Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку  данной проблемы: не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.; индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

 

30. Эллинизм. Эллинистично-римская философия: скептицизм (Пиррон), стоицизм (Зенон из Китиона, Луций Анней Сенека), эпикуреизм (Эпикур), неоплатонизм (Платон)

 

Эллинизм - период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры. Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Эпикуреиизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Эпикурейцы были яркими представителями античного материализма. Самыми яркими представителями эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Факт проявления воли и «отклонения атомов» Плутарх называет случаем. Таким образом получается, что «в необходимости нет никакой необходимости». Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Лукреций — философ, политик  и поэт, автор поэмы «О природе  вещей», в которой изящно описывает  неуловимое действие испускаемых атомами  «эйдолов» на органы чувств, которое  вызывают у людей чувства и  эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные  дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для  природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких  частиц.

 

Скептицизм (рассматривающий, исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям

Стоицизм - философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле («расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников. Скептицизм — направление в философии, возникшее под влиянием античной философии на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). В частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно меняется. Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то». Скептики также отмечали разницу между чувственным восприятием и мышлением. Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется, что еда сладкая». Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). На его воззрения  сильное влияние оказал Демокрит, а также аскеты и сектанты, с  которыми Пиррон имел дело в азиатском  походе Александра Македонского. Одной  из центральных идей философии Пиррона  является стремление к безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Стоицизм как подход в философии  просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных  сохранившихся сочинений.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный  от страстей. Стоики в своих учениях  уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому  сильное влияние оказал Сократ, мужественно  вынесший суд над ним и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная  состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх  стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям  и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в  другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков  есть Логос Космоса: ею упорядочивается  все в мире. Марк Аврелий также  считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной  задействовано всё население  страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и  рабов. Кроме того, стоики уделяли  большое внимание грамматике.

 

 

Неоплатонизм - идеалистическое направление античной философии III-VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотон. Парадигма неоплатонизма сводится:

- к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

- к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

- к мистически-интуитивному познанию высшего;

Неоплатони́зм — идеалистическое  направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее  элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным  и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма  неоплатонизма сводится:

к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

к мистически-интуитивному познанию высшего;

Плоти́н (др.-греч. Πλωτῖνος; 204/205, Ликополь, Египет, Римская империя — 270, Минтурны, Кампания) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил  Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал  доктрину метемпсихоза, на которой  основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.

 

 

 

31. Феномен средневековой философии. Христианство как мировоззренческое основание средневековой философии. Теоцентризм.

Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется  теоцентричностью взглядов и приверженностью  идеям креационизма. Средневековье  — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой  теологии. Её основная функция —  истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия  Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия  личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и  номиналисты).

Теоцентризм— философская концепция, в основе которой лежит понимание  Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни  и любого блага. При этом основой  нравственности служит почитание и  служение Богу, и подражание и уподобление  Ему считается высшей целью человеческой жизни. Теоцентризм связан с теизмом  и его принципами. Теоцентризму противопоставляются  космоцентризм и антропоцентризм.

Христианская философия — полемика христианской веры с господствующей современной философией (А. Демпф).

Термин христианская философия  используется для описания корпуса  текстов, которые были созданы в  культурной среде христианства —  аналог терминам исламская философия, китайская философия, иудейская  философия и т. д. в религиозной  философии. При использовании термина  разными авторами понимание сущности христианской философии весьма различно: нет философской системы, которую  можно было бы назвать единственной христианской философией, но существуют многие христианские философии. В рамках христианской философии выделяются православная, католическая и протестантская философии. Начало христианской философии  относят к III веку (Климент Александрийский, Ориген). Автором термина христианская философия является Эразм Роттердамский.

До XIII века граница между философией и теологией размыта, наиболее выдающимся христианским философом того периода  является Аврелий Августин. С формированием  схоластики теология начинает противопоставляться  философии. Согласно схоластам, теология имеет «свет славы», а философия  создаётся естественным разумом  человека.

Едва ли не самым важным по своим  последствиям актом церковной мысли II-III вв. была установка отношений  откровения к разуму и науке человеческой. Главное назначение человека на земле  — спасти свою душу; для спасения души надо веровать, и истинно веровать; апостолы и христиане первых поколений  были большей частью люди неучёные, между тем они были образец  истинной веры и несомненные святые (т.е. спасённые). Напротив, учёный и  интеллигентный круг в большинстве  своих представителей смотрел на евангелие свысока, как на «безумие» (1 Коринф. 1, 18 след.) и суеверие. Отсюда в церкви должно было явиться мнение, что для спасения души развитой разум  и наука не только не нужны (ибо  вера возможна и без них), а даже вредны, так как внушают умственную гордость и затрудняют смиренное  принятие откровенной, превышающей  разум «Божией премудрости» (1 Коринф. 1, 24).

 

32. Патристика. Аврелий Августин. Псевдо-Дионисий Ареопагит.

 

Патри́стика— философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных  лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали  основополагающими для христианского  религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного  и средневекового общества.

Выделяют римское и греческое  направления патристики.

Одним из представителей ранней средневековой  философии является Блаженный Августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный  представитель патристики. Работы этого  философа оказали большое влияние  на становление христианского вероучения в средневековом обществе.

Учение Августина о бытии  близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло —  это не материальный объект, а отсутствие добра. Всё сущее создано и  поддерживается в состоянии существования  Богом. Если Бог «отнимет от вещей  свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи  с человеком, а человека в связи  с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и идеей о её создании Богом (креационизм).

Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный  автор «Ареопагитик») — сборника, состоящего из четырёх трактатов  и десяти писем на догматические  темы, приписанных священномученику Дионисию Ареопагиту († 96 г.). Сочинения  Псевдо-Дионисия «О мистическом богословии», «О небесной иерархии» и др., которые  имели исключительное значение для  развития христианской мысли, усердно  изучались и много комментировались в Средние века. В этих сочинениях он рассматривает проблему богопознания, соединив христианство с платоновской философией

 

 

33.

 

34.

 

35.

 

36.

 

37. Вопросы о субстанции. Монизм (Бенедикт Спиноза). Дуализм (Рене Декарт). Плюрализм (Готфрид Ляйбниц)

 

Центральным понятием рационалистической  метафизики  является  понятие  субстанции. Декарт определяет субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя.  Если  строго  исходить  из  этого определения,  то  субстанцией,  по  Декарту,  является  только  Бог. Сотворенный мир Декарт делит на  два  рода  субстанций  -  духовные  и материальные. Главное определение  духовной  субстанции  -  ее неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"