Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Зарождение философии, ее исторические типы.
Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.
В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на о

Вложенные файлы: 1 файл

shpora_filosofia.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

Зарождение философии, ее исторические типы.

Философия-наука о наиболее всеобщих связях и закономерностях  бытия.Это так же целостное и сущностное видение мира выступающее в роли науки и мировоззрения.

В начале философия включала все знание о человеке и мире, они не были разделены на отросли и дисциплины. Знания были едины. Аристотель первый разделил знания на дисциплины.

Самые древние философские  учения появились в Египте, Вавилоне, Асиирии.

Человек духовно развивался и ему нужно было как-то объяснить  и осмыслить появившиеся изменения  в мире: материльной,экономической и социальной жизнью.

Вопрос о возникновении  философии спорный: в Китае:25-23 в  до н.э. Нов большинстве в 7-6 веках  до н.э.( Древняя Греция, Индия)

Существует несколько  типов философии:

- Античная (6 век до н.э.) –Древняя Греция, Древний Рим В эту эпоху в древних Индии и  Китае,  в Греции  и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения

- Средневековая (5-15 век) Средневековая философия вошла в историю человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает как символ оторванного от реальности,  пустого  словопрения.

-философия Нового времени  (16-17) По мере  того  как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки  капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры  между  феодальными королевствами и княжествами,  обнаруживают свою несовместимость с развитием капиталистической  промышленности и  торговли.  Освобождаясь  от  пут феодальных отношений,  человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире.

-немецкая классическая  философия (18-19) Родоначальник классической немецкой философии  Иммануил  Кант (1724-18О4) в  ранний  период  своей  деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения  и развития солнечной системы. Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. 

- марксистская философия  (19-20) Диалектико-материалистическая философия,  основы которой были заложены К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (182О-1895),  вобрала в себя существенные достижения предшествующей  философской  мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей XVIII - начала XIX в.  Особенно большое влияние на формирование  их  философских взглядов оказали Г.Гегель и Л.Фейербах,  что они сами неоднократно подчеркивали. Однако созданная ими философская  теория  существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой  философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения.  Эта целостность,  взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии,  политэкономии, теории социализма) во многом объясняет  то  значительное  влияние,  которое оказывало это учение на развитие общественных процессов в мире.

- русская философия (19-20) Повышенный интерес к человеку, поиск правды, будущее россии. Славянофильство и западничество.

Мировоззрение, его сущность, структура и уровни.

Мировоззрение- совокупность взглядов, норм, оценок, установок, которые определяют отношение человека к миру и его место в нем.

Структура мировоззрения:

  1. Обобщенное знание (конкретная науная картина мира)
  2. Оценки (определяемое отношение к миру с точки зрения личности)
  3. Идеалы( представения, согласно которым доджна строиться жизнь)
  4. Соц.нормы (моральные, правовые, религиозные)
  5. Убеждения (непоколебимая уверенность в правоте взглядов)

Уровни :

  1. Обыденный (жизненно-практический: обычай, традиции, настрой)
  2. Теоретический (познавательная часть мировоззрения, основанная на теоретических взглядах на мир; на нем базируется философское мировоззрение)

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

• мифология;• религия;• философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, возможное и не возможное, фантастическое и реальное.

Мифология объясняет  реальность, дает ответы на глоб.вопросы, но ответы вымышленные. Основной вопрос: как? Мифология не объясняет причины явлений.

Предназначение: упорядочивание мира

Свойства мифа:

  1. Дуалистичность (мы и они)
  2. Аналогичность (земля рождает плоды как женщина детей)
  3. Нет деления на сферы реальности
  4. Не требует веры

Виды мифов:

Космогонические (происхождение мира: кто кого породил), Космологические (устройство природы), Мифы рассказывающие об испытаниях человека,  О достижениях людей

Характерные особенность мифологического мировоззрения:

-эмоционально-образное  худ. Представление

- очеловечивание  природы

- отсутствие  рефлексии

-практическая  направленность философии

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъетественное (вера в культ,обряды)

Философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.Она возникает как попытка решить все проблемы разумом

Отличие философии от религии:

РМ скалывается стихийно, ФМ теоретически обосновано.

ФМ- доказательность, системность, последовательность, РМ нет такого

ФМ – язык не догмы  и образы, а понятия, категории, теории, суждения.

РМ основана на вере в сверхъестественное, ФМ на разуме, мышлении

Философия как особый тип  мировоззрения

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:• основано на знании (а не на вере либо вымысле);• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

 Философия как  мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;• теоцентризм;• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Основной вопрос философии. Его две стороны, материализм  и идеализм.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

 Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

• материализм - убеждение, согласно которому признается первичность материи, мир существует объективно, не зависимо от сознания (линия Демокрита)

• идеализм - убеждение, согласно которому признается первичность сознания, идея первична, а природа вещи- производны от сознания (линия Платона)

Формы материализма:

- м.Древней Греции (фалес-вода, Димокрит- атом, Гераклит- огонь).Этой форме соответствует рассмотрение природы, человека с точки зрения механики. В основе сузествования природы общества находится механическая форма движения материи. Человек- машина с душой и разумом. Отрицание качественного разнообразия мира.

Ламитрий (человек-машина)

- диалектический материализм  (энгельс)- материалистический взгляд на  мир, согласно которому сознание зависит от материи

- антропологический  материализм (фейербах): человек- биологическое существо. Идеализм- рационализированная религия. Человек-бог

- непоследовательный  материализм (Ломоносов, Франклин). Признание сущности Бога, но он  только создал мир.

- вульгарный материализм  (ФОХТ, Машот). Сознание=материя. Сознание- вещественное видение мира.

Формы деализма:

- объективный (Платон, Гегель, Аквинский): независимость идеи  Бога, духа от материи и сознания. Основатель- Платон* идеи «мира вещей», «Мир идей Гиперурания», идея «добра» и «блага»

- субъективный (Юм, Беркли). Зависимость физического мира  от сознания человека.

Моннизм- фил. Концепция, согласно которой мир имеет одно начало

Дуализм- концепция, утверждающая равноправие материи и начала

Плюрализм- многоначалие.

Гносиологическая сторона:

Скептицизм- философское учение, которое выражало сомнения познания человека (Паррон)

Агностицизм- отрицание достоверного познания

Оптимизм- подтверждающая способность человека получать знания.

Предмет философии. Ее структура  и функции.

Ф.  -  особая  система  знаний  предназнач   для   решения   целого   ряда взаимосвяз-х проблем, возник-х и в естественно научном исследов-ии  и в историч  познании,  и в повседневной  производст-ой  и   политич деятель-ти. . Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека

 Осн  черты: 

1)  синтез   знаний   и   создание   единой   картины   мира, соотв-щей опред-му уровню развития науки,  культуры  и историч опыта;

2) обоснование, опра-вдание и анализ мировоз-я;

3)  разработка  общей  методологии познания и деятель-ти Ч в окружающ мире. Каждая наука изучает свой круг  проблем.  Для этого вырабат-ет  собственные понятия, к-рые примен-ся в строго опред-ой области для более или менее огранич-ого круга явлений.

Осн ф-ции:

1)Мировоз-ая-исследование мира в целом и места человечества в мире

2)Методолог-ая устанав-ет принципы и нормы, выявляет эффек-ть способов познания мира 3)Педогогическая

4) Гносиологическая (познавательная)- философия разрабатывает теории, вскрывает закономерности развития общества

5)Интегративная – интегрирует сознание многих знаний

6) Прогностическая – фил.создает теоретическую базу, которая позволяет делать прогнозы о развитии общества, человека

7) Социальная (практическая) – теории меняют жизнь общества  и человека.

Структура фил.знания:

Философия, изучает фунтаментальные вопросы, в том числе касается и системы «человек-мир»

 

- онтология (учение  о бытие)

- гносиология (ф. познания)

- аксиология(ф.ценностей)

- этика (учение о  добре и зле)

- эстетика (наука о  красоте)

Методы философии. Диалектика и метафизика.

Диалектика - метод философского исследования, основанный на принципе единство бытия (материального и идеального). Принцип единства бытия является основным в диалектике, он раскрывается в принципах:

Принцип совершенства: совокупность совершенств, встраивающихся друг в друга. Каждый уровень бытия- движение к более совершенному.Формы совершенства: духовно-нравственное, социальное, природо-эстетическое

Принцип всеобщей связи  явлений: все взаимосвязано.

Принцип системности: мир-система

Принцип детерменизма: все в мире имеет свою причину и следствие.

Принцип развития: все  развивается. Развитие как процесс  протеворечив, т.к. развитие- единство  и борьба противоположностей.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;• форма и содержание;• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"