Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

Бэкон различает три пути постижения истины: 1)Эмпирический (люди как муравьи, собирают в общую кучу все знание, которое не систематизируется). 2)Рационалистический (подобно паукам человек, познавая мир, производит новое познание из самого себя, т.е. из мышления). 3)Путь пчелы (заключается в синтезе двух предшествующих путей познания). По мнению Бэкона, Путь пчелы наиболее продуктивный, это синтез опыта и разума. Т.е. имеет место диалектическое единство. Таким образом, философское учение Бэкона характеризуется, тем, что Бэкон является основоположником так называемого индуктивного метода познания. Это путь движения мысли от частного к общему. Такое увлечение методом индукции, привело к недооценке противоположного метода познания - дедукции. Опыт понимается Бэконом не в собирательно - обобщающем смысле как практика, а как непосредственный отдельный акт познания.

Рационализм - (от лат. - разумный, ratio - разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Представители: Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница, Рэне Декарта. Рэне Декарт (1596-1650гг.) Декарта объединяет с Бэконом мнение, что философия нужна для того, чтобы приносить практическую пользу. В отличие от Бэкона, Декарт является проповедником не опытной, а умозрительной философии, и кроме того представителем дуализма. Философия представляется Декарту в виде дерева: корни- метафизика, ствол - физика, ветви - медицина, этика и механика. Декарт так же, как и Бэкон, критикует схоластический метод познания и формулирует принцип всеобщего сомнения (“Методическое сомнение Декарта”). Суть его в том, что “сомневаться можно и должно во всем содержании нашего знания”. Для разыскания истины надо хоть раз в жизни подвергнуть все тотальному сомнению. Но при этом Декарт отмечает то, что не может быть объектом сомнения - сам факт сомнения: ”Я сомневаюсь во всем, кроме того, что я сомневаюсь”.

Декарт был  величайшим математиком, и для него степень научности любой отрасли  знания прямопропорциональна степени  ее математизации. Он исходит из того, что опыт и математика - это главные  двигатели, прежде всего, в естественно - научной области знания. К области социального (гуманитарного) познания Декарт не проявлял интерес.

Нужно различать  физику и метафизику Декарта. Декарт исключает тяжесть из состава  первичных свойств материи, и  этим отличается от представителей атомизма ( Эпикур вводит понятие атомного веса). Он придерживается взглядов, которые составляют суть корпускулярной концепции. Т.к. сгущение материи, несмотря на отсутствие абсолютной пустоты, образуют частицы трех родов: элементы огня, воздуха и земли, в представлении как в древней Греции. Но в античности и в средневековье эти элементы представлялись стихиями, качественно не сводимыми друг к другу. У Декарта же эти частицы по существу тождественны. Они отличаются величиной и формой и способны, видоизменяясь, превращаться друг в друга.

В силу исходного  идеалистического положения Декарт встает перед проблемой, а именно: как найти путь от мыслящего ”Я”, для которого вполне достоверным  является лишь собственное существование, к внешнему миру, существование которого лишь более или менее вероятно. Сделать это существование совершенно достоверным, а также придать полную объективность истинам математики, по мнению Декарта, можно лишь полагаясь на то, что бог существует. Т.е. бог является гарантом всякого существования. Декарт использует онтологические доказательства существования бога. Суть в том, что человек даже в качестве мыслящего существа не совершенен, поэтому если он оперирует какими-то истинами, то их объяснение, в конечном счете, имеет божественное происхождение, ибо совершенен только бог.

Скептицизм (от др.-греч. — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Осн. Представитель- Давид Юм (1711-1776гг.)- представитель агностицизма. Юм исходит из восприятий и исходный пункт рассуждений, это те же самые ощущения, что и Беркли. Вообще существуют три формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представление. Исходной всегда является ощущение. Юм формулирует следующее высказывание, свидетельствующее в его неверие познавания мира. “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн”. Восприятие рассматривается как абсолютное начало познания. При этом отрицается значение какой-либо практической деятельности.

Юм выделяет следующие ассоциации, которые он понимает идеей: 1)По сходству. 2)По сложности. 3)В соответствии с причиной следственной связи. Он уделяет большое внимание анализу проблемы причинности. До Юма мыслители полагали, что все после этого, совершается по причине этого. Юм говорит о том, что причина следственной связи существует только в нашей психике. После этого не означает по причине этого, полагает Юм. С этим можно в принципе соглашаться. Например, день сменяет ночь, но день не является причиной ночи.

12. Механический материализм  и проблема субстанции: монизм, дуализм и плюрализм. (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

На закате XVII столетия сформировалось опытное математическое естествознание, которое надолго стало основой  всей европейской науки. Ведущей  его отраслью явилась механика, созданная  И.Ньютоном и названная впоследствии классической. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим.

Движение рассматривается не как изменение вообще, а как механическое перемещение тел в пространстве, являющееся результатом внешнего воздействия — удара тела о тело. Механистический материализм отрицает внутренние источники движения предметов, их качественное изменение, скачкообразность развития, развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Зачатки механистического материализма имелись ещё в философии Демокрита . Расцвет механистического материализма падает на XVII— XVIII вв. (Роббс, Декарт, Спиноза). В то время он был исторически необходимой и прогрессивной ступенью развития материалистической философии. Эта форма материализма была обусловлена тем, что из всех наук в то время достигли относительно высокого уровня развития только механика и математика. Это и определило ограниченность материализма того периода.

Учение о субстанции. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677гг.) является автором наиболее разработанной и обоснованной философской системы Нового времени, последователем Декарта и ярким представителем европейского рационализма. Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного верховного существа. Такой подход называется пантеизмом. Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой.

В своей гносеологии, Спиноза выделяет три вида ( ступени) познания:

«Познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин - это высший вид познания. Он получил у Спинозы название интуитивного. Его суть - в видении вещей, исходящих от Бога. Основу этого познания составляет интуиция, которая дает достоверное знание. При этом интуиция истолковывается как интеллектуальная, и она дает познание абсолютно необходимых свойств единой субстанции (познание вещей с точки зрения вечности). Второй уровень - это познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций). Оно выступает у Спинозы как второй род познания, состоит из рассудка и разума, но часто эти понятия сливаются. Этот вид является познанием собственно научным, такой формой познания, которая находит выражение в математике, геометрии. Рациональное познание устанавливает и связи между идеями, и причинную цепочку в её необходимости. Третья ступень познания - это мнение и воображение, чувственное отражение окружающего мира, полученное эмпирическим путем. Оно недостоверно, неполно, недоказуемо, поверхностно. Это познание не играет большой роли при получении истинного знания, т. к. оно ограничивается частными случаями, не передает связи и отношений причин, т.е. общего порядка Природы. Это познание часто ведет к заблуждению, но оно заключает в себе элементы истины.

Монизм, Дуализм, Плюрализм. Монизм (один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

Представителями были: Спиноза В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Декарт был материалистом в своей физике, т. е. в том, что касается объяснения природы, считал он, достаточно одной материи и движения: «Дайте мне материю и движение, говорил он, и я покажу, как устроена Вселенная», т. е. здесь не требуется никакой сверхъестественной силы, бога. А вот что касается человека и его души, то здесь без нематериальной души и бога обойтись никак нельзя. Деятельность человеческой души, считал Декарт, никак нельзя объяснить из механических принципов. Декарт согласен с тем, что человеческая душа способна принять в себя абсолютно любое содержание и адаптироваться к любой наличной форме действительности. В этом состоит ее специфика. И именно поэтому душа, согласно Декарту, представляет собой особую нематериальную сущность, духовную субстанцию божественного происхождения. Ведь никакое материальное образование подобными свойствами обладать не может. Декарт считает что душа и материя, мышление и протяжение являются совершенно разнородными субстанциями, которые не могут взаимодействовать по законам естественной причинности. Их взаимодействие - это чудо, а чудеса творить способен только Бог.

Декарт доказывает, что мышление нельзя отождествить ни с каким телесным органом, а разумную душу "никак  нельзя получить из свойств материи". Вместе с тем, он признает самостоятельное бытие материальной субстанции, которая существует автономно от Бога и души по своим собственным законам. Это есть дуализм философии Декарта, дуализм двух субстанций, мыслящей, идеальной, и протяженной, материальной.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) —философская концепция идеалистического течения, по которой все существующее слагается с множества самостоятельных, равнозначных субстанций, что не сводятся к единому началу, противоположный монизму. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница (1646 – 1716). Субстанций, по мнению Лейбница, бесконечно много, их столько же, сколько вещей. Эти субстанции Лейбниц называет монадами (единицами). Тела, считает Лейбниц, не могут быть субстанциями, поскольку любое тело сложно, то есть допускает бесконечное деление. Основными свойствами субстанции должны быть простота и активность. Именно такими и являются монады. Они нематериальны, просты, неделимы, из-за своей неделимости они неуничтожимы. Монады наделены вечной жизнью. Таким образом, монады это некие духовные атомы (то есть, неделимые элементы).

Бог объявляется Лейбницем  высшей, верховной монадой, которая  придаёт деятельности множества  монад гармоничную согласованность.

Философия должна быть, полагал Лейбниц, главной, универсальной наукой. Он, как и прочие рационалисты, являлся сторонником математизации знания во всех научных сферах. Лейбниц считал, что можно создать метод логического исчисления высказываний для проверки их на истинность. Все возможные утверждения Лейбниц подразделяет на истины факты и истины разума. Истины факта удостоверяются эмпирическим путём и имеют случайный характер. Истины же разума имеют рациональную природу, исходят из разума, строго необходимы и дедуктивно выводятся из более общих положений. В этике Лейбниц в ходе разработки своей теодицеи уделяет внимание проблеме зла. Он разработал учение о 3 видах зла. 1. Метафизическое зло как несовершенство всех земных творений в сравнении с их создателем, 2. Физическое зло, под которым подразумевается всё, ведущее к страданию, 3. Нравственное зло как грех, порок, нарушение нравственных норм. Поскольку наш мир является наилучшим из возможных миров, зло, которое выпадает на долю каждого индивида, сколь бы несправедливым оно ему ни казалось, является необходимым условием мировой гармонии.

 

13. Эпоха  Просвещения и ее видные представители.

XVII и XVIII века – это время  особых исторических изменений  в странах Западной Европы. В  этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. При этом принималось, что все наши действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда они будут опираться на достижения наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества объявлялось всеобщее просвещение людей.

Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"