Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

Легизм (школа законников, или Фацзя). Основатели- Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государ-ной власти. Осн. постулатами легизма: 1)человек обладает изначально злой природой; 2)движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы; 3)как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны; 4)чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государ-ое вмешательство в общественные отн-ния; 5)гос-во (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся; 6)основным стимулом правомерного поведения большинства людей явл-ся страх перед наказанием; 7)основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны я-ся законы; 8)законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы; 9)государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (т.е. чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству); 10)государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отн-ния, экономику, личную жизнь граждан.

Древнеиндийская философия. В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: 1)XV — VI вв. до н. э. — ведический период; 2)VI — И вв. до н. э. — эпический период; 3)II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр. Веды («знания») — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя: 1)«священное писание», религиозные гимны («самхиты»); 2)описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; 3)книги лесных отшельников («араньяки»); 4)философские комментарии к Ведам («упанишады»).

Наиболее известными источниками  философии Др. Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Одновременно  возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия  обогатилась достижениями европейской  философской мысли (в частности, английской). Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами. Ахимса - единство всех форм жизни на земле (единение человека, животных и всей окр. природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основатель - Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.). Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма»(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать. Будда вывел 4 благородные (арийские) истины: 1)земная жизнь полна страданий; 2)страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; 3)от страданий можно избавиться; 4)существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного  самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: 1)правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; 2)правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; 3)правильная речь - слова человека, его речь возд-вуют на его душу, характер; 4)правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; 5)правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; 6)правильное умение — усердие и трудолюбие; 7)правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; 8)правильное сосредоточение - регулярные медитации, осущ-щие связи с космосом.К 5 заповедям-ориентирам буддизма относятся: 1) не убий; 2)не укради; 3)будь целомудренным; 4)не лги; 5)не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

 

4. Древнегреческая  натурфилософия

Милетская школа существовала в  Др. Греции в VI в. до н. э. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; пытались объяснить законы природы; искали первоначало - субстанцию, из которой возник окр. мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес первоначалом всего сущего считал воду; представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года — 365 дней. Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных. Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.), ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха; проводил параллели между душой человека и воздухом - "душой космоса"; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло.

Само же первоначало  представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (онтология - учение о бытии). Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим.

Для первых «физиков» характерна особого  рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое. Особенно ярко это представлено у Гераклита. Он не относится к рассмотренным выше философам географически, но по направленности своих взглядов он примыкает к ним. Первоначалом Гераклит считает огонь. Он утверждает, что всё возникает из одного и что всё возникшее становится одним. Это "одно" первовещество - огонь. => Гераклит - материалист.

Бытие, по Гераклиту, имеет т3 важные хар-тики: 1)Огонь - это наиболее подвижное, изменчивое явление в природе; 2)Отрицание того, что мир сотворён кем-либо из богов или людей; 3)существует строгая ритмичность мирового процесса, строгий правильный порядок мирового строя. Гераклита говорит, что процесс изменения в природе - есть борьба противоположностей. Борющиеся противоположности не просто сосуществуют, а переходят одна в другую, то есть всё в природе взаимосвязано.

При постоянном движении, изменении, переходах явлений в противоположное, сущ-ет относительность всех св-в вещей. Гераклит понимает относительность качеств вещей наблюдая за людьми и животными (Ослы солому предпочли золоту").

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я пол VI — начало V вв. до н. э.), отвергали материализм милетцев. 1)Пифагор выдвинул реакц. учение о порядке. Основа мира не матер первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа; 2)первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); 3)считали единицу мельчайшей частицей всего; 4)пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира. Все вещи состоят из противоположностей – чет/нечет, предел/беспредельное, единство /множество и т.д. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличии от Гераклита).

Дальнейшим крупным шагом в  развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксенофана. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, воздуха, земли, огня – к бытию как таковому. Центральное понятие– бытие. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие неоднородно и непрерывно. Все наполнено бытием. Бытие бесконечно во времени, ограничено в пространстве. Ксенофан это начало называет Богом. Бог – субстанция мира. У Ксенофана отчетливо прослеживается тенденция отождествления Бога с природой. Бог тождественен Космосу. Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами – мудрецами. И поэтому они также стремились дать физическую картину мира. Их физическая картина мира находилась в определенном противоречии с их философским учением. Так Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое Эфирный огонь, чистый свет, теплое, второе – густая тьма, ночь, земля как костное начало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира. Вселенная представляется Паменидом как состоящая из концентрированных кругов, которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. Всех их окружает небесная твердь, промежуточные круги состоят из смеси огня и земли. В самом центре всех сфер царствует богиня Правды и необходимости, которая управляет всеми происходящими в мире явлениями.

Это противоречие между метафизикой (философией) и физикой (учением о Природе) элеатов отчасти объясняет их учение о познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят людей лишь с видимостью вещей. Знание их истинной сущности дает философское учение о бытие, а то, как предстает мир нашим чувствам, описывается в учении о Природе. Чувственное многообразие мира, с точки зрения элеатов, иллюзорно.

Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона. Элеаты исходят из того что на самом деле движения нет. Все в мире движется, мы это видим, но это только наше чувственное восприятие. На деле же никаких изменений не происходит (движение изменение: 1(уже не сущ-ет) → 2(еще не сущ-ет). Движение, с философ-ой точки зрения, представляет собой диалектическое единство 2ух противоположных моментов: момент устойчивости и момент изменчивости).Зенон уходит от диалектики, абсолютизируя момент устойчивости (апории Ахиллес и черепаха, Летящая стрела).

Крупным шагом по пути развития онтологического  подхода в решении философских  проблем является атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разъединения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению; 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому место, занимаемое им совершенно случайно.

Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира. Демокрит является сторонником крайнего детерминизма (всё в мире чем-то обусловлено). Он отождествляет причинную обусловленность явлений и необходимость. Всякое явление имеет причину. Т.е. всё осуществляется с необходимостью, и не остается места случайности. Следующий мыслитель, развивающий эту концепцию – Эпикур (340-270 гг до н.э). Известен не столько как атомист, сколько как представитель гетомизма- признание правомерности чувственного наслаждения. Эпикур делит все человеческие потребности на 3 категории: 1) естественные и необходимые (УМЕРЕННОСТЬ); 2)естественные, но не необходимые; 3)неестественные и не необходимые.

 

5. Философское осмысление  человека в античности: софисты,  Сократ.

Человек и сознание - вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты - учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор (ок. 485 - ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.). Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека оказывается непосредственно данным, предметом подражания или веры. Они требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательно приобретенного убеждения, некритически принятого мнения. Софистика выступала против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его законности. Отныне право на существование получало только такое содержание сознания, которое обосновано, доказано им. Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида. Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо. Как видим, если критерием истины объявить индивида, а точнее, его органы чувств, то последним словом теории познания будет релятивизм (провозглашение относительности знания), субъективизм, скептицизм, считающий объективную истину невозможной. Обратим внимание, что принципу, выдвинутому элеатами - мир мнения реально не существует, - софисты противопоставляли обратный: только мир мнения и существует, бытие - это не что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"