессов глобализации и мирового рынка на экономику всех стран мира.

4. Роста бедности стран Третьего мира и многих стран СНГ на фоне увеличения разрыва по уровню жизни со странами «Золотого миллиарда».

В результате, жертвы, брошенные  на алтарь прогресса, не соответствуют результатам развития человечества в целом. Поэтому, нельзя говорить о развитии истории, как развитии по пути прогресса, т. к. прогресс в одних направлениях часто происходит за счет деградации других направлений и самой природной среды. Проявлением глубокого цивилизационного кризиса в наше время являются глобальные проблемы человечества, в частности «экологический» и «антропологический кризис». Единственный выход из создавшегося положения – построение духовно-экологической цивилизации и прекращение варварского отношения к природе.

49. Понятие НТР. Ускорение «ритмов истории» и проблема «пределов роста». модели катастроф и поиски решения глобальных проблем

Огромное и все возрастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает НТР, развернувшаяся во второй половине XX века. Современной НТР предшествовали:

Неолитическая революция VIII тыс. до н. э., которая способствовала переходу к производящему хозяйству (к земледелию и скотоводству). В результате сформировалось доиндустриальное общество, появилось государство, собственность, экономика и право.

Промышленная революция  конца XVIII века в Англии. Она способствовала формированию промышленного производства индустриального общества.

Современная НТР на основе компьютерных технологий ведет к  возникновению постиндустриального  общества, процесс формирования которого продлится до середины XXI века.

٭НТР – это радикальный переворот в развитии производительных сил общества.

НТР основана на использовании  новых видов энергии, техники  и технологии. 1 этап НТР развернулся  в 50-е–60-е годы и характеризуется освоением энергии атома, освоением космического пространства, ракето и самолетостроением. Появились синтетические материалы (пластмассы, синтетические волокна.). 2 этап начался с 80-х годов XX века. Стали развиваться микроэлектроника, информационные технологии, робототехника, биотехнологии, ядерная энергетика, аэрокосмическая промышленность и т. д. Современная НТР проявляется в 3 основных параметрах: 1. Происходит информационно-компьютерная революция. Создаются быстродействующие и микрокомпьютеры, ведущие к появлению искусственного разума. 2. Протекает биотехнологическая. Связана с исследованием генома человека. Возможно создание генномодифицированных людей с активизацией определенных генов (ловкости, гениальности, омоложения, долголетия).  3. Важнейшее направление НТР нанотехнологический переворот. Создание технологий производства вещей и их выращивание в виде кристаллических структур на атомном уровне с помощью микророботов–ассемблеров.4. На подходе водородная революция (автомобили на водородном топливе).5. Может осуществиться нейтридная революция (создание материалов из нейтридов – защита от ядерного излучения).6. На подходе военно-космическая, военно-климатическая и т. д.

Все эти революционные  изменения создадут мир постиндустриального общества совершенно нового типа уже в середине XXI века, но, кто им воспользуется? Не мировая ли финансовая олигархия? Многие ученые называют этот период в развитии НТР «микроэлектронной революцией» или «компьютерной революцией». В это время появился Интернет. Без персональных компьютеров трудно представить в настоящее время развитие какой-либо отрасли промышленности, науки, культуры и т. д. Существует тенденция к исчезновению крупных технологических производств и гигантов индустрии, которые заменяются мелкими высокотехнологичными предприятиями. Все большее количество работ переносится в домашние условия (электронный катедж). НТР кладет конец использованию человека в качестве части производственного организма. Основные его функции – контроль и управление производственным процессом. Механизмы и машины в современных условиях могут выполнить любую задачу. Интеллектуальное развитие становится ведущим фактором развития общества. Главное сейчас – развитие знаний. Современная НТР носит противоречивый характер: 1. Происходит повышение произв-ти труда и благосостояния общества. 2. Усиливается обезличивание и бездуховность людей. 3. Человек становится зависимым от техники. Это чревато созданием тоталитарного технологического строя, коммерциализацией культуры, манипулированием массовым сознанием. Необходимо гуманистическое использование достижений НТР в интересах человечества, а не только развитых стран, развитие способностей человека (метод Бронникова и Смирнова) моральная ответственность ученых. Особенность современного социального прогресса – возрастание его темпов связанное с ускорением ритмов истории, которые придают особую динамичность и стремительность развитию человечества. Мир стал стремительно меняться. В водоворот событий вовлечены все страны, но особенно промышленно развитые. Будущее пугает своей стремительностью и непредсказуемостью. Э. Тоффлер назвал это явление футурошоком.

٭Футурошок – это  состояние потери ориентации в обществе вызванное преждевременным наступлением состояния будущего.

Причины ускорения социальных процессов:

1. рост численности населения Земли.

2. возрастание роли народных масс и демократизация общественной жизни.

3. раскрепощение личности и увеличение уровня ее свобод.

4. накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе.

Появляется вопрос: Как  долго может продолжаться ускорение социального прогресса? Существуют ли пределы роста населения и экономического роста для промышленного производства?

Индустриальное общество в своем развитии подошло к  критической черте своей жизнедеятельности. Большинство современных проблем приняло глобальный характер, т.е. общепланетарный характер, затрагивающий интересы нынешнего и будущих поколений. Причины глобальных проблем лежат в области взаимодействия человека и общества с окружающим его миром.

К основным глобальным проблемам  относятся: Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, исчезновение лесов, опустынивание земель, исчерпание запасов минеральных ресурсов, парниковый эффект и т. д.) Демографический кризис (рост численности населения Земли при сокращении количества европейских и особенно восточнославянских народов). Население России сокращается на 1мил 200 тыс. в год. Экономическая (возрастание разрыва в уровне жизни бедных и богатых стран) Сейчас этот разрыв достиг 180–200 раз между 5 наиболее бедными и наиболее богатыми странами мира. Военная опасность (проблема предотвращения ядерной войны, локальных конфликтов и терроризма). Терроризм. В последнее время наблюдается его координация на международном уровне.

Глобальные проблемы начали формироваться в сер. XX века, но пристальное внимание ученых и общественности привлекли к себе в 60-е–70-е годы XX века. С 1968 года в Швейцарии развернула свою деятельность международная неправительственная организация Римский клуб (А. Пичелли, Мисарович, Медоуз). В 1972 году А. Пичелли выступил с докладом «Пределы роста», в котором содержался прогноз в виде математической модели мира до 2100 года. Основные ее параметры:

1. Численность населения Земли (12–17 млрд в 2100 году).

2. Промышленное производство.

3. Создание всемирного правительства

4. Отказ от идеологического грабительства.

5. Формирование новых ценностей.

Кроме доклада Пичелли  «Пределы роста» известны такие, как  «Человечество у поворотного пункта», «Цели для человечества», «Нет пределов для обучения», «Третий мир: три четверти мира», «Маршруты, ведущие в будущее», «Альтернативы есть».

В этих докладах содержится не только анализ имеющейся ситуации, но и программы дальнейшего развития, прогнозы будущих состояний той или иной мировой проблемы. Однако, проводится идея ограничения роста незападного мира, как якобы угрожающего развитию мировой (фактически, западной) мегасистемы, т. е. потребительской цивилизации. Рекомендации Римского клуба послужили теоретическим обоснованием для проведения политики глобализации под предлогом решения глобальных проблем. В настоящее время формируется концепция построения духовно-экологической цивилизации.

Необходимо восстановить:

1. топливно-энергетический баланс Земли

2. экологический баланс.

3. демографический баланс.

4. поставить во главу угла совершенствование морально-нравственного состояния людей и их способностей.

٭Экологическая цивилизация  – низкоэнергетическая, экологически чистая и человеческая.





Информация о работе Шпаргалки по "Философии"