Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_1.docx

— 211.32 Кб (Скачать файл)

Таким  образом, основные атрибуты субстанций - это  мышление  и  протяжение,  остальные  их атрибуты производны от этих первых. Нематериальная субстанция имеет в себе,  согласно  Декарту,  идеи,  которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому  в 17  в.  их называли врожденными. Что же касается материальной  субстанции,  главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт  отождествляет с природой,  а потому  с полным  основанием  заявляет,  что   все   в   природе   подчиняется   чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики.

Дуализм субстанций позволяет Декарту  создать материалистическую физику как учение  о  протяженной  субстанции  и  нереалистическую  психологию  как учение о субстанции мыслящей. Преодоление дуализма на путях материалистической философии  осуществил Спиноза, который считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не су­мел обосновать внутренней активности, «самодеятельности» субстанции.

Монизм - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма - является философия Гегеля. Противоположность монизма - дуализм.

Дуализм (лат. - два) - философское учение, считающее в противо­положность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Дуализма в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта.

Плюрализм (лат. - множественный) - концепция, противопо­ложная монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных изолированных сущностей, не­сводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма лежала в основе монадологии Лейбница.

 

38. Социально-политические концепции Джона Локка и Томаса Гоббса.

 

В политической мысли 17 в. две основных теории происхождения правительства. Одна о том, что Бог даровал власть определенным лицам, и она передается по наследству. А вторая утверждала, что государственная власть – результат договора, и является делом чисто земным. Такая теория была популярна среди противников наследственной власти. Она могла принимать и формы, оправдывающие тиранию. Гоббс,  например, считал, что договор о передаче власти возможен лишь при наделения суверена неограниченной властью. Однако в трактовке Локка правительство является участником договора, а значит, в случае невыполнения своей части договора сопротивление ему могла считаться вполне законным.

Гоббс считал, что все люди равны  от природы. Но в естественном состоянии  человек не только хочет сохранить  собственную свободу, но и приобрести свободу над другими. Поэтому  возникает война всех против всех, т. е. в естественном состоянии есть только война. И во избежание этого, люди объединялись в общины с подчинением  центральной власти. Гоббс принимал три вида власти: монархия, и правление  группы людей собрания, аристократии. Но особо выделял всё-таки монархию. И в любом случае суверен имел неограниченную власть, когда граждане признавали его власть, они теряли все права, кроме тех, которые  правительство считало  целесообразным им предоставить. Допускается, что суверен может быть деспотичен, но уж лучше деспотизм, чем анархия. Конечно, он признает возможным такое, что суверен будет не прав, и тогда меньшинство подчинится большинству (возможность революций). То есть право самосохранения он рассматривает как абсолютно, даже против монарха. Главой церкви в государстве по Гоббсу должен тоже являться монарх. 

Локк рассматривает естественное состояние как мирное сожительство по библейским заповедям. Такую разницу  можно объяснить тем, что Гоббс  считался атеистом. Основное место  в политической философии Локка  отводится собственности, рассматриваемой  в качестве главной причины установления гражданской власти. Государство  может установить смертную казнь, но не изъятие собственности. Также  он видит необходимость в разделении власти на три независимых и в  то же время взаимосвязанных ветви: исполнительную, законодательную и  судебную. Локк говорил, что необходимо разграничить судебную и исполнительную власть, чтобы предотвратить злоупотребление  властью. Для того времени под  законодательной властью оп подразумевал парламент, а под исполнительной - короля. И если исполнительная власть не подчиняется законодательной, то  выход возможно достичь только применением силы. Стоит отметить, что Локк признавал свободу вероисповедания. 

 

Так оба эти философа сходятся во мнении, что установить власть можно  только при помощи насилия или  на основе согласия граждан. С одной  стороны, общественное согласие  признания государства является гарантом свободы, так как человек доверяет ему защиту себя и своих прав, но с другой стороны, эту свободу он и теряет. А свобода трактуется ими тоже по-разному, у Гоббса это что-то негативное, у Локка скорей наоборот. Гоббс пытается дать рецепт в установлении государства, а Локк пытается стабилизировать и оптимально устроить власть.

 

 

39. Основные идеи Просвещения. Вольтер. Жан-Жак Руссо. Шарль Луи Монтескье.

Основные особенности философии  Просвещения:

- критика церкви и религии (антиклерикализм, деизм, атеизм);

- вера в бесконечный прогресс разума и человечества

 

Вольтер - Франсуа Мари Аруэ. Придерживался взглядов деизма - течения, которое утверждает, что начало мира положил Бог, привел его в движение, а затем самоустранился, и мир стал развиваться по естественным законам.

Вольтер не прибегал к помощи религии  для  объяснения природных явлений. Вольтер в своих трудах «Философские письма»,  «Трактат о метафизике», «Философский словарь» Вольтер подошел  к пониманию идеи вечности материи, ее объективного существования и  вечного движения. Вольтер считал, что сознание – это атрибут материи и оно зависит от строения тел. В этих вопросах Вольтер тяготел к материализму.

 

Жан Жак Руссо. Был сторонником деизма и считал, что невозможно до конца понять сущность материи и сознания. Он был сторонником сенсуализма, т.е. в его теории познания предпочтение отдавалось чувствам, как основному источнику знаний о мире. Анализируя развитие общества. Руссо пришел к выводу , что все пороки общества связаны с имущественным и социальным неравенством. Все пороки концентрируются в городах, поэтому детей лучше воспитывать в загородных усадьбах («Эмиль или о воспитании»,  «Юлия» - см. историю образования).

 

Шарль Луи Монтескье. Другой предшественник философии Просвещения Ш. Монтескье в работе «Персидские письма» также выступает с антиклерикальными заявлениями: духовенство развращено, своекорыстно и жестоко, оно «сжигает инакомыслящих как солому». Христианство претендует на религию любви, а на деле приводит к религиозному фанатизму. 

Важно то, что они пытались сформулировать представление об обществе, кот. будет  соответствовать требованиям разума. Общество, по их мнению, должно соответствовать  природе человека, т.е. его неотъемлемым потребностям и интересам.

Человек стремится, прежде всего, к  самосохранению, следовательно в  природе человека заложена любовь к  самому себе и к тому, что помогает ему сохранить существование. Отсюда стремление избегать страдание и  получать удовольствие. Ключевая мысль: Человек должен стать разумным эгоистом и понять, что правильно понятый  личный интерес должен заставлять его  думать об общественном благе. Мораль разумного эгоизма в разумных общественных отношениях может обеспечить некоторую гармонию общественной жизни.

 

Важное место – критика религии. Была развита самая воинствующая форма атеизма:

1. Критика самого религиозного  мировоззрения;

2. Критика социальной роли религии и церкви.

Также пытались ответить на вопрос о  причине возникновения и существования  религии:

1. Невежество и недостаток знаний;

2. Страх перед грозными силами  природы;

3. Сознательный обман одних людей  другими.

 

Вывод:  Французское просвещение идеологически подготовило французскую буржуазную революцию, лозунг которой: свобода, равенство, братство.

 

40. Немецкая классическая философия. Эммануил Кант: грани разума и свободы. Абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Антропология Людвига Фейербаха.

 

Кант. Кантовская самостоятельная этика долга, изложенная в «Критике практического разума» и представляющая значительное достижение философии, лежит в основе следующего рассуждения: хотя разум не способен познать предметы чисто априорно, т. е. без опыта, однако он может определять волю человека и его практическое поведение. При этом оказывается, что по своему “эмпирическому” характеру, т. е. как личность, человек стоит ниже законов природы, находится под влиянием внешнего мира, он несвободен. Согласно же своему “познающему” характеру, т. е. как индивидуальность, он свободен и следует только своему практическому разуму.

Закон морали, которому он при этом следует, – категорический императив; конкретнее: не стремление к счастью, направленное на достижение внешних  благ, не любовь или симпатия делают поступок моральным, – а одно только уважение морального закона и следование долгу.

Моральность, по Канту, автономна (существует самостоятельно по своим законам).Познание начинается с того, что “вещи  в себе” воздействуют на наши органы чувств  и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. -  идеалист.  Идеализм состоит в убеждении, что ни  ощущения  нашей чувственности,  ни  понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания  о “вещах  в  себе”. Наука не может познать абсолютную истину.

 

Гегель. Высшим   достижением   немецкой   классической   философии    являлась диалектика Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую   всю   историю   познания   и   исследующую   наиболее   общие закономерности развития объективной действительности.

За основу систему принимает абсолютную логическую идею, которая является фактом познаваемости истины. “Феноменология духа” - работа, в которой он отображает эту систему. Природа сама по себе не существует, а существует идея (сложная логическая конструкция)

Существует абсолютная идея, которая хочет себя познать, по средствам отчуждения. и пройдя через все 3 части системы можно познать истину ( не только абсолютную но и относительную). Тезис порождает антитезис, что приводит к синтезу, который далее порождает антитезис для себя.

 

Людвиг Фрейбах. Немецкий философ выступил в середине 19 века  с  острой  критикой  идеализма. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть  не  что  иное, как рационализированная  религия,  а  философия  и  религия  по  самому  их существу, считал Фейербах, противоположны  друг  другу.  В  основе  религии лежит вера в догматы, тогда как в основе  философии  -  знание,  стремление раскрыть действительную природу вещей.

Материализм Фейербаха характеризуется  как антропологический, так как  в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное  понятие материи, а  человек  как  психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого  понимания  человека, Фейербах отвергает его  идеалистическую  трактовку,  при  которой человек рассматривается,  прежде  всего  как  духовное  существо.  Согласно Фейербаху,  тело  в  его  целостности  как  раз   и   составляет   сущность человеческого  ”Я”. Духовное начало в человеке не  может  быть  отделено  от телесного, дух и тело - две  стороны  той  реальности,  которая  называется организмом.  Человеческая  природа,  таким  образом,  толкуется  Фейербахом преимущественно биологически, и  отдельный индивид для него - не исторически- духовное образование, а  звено в развитии человеческого  рода.

Он полагает, что ощущение составляет  единственный  источник  нашего  познания. Только то, что дано нам  через  органы  чувств  -  зрение,  слух,  осязание, обоняние, -  обладает,  по  Фейербаху,  подлинной  реальностью.  С  помощью органов чувств  мы  познаем  как  физические  объекты,  так  и  психические  состояния других людей. 

Антропологический принцип Фейербаха  в теории познания выражается в том, что он  по-новому  интерпретирует  само  понятие  ”объект”.  По  Фейербаху, первый объект для всякого  человека  -  это  другой  человек,  ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь  к  признанию  его  объективного существования, а тем  самым к признанию существования  вообще внешних вещей. Природа же сама по себе не существует, её создаёт  индивидуальное или надындивидуальное  сознание.

 

 

 

 

41.

 

42.

 

43.

 

44.

 

45. Украинская философия: Григорий Сковорода. Три мира.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший существенный вклад в восточнославянскую культуру. Снискал славу первого самобытного философа Российской империи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"