Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка

Краткое описание

1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2/Исторические типы мировоззрения:
3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
4.Структура философии (традиционная сегодня):
...
45.Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.

Вложенные файлы: 1 файл

2.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие  того или иного мировоззрения  у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное  видение мира», «повседневное  мировоззрение» каждого человека);

- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий,убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2)ориентационная.

 

2/Исторические типы мировоззрения:

- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание - источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

 

3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.

Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:

- что изучает;

- как сочетает разум  и чувства;

- каковы средства выражения;

- что источник;

- сколь критична;

- и т.п.

Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.

Предмет философии так - «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

 

4.Структура философии (традиционная сегодня):

- онтология (учение  про общие принципы и основания  всего сущего);

- гносеология (теория  познания);

- эпистемология (методология  научных исследований);

- философская антропология (человековедение);

- аксиология (учение о  ценностях);

- праксиология (учение  о человеческой деятельности - взаимодействии  с миром);

- социальная философия  (учение об обществе и культуре).

 

Основные функции философии:

- мировоззренческая (интегратор мировоззрения);

- методологическая (дарует методику мышления, теоретической деятельности); 

- оценочно-критическая. 

 

5.Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.

В индийской философии  первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).

Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный  дух), Пракрити (природа), сансара (течение  изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (Внимание:никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)

Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.

Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.

Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные (отрицающие непогрешимость вед и брахманов и апеллирующие к массам), а им в ответ - ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.

3 неортодоксальные школы: буддизм (спасение от страданий через восьмеричный путь избавления от желаний), джайнизм (время от времени приходят учителя-спасатели – джины), локаята (есть только этот мир – им и насладимся).

6 ортодоксальных школ: вайшешика-ньяя (мокша через внутреннее совершенствование), санкхья-йога (мокша через телесные упражнения-позы),веданта-миманса (мокша через ритуалы).

 

10.патристика (IV-VIII вв. н.э.) – разум орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую – чтобы понимать»);

 

 

 

- 11.схоластика (IX-XIV вв. н.э.) – религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме. Время систематизаций и массовых обучений. Появление светских университетов. Главная проблема схоластики универсалии: мыслители, признававшие реальное существование идей, называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства, – «номиналисты».

 

18.Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику - изменение мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, - совокупность общественных отношений.

Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв.

Марксизм считается  продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита  и Рикардо) и социально-утопических  проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки).

Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами. Среди них авторы выделяют:

- материалистическую  диалектику (учение о развитии  и взаимосвязи в природе, обществе  и мышлении);

- материалистическое  понимание истории (примат экономики  в истории);

- объяснение истории  как смены общественно-экономических формаций;

- понимание сущности  человека как совокупности общественных  отношений;

- анализ отчуждения  человека от результатов своего  труда, собственной творческой  природы и других людей;

- введение понятия  общественная практика.

Особого внимания удостаиваются: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории. Согласно последнему материальные потребности людей первичны. Поэтому общественное бытие (базис) определяет общественное сознание (надстройку). Главное в общественном бытии производительные силы (орудия труда, средства труда, способ производства материальных благ). Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.

Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от этого характера зависят взгляды людей, как личные, так и все формы общественного сознания (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).

Производство и воспроизводство  материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания. Основной закон - соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени производительные силы «взрывают» (коренным образом преобразовывают) надстройку и «общественно-экономические формации» сменяют друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм (социализм).

После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:

- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);

- адаптация теории  к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин);

- развитие идей гуманизма  (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр,  Фромм);

- придание строгой  научной формы (Альтюссер, Коэн).

 

6.Философские учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

В китайской философии выпячивается светский характер с государственническим уклоном. Центральные фигуры - учитель и чиновник. Подробные правила поведения (ритуалы и кодексы) – как путь праведной жизни, вселенской гармонии темного (инь) и светлого (ян) начал.

Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления  мира сего.

Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения - поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.

Зарождение философских школ Китая (период 100 школ) в VI-III вв. до н.э.

Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.

Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.

Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.

 

7.Древнегреческая философия: сущность и специфика проблемного поля

Высшая форма древней философии.

Базовая оппозиция (основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии): Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное.

Особенности: онтологизм (все учения - интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.

Три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.

Темы: первоначало (физические, математические и атомистические) – бытие-небытие – человек мера вещей – всеобщее благо Сократа – идеи Платона – материя-форма Аристотеля – наслаждение или долг основа добродетели (эпикурейцы и стоики).

 

 12.13Основные философские идеи в культуре Возрождения.

Время Ренессанса – якобы XIV-XVI вв.

Здесь: секуляризация (по мнению авторов, так называется «обмирщение культуры»), антисхоластика, подражание античности, идея универсальной личности. Церковь  утрачивает идеологическое господство. Распространяется художественно-гуманистическая культура.

Два направления в толковании цели развития культуры: 1) к классике и 2) к природе.

Наука становится самостоятельной  формой знаний, основанной на эксперименте. Формируется философия политики и утопии.

Этапы:

- гуманистический (XIV в. – первая половина XV в.): гуманизм  и индивидуализм, антропоцентризм,  культ природы и чувственности;

- неоплатонизм (вторая  половина XV в.): человек – микрокосм;

- натурфилософский (конец  XV – XVI вв.): пантеизм (растворение  Бога в природе).

 

14.Становление классической науки и исследовательские программы Нового времени.

Внимание: здесь и далее под новым временем авторы преимущественно понимаются только XVI-XVII века.

В философии нового времени  царит наукоцентризм (наука свободна от веры и умозрительного философствования), а также рационализм (научный разум – высшая инстанция, а эксперимент – проверка). Якобы торжествует деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся мирские законы, для использования их в преобразованиях мира. Философию озадачивают разработкой метода познания.

Отсюда четыре исследовательские программы (2 философско-методические и 2 научные):

1) Эмпиризм (Ф. Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию; очищение сознания от примесей (идолов рода, пещеры, рынка, театра).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"