Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

1. Место  и роль философии в культуре

Латинское слово cultura -улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура - это все то, что создано чел-м, что возвышает его над природой. В этой связи Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Ф. обладает не только спецификой, но и самостоятельностью.Любая картина мира - это лежащие в основе познавательной деят-ти, опред-щие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представ-я о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире пр-ссов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует к.-л. одна опред-ная картина мира. Выделяют 3 исторически крупнейшие картины мира: мифологич-ю, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную,постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. В мифологической КМ все объекты живые, имеют душу. Все миры (напр,мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение к-ых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии - мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь - выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Смысл существования - стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю. Мифологическая КМ синкретична - естественное и сверхъестественное в ней сливаются. В религиозной КМ появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы к-го выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность - приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире - выражение воли Бога. Смысл жизни человека - свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная КМ имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира. Философская КМ опирается на систему теоретич-х взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Т.к. философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из к-ых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской КМ идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей. Первая научная КМ - классическая - складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени сущ-ют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек - атомов, к-ые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми пр-ссами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность - просто непознанная закономерность. Действия человека, в конечном итоге, завуалированное выражение физич-х законов; человек и общество просто частные случаи природных объектов. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они лишь подчиняются вечным неизменным законам.

Динамика картины  мира в XX-XXI веке. Вторая научная революция (связанная, прежде всего с открытиями А.Эйнштейна) внесла множественные изменения: появились представления о поле, как форме структурной организации материи, волновые теории Пришло понимание относит-сти пространства и времени: их зависимости от материальных объектов (св-ва пространства и времени для тела, зависят от того, как оно движется), а также сопряженности пространства и времени между собой.

Однако, несмотря на столь большие изменения, нельзя сказать, что неклассическая картина мира полностью заменила классическую картину мира.

Как уже отмечалось выше, наряду с мифологической, религиозной и научной КМ сущ-ет философская КМ. Она формируется в период распада мифологической КМ, исторически оказывает заметное влияние на развитие, прежде всего, научной КМ.

Несмотря на разнообразие существующих философских КМ, их объединяет рациональность, стремление увидеть мир как целостность, и, самое главное, они все строятся вокруг отношения человек - мир.

Развитие и  смена КМ - закономерное явл-е в процессе познания, все более и более приближающего человека к пониманию собственной сущности и природы мира.

 

2. Предмет философии.  Структура философского знания: онтология, гносеология, логика  и другие отрасли, их осн.  предметы и задачи.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отн-нии человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отн-ние человека к миру. Предмет Ф. - всеобщие св-ва и связи (отн-ния) действит-сти - природы, человека, отн-ния объективной действит-сти и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Всеобщее - это св-ва, связи, отн-ния, присущие как объективной действит-сти, так и субъективному миру человека.

Предмет ф-ии исторически изменялся  в тес-ной связи с развитием  всех сторон дух. жизни об-ва, с развитием  науки и самой Ф-ой мысли. Античная Ф космоцентрична: в центре внимания философов проблемы космоса, поиска субстанции; Классический период: на 1-й план выходит проблемы человека. Средневек фил-я теоцентрична: на 1-м месте Бог. Фил-я эпохи возрождения-гуманизм: в центре человек. Философия нового времени :поиск методов и способов познания мира. Эмпиризм, рационализм. Совр. фил-я: поиск целей и свойств человеч. сущ-я. Функции философии- основные направ-я применения философии, ч/з к-ые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие ф-ции философии: мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую. Мировоззренческая ф-ция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов вз-вия с окр. миром. Методологическая ф-ция - философия вырабатывает основные методы познания окр. действит-сти. Мыслительно-теоретическая ф-ция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окр-щую действит-сть, создавать мыслительно-логические схемы, системы окр-щего мира. Гносеологическая —правильное и достоверное познание окр-щей действит-сти (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окр-щий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окр-щего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, соц-ных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», ч/з которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная ф-ция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окр-щем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окр-щем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Классическими разделами  философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Структура философ-го знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos — сущее и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д. В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Философия природы (натурфилософия)- предметом явл-ся основные закономерности сущ-ния природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира. Философская антропология (учение о человеке)- изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотн-ий человека с природой и обществом. Социальная философия -наука об основных законах сущ-вания общества. Современная социальная философия рассматривает общество как систему как совокупность вз-вующих элементов и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур).

ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании, теория познания) изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоот-ния м/у субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания сущ-щего мира. Отрасли- эпистемология и науковедение. Эпистемология (от греч. episteme — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Науковедение — дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Логика (от греч.— слово, понятие, мысль, учение, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период. Осн. разделом логики является формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные разделы: этика, эстетика, история философии.

Этика (от греч. обычай, характер) — учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

Эстетика (от греч. чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней.

 

3. Философия Древней  Индии и Древнего Китая.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом. Предпосылки 1. Возможности человека: выделение умственного труда; появление товарно-денежных отношений; возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей. И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем. 2. Потребности человека: интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

Общее понятие и  характерные черты китайской  философии 1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: 1)VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; 2)III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; 3)ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии. 2. Древнейшими нац-ными философскими учениями в Китае являлись: даосизм; конфуцианство; легизм и др.менее распространенные. После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: 1) чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; 2) неодаосизм; 3) неоконфуцианство. 3. Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно: 1)восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира; 2)понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; 3)осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; 4)восприятие человека, природы и космоса как единого целого; 5)консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; 6)невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; 7)осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — гос-вом; 8)восприятие человеческой личности, коллектива, общества и гос-ва как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы гос-ва (императора) высшей объединяющей силой гос-ва, а гос-ва — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; 9)конформизм во взаимоот-ниях, предпочтение покою и недеянию; 10)понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физич-х упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности); 11)восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; 12)уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов(«шэнов»).

Даосизм –древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окр-щего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основатель- Лао Цзы (Старый Учитель, конец VI — начало V вв. до н. э) Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин». Основные идеи: 1)все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; 2)материя, из к-ой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), т.е. сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, сущ-ющих во вселенной — камня, дерева, животных, и после смерти человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни; 3)мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»); 4)особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; 5)путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; 6)необходимо во всем уступать друг другу.

Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположник - Конфуций (Кун-Фу-Цзы, в 551 — 479 гг. до н. э). Гл. источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»). Основные вопросы: 1)Как необходимо управлять людьми? 2)Как вести себя в обществе? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отн-ние подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Основополагающие принципы: 1)жить в обществе и для общества; 2)уступать друг другу; 3)слушаться старших по возрасту и по званию; 4)подчиняться императору; 5)сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; 6)быть человечным. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель). Руководитель должен обладать следующими качествами: 1)подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам; 2)управлять на основе добродетели («бадао»); 3)обладать необходимыми знаниями; 4)верно служить стране, быть патриотом; 5)обладать большими амбициями, ставить высокие цели; 6)быть благородным; 7)делать только добро гос-ву и окружающим; 8)предпочитать убеждение и личный пример принуждению; 9)заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен: 1)быть лояльным по отн-нию к руководителю; 2)проявлять старание в работе; 3)постоянно учиться и самосовершенствоваться. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"