Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 14:00, шпаргалка

Краткое описание

Жизнь каждого человека связана с соблюдением норм и правил поведения, они из них носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.
Философия описывает связи человека на основе понятия мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

RAMKA_1.doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

№1Мировоззрение, его  структура, роль в жизни человека.

Жизнь каждого  человека связана с соблюдением  норм и правил поведения, они из них  носят рекомендательный характер, вторые нормы и правила  обязательны, они предписаны в уставах, кодексах, законах. Но за этой повседневностью есть более глубокие пласты реальности – это искусство, религия, наука, философия.

Философия описывает  связи человека на основе понятия  мировоззрения.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и  к самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей (их убеждения. Идеалы, принципы познания деятельности, ценностные ориентации).

Стр-ра мир-ния: в нём выделяют уровни

  1. обыденный – мир-ние формирующееся в повседневной жизни

     2.  теоретичуровень формирующийся в процессе обучения и теоретической деятельности.

 В структуре  мир-ния существует:

  1. Чувственно эмоциональная сторона, которая включает в себя: мироощущение – эмоциональное  ощущение к миру, мировосприятие - ценностное видение мира
  2. Рациональнологическая:миропонимание –сист. знаний о мире, миро представление –понимание мира на основе убеждений.

 

Мировоззрение дает человеку целостную систему  ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей.  Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. 

 

 

№2 Исторические типы мировоззрение: мифология, религия, философия.

Исторические  типы мировоззрения:

  1. Обыденное(житейское) мировоззрение
  2. Мифологическое
  3. Религиозное
  4. Философское

Обыденное(житейское) мировоззрение -  это совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом человеке, нормах и эталонах его поведения и деятельности, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности.

Мифология -  способ понимания реальности в первобытном обществе. Мифологическое мир-ние- это совокупность представления о мире, основанное на фантазии и веры сверхъестественные силы, а так же на их сходстве с поведением человека. В мифологии отрицается эволюция и утверждается круговорот (умирают и рождаются одни и те же тела).

Религиозное мир-ние – совокупность представлений основанных на вере в сверхъестественное. В отличие от мифологического религиозное имеет развитие.

Философское мир-ние -  система взглядов представлений о мире на основе осмысления этого мира  с точки зрения достижений науки.

Философское мир-ние имеет три функции: познавательную, коммуникативную, аксиологическую (учение о ценностях)

 

№3 Философия: определение, возникновение, развитие.

Философия— наука, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия возникает  в конце 7 в. нач. 6 в. до н. э. Философия возникает, прежде всего, потому что для объяснения действительности уже недостаточно было или мифологии или религии. Причины возникновения философии:

  1. Установление рабовладельческий демократии
  2. Расширение культурных и хозяйственных контактов.
  3. Зарождение научных знаний.

Философия изучает  развитие и формы бытия реальности особенности их воспроизведения  в сознании и их роль в выборе жизненной позиции.

Структура философского знания:

  1. История философииизучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества.
  2. Онтология (учение о бытие)
  3. Философская антропология- раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека.В философской антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.
  4. Гносеология (гносис – знание, логос – учение.Учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима)
  5. Социальная философия (наука об обществе)раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни.

  

№4 Основные разделы в  системах классической и неклассической философии. Функции философии.

Функции философии: философия занимается поиском общего в культуре. Кроме того философии  присуще:

  1. Методологическая ф-ия связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практике или коммуникации.
  2. Гносеологическая ф-ия выполняется в рамках учения о познании, т.е. о путях познания, его формах и критериях истинности полученных знаний.
  3. Мировоззренческая ф-ия состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности. Образе его поведения и деятельности.
  4. Идеологическая ф-ия состоит в обосновании средствами философии идеологии как теоретической системы, отражающей общественное положение, цели, интересы и идеалы определенной социальной группы.
  5. Аксиологическая ф-ия предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом.
  6. Прогностическаяфи-я охватывает совокупность представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.
  7. Критическая ф-ия. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

 

Среди основных направлений неклассической философии  можно назвать следующие: 
1. Философия жизни – рассматривает в качестве основного понятия «жизнь», понимаемую как органическая целостность и творческая динамика бытия. А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Бергсон. 
2. Экзистенциализм – философия существования. С.Керкегор. 
3. Позитивизм – философия, абсолютизирующая научное познание. О.Конт, Г.Спенсер. 
4. Марксизм – социальная философия, рассматривающая роль экономических факторов в жизни человека и развитии общества. 
и т.д.

 

№5 Основные философские  школы Древней Индии.

Первые философские учения ишколы возникли на Востоке (Индия, Китай).Древневосточные цивилизации имели ряд специфических черт, важнейшими из которых были сакральность, традиционализм и нестрогое следование историческим датам.

Религиозно-мифологические мысли индийцев представляют «Веды» - обширные и многослойные тексты, написанные на санскрите. Веды состояли из: Самхиты (сборник гимнов в честь богов), Брахманы (мифологические и религиозные объяснения к Самхитам), Упанишад и Веданги.

 

Первым религиозным  воззрением является Буддизм. Его основателем является непальский царевич, прозванный впоследствии Буддой (просветленный, постигший истину).

Основу буддизма составляет учение о 4благородных истинах.(1 –истина страдания(наша жизнь есть страдание), 2-истина причины( причина  наших страданий – это наши желания),3 – истина освобождения(отказ человека от желаний и подавление собственных страстей), 4 – истина пути (путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны).)Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности — это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма  в нравственной сфере — концепция  терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в не причинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.

 

В 8-7 вв. до н.э  в Индии получает развитие материалистическое направление локаята (лока – этот мир). Отвергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего человека. Особое место среди них занимают представители школы чарвака. Чарваки учили, что в основе мира лежать четыре материальных элемента – земля, вода, воздух, огонь.

Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики(6-5 вв. до н.э.) Согласно этой философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме малейших частиц – ану. Частицы вечны и не делимы.

 

№6 Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.

Одной из самых  известных школ является школа даосизма. (Основоположником считается Лао-цзы). Согласно даосизму мир находится  в постоянном движении и изменении, живет и действует спонтанно. В центре учения стоят понятия «дао» (путь) и «дэ» (сила). Дао понимается как великий путь, которым следует вселенная или как космический закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, так же Дао -это субстанция, т.е. основа и носитель этого закона. Дао присуща сила Дэ – добродетель посредством которой Дао себя проявляет. Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.Человек, который будет следовать «дао»,  достигнет успеха, процветания, счастья и полной свободы. Но всякое его действие, которое будет противоречить «дао» будет означать пустую трату сил и приведет к неудаче и гибели.

Основной  своей задачей Лао-цзы считал приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности.

Еще один представитель  даосизма это Чжуан-цзы, (легенда  про мотылька). Философ выработал  метод постижения истины, согласно которому человек и мир образуют единство.

 

Родоначальником конфуцианства является Конфуций.(школу основал в 50 лет).В центре внимания мыслителя оказались взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания.

Согласно  Конфуцию порядок в обществе устанавливался благодаря правильному отношению  человека к природе и к другим людям. Главным звеном конфуцианства является концепция «человеколюбия» (жэнь)(преданность правительству, верность долгу, почитание отца, великодушие, уважение к старшим и др.) Главной идей является – почтение сына своих родителям. Сын обязан повиноваться своим родителям при их жизни и после и приносить им жертвы после смерти. Нести  ответственность за них и т.д.

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА БЛАГОРОДНОГО МУЖА:

ЖЕНЬ (гуманность) – совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми: чего не желаешь себе, того не делай людям, тот кто искренне стремиться к человеколюбию, не совершит зла.

СЯО сыновья  почтительность   - совокупность норм поведения м/у младшими и  старшими, при этом государство трактуется как большая семья, где император  – отец, а министры – старшие братья. Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе.

ЛИ этикет –  нормы общежития являются конкретным воплощением жень, методом его  осуществления во всех сферах жизни, от семьи до государства. Не знать этикет  (ли) – значит не иметь возможности укрепиться ( в должном поведении).

И долг, справедливость – смысл жизни состоит в  выполнении долга, даже когда это  противоречит собственным интересам  и выгоде или является «действием без цели», ценность должного деяния состоит в самом действии, а не в результате, основой долга является жень.

МИН знание судьбы или Воли Небес – в мире действуют  силы, над которыми мы не властны, поэтому  лучше всего поступать как  должно, не думая о том, ждет ли нас успех или неудача, поступать так и значит знать мин. «Тот кто не знает мин, не может быть благородным человеком».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№7 Ранняя (досократовская) греческая философия.

В подлинном  смысле философские знания формируются только в Древней Греции. Основными условиями их формирования были:

  1. Развитие рабовладельческой демократии.
  2. Установление тесных контактов с другими народами.
  3. Формирование общенаучных знаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"