Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. Х.Вольф был сторонником телеологического взгляда на мир. Он не отвергал бога как творца мира, и ту целесообразность, которая характерна для природы, для всех ее представителей, он связывал с мудростью бога: при сотворении мира бог все продумал и все предусмотрел, а отсюда и следует целесообразность. Но утверждая простор для развития естественных наук, Х.Вольф оставался сторонником деизма.

Французское Просвещение, как и английское, возникло на основе успехов новой науки. Некоторые деятели французского Просвещения были видными учеными (например, Даламбер). Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье. Их произведения, прежде всего вольтеровские, способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины 40-х годов. Виднейшие представители этого поколения - Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Гельвеций, Гольбах. В период до начала 80-х годов ими вместе с проявлявшим все эти десятилетия большую творческую активность Вольтером было разработано основное мировоззренческое содержание Просвещения.

Из французский материалистов наиболее известен Дени Дидро. Важнейшим элементом материализма Дидро является концепция постоянного развития. Как и другие материалисты этого периода, он отвергает любые вмешательства «извне» в развитие материального мира. В единый процесс развития мира он помещает и человека. Дидро четко различает чувственное восприятие и мышление. Мышление, согласно его взглядам, не является свойством всей материи. Материя наделена лишь общим свойством «чувствовать».

И хотя он исходным источником познания считает чувства, но признает значение работы ума, т. е. мышления, и подчеркивает их взаимосвязь.

Представления о материи французских  материалистов мало чем отличаются от современных: 1) материя объективна, объективны и первичные, и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.); 2)кроме материи нет ничего; 3) материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей; 4) материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению). Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; материя вечна; движение так же вечно, как и материя, а все, что существует, есть результат движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления в настоящем мире. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи.

Разработка материалистической концепции природы. Гельвеций разработал весьма динамичную философскую картину мира: природа, частью которой является человек, существует вечно и имеет основание в себе самой; в ней все находится в движении и развитии; все рождается, растет и погибает; все переходит из одного состояния в другое.

Человек, по Гельвецию, - природное  существо, наделенное чувствами, сознанием, страстями, и является основой общества. Из чувственной природы человека Гельвеций выводил движущее начало общественной жизни - принцип эгоизма, себялюбия. Идея Гельвеция о том, что в деятельности людей, направленной на самосохранение и приобретение жизненных благ, следует искать ключ к объяснению социальных процессов, была теоретически перспективной для своего времени. Гельвеций утверждал равенство природных умственных способностей людей всех рас и национальностей. Причину неравенства умов видел в различном воспитании и различных условиях жизни. Будущее общество Гельвеций представлял свободным от сословного деления и сословного неравенства.

Итак, подводя итоги  сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:1) получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира; 2) развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, 3)формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

 

14. Немецкая класс  фмлософия. «Чистый» и практический разум в философии Канта, субъективный идеализм Фихте.

На протяжении XVIII и XIX столетий немецкая классическая философия представляет собой вершину развития мировой  философской мысли. Немцы в этот период переживают интеллектуальную революцию. Немцы переживали великую французскую буржуазную революцию бумаг. Представителями немецкой классической философии принято считать Эммануила Канта (1724-1804гг.), Фихте (1762-1814гг.), Шелли (1775-1854гг.), Гегель (1770-1831гг.), Фейербах (1784-1872гг.).

Эммануил Кант (1724-1804гг.) вошел в историю не только как философ, но и как естествоиспытатель. Разрабатывает гипотезу о происхождении солнечной системы из газово-пылевой туманности. Существует гипотеза Канта-Лапласа. Как философ Кант поставил перед собой три фундаментальные задачи: 1)”Что я могу знать?”; 2)“Что я могу делать?”; 3)“На что я могу надеяться?” На первый вопрос Кант отвечает в своей работе “Критика чистого разума”. Он проводит различие между сущностью вещей, которая обозначается термином “ноумен”, и явлением или феноменом. Кант полагает, что человек не может познать сущность вещей. Т.е. в данном случае имеем дело с гносеологическим скептицизмом. Гегель ”Сущность является, а явление существенно”. Т.е. сущность познается через явления, которые существенны. В этой ограниченности познавательных возможностей человека Кант усматривает нравственный смысл. Человек никогда не познает мир до конца. Преодоление всевозможных препятствий при познании мира формирует его как личность.

Кант преодолевает разрыв между чувством и разумом, который часто в истории принимал форму непреодолимого. В истории философской мысли формируется сенсуализм и рационализм. Представитель сенсуализма- Джон Локк “В разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах”, т.е. функция разума заключается в том, чтобы упорядочить информацию, которую мы получаем на уровне чувственного познания. Рационалисты утверждают приоритет разума над чувствами (Декарт). Говоря об индивиде надо учитывать, что он получает информацию из общественного знания. Вся информация в этой области формулируется, но это не значит, что воспринимается индивидом. Кант же говорит о том, что и чувства, и разум необходимы. Они в равной мере “работают” на познание и постижение истины. Адекватная позиция заключается в том, что надо правильно понять, в чем значение чувственного познания, в чем роль разума. С чувственного познания процесс начинается. Если этой основы нет, нет связи с внешним миром, то не может осуществляться процесс познания. С другой стороны, в чем роль разума. Если встать на позиции Локка, т.е. полагать, что разум занимается только систематизацией чувственного знания, то нельзя объяснить развитие знаний человека. Он не использует понятие практики. Практика - это конкретно чувственная деятельность, направленная на преобразование познаваемого мира. Никто из представителей немецкой классической философии так и не сформулировал эту решающую роль практики. Он впервые указывает на то, что субъекту присущи не только недостатки (как у Бэкона), но и на то, что без него невозможно познавать мир.

На второй вопрос Кант отвечает в  своей другой работе “Критика практического разума”. Здесь он исследует природу морали или практического сознания. Практический разум задает цели действия. Кант предлагает различать легальные и моральные действия. Критерием выступает то, что легальные действия - это результат мотивации, включающие в себя по его мысли некоторые корыстные моменты: ”Человек поступает так или иначе потому, что он стремится реализовать свой интерес, выгоду, если речь идет о увлечениях каких-либо и т.п.”. Что касается моральных действий, то основанием для них является уважение к моральному закону. Золотое правило нравственности: ”Относить к другому человеку всегда как к цели, и никогда только как к средству”. Жизнь человека самоценна. Есть внутр. мотивации и моральные принципы → действия.. Кант, таким образом, фиксирует противоречие между моральными легальными действиями. Он говорит о том, что они накладываются друг на друга, пересекаются, но человек все-таки должен стремится к моральной регуляции. В третьем вопросе Кант выражает свое отношение к религии. Он высказывает мысль о том, что существование бога доказать нельзя. Мнение, что бесчестные люди успевают получить от жизни больше, чем бескорыстные, ошибочно. Действовать надо исходя из требований морали. Если согласно христианской догматике мораль существует, так как существует бог и загробный мир, то по Канту следует, что: “В атрибуты религиозности следует верить, потому что существует мораль”. Кант не отрицает существование внешнего мира.

Особый вклад в  разработку системы субъективного  идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814)

Ключевым моментом философии Фихте  было выдвижение так называемой "Я-концепции" Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и  сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира ("вещей в себе"). Фихте идет дальше своего учителя Канта: 1)отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней реальности; 2)единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект); 3)считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я"; 4)вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет; 5)само "Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира. В процессе разветвление своей сущности, индивид сливает в единое целое понятия “Я” и “не Я”. Они становятся тождественными, в виде абсолютного “Я”- высший субъект, к-ый лежит в основе сущ-вания.

Взаимодействие между "Я-человеком" и «не-Я» может быть: 1)практическим ("Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид вз-вия); 2)теоретическим (от "не-Я" к "Я" —более редкий вид вз-вия, эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я" (конкретное сознание). «Я» развивается через самопознание. Процесс познания «Я» - это познание окр. Мира. Если Я перестает познавать, он перестает существовать.

 

15.Нем класс философия.  Философия Ф. Шеллинга, система  и метод Г.Гегеля.

 Фридрих Шеллинг (1775 — 1854) основывается на тех же мыслях, что и Кант и Фихте, но исходным моментом является тождество понятий “Я” и “не Я”. Шеллинг уделяет существенное внимание “Я”. Он считает, что природа несет в себе частицу “Я”. Суть философии природы Шеллинга в следующем: 1)прежние концепции объяснения природы неистинны; 2)природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; 3)природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум; 4)материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума; 5)природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле); 6)движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их вз-вие (напр, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).

Мировоззрение Шеллинга представляет собой объективный идеализм, а философии Канта и Фихте - объективна и субъективна соответственно.

Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии является проблема свободы. Философ приходит к следующим выводам: 1)ход истории случаен, в истории царит произвол; 2)и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить; 3)теория (замыслы человека) и история (реальная действ-сть) очень часто противоположны и не имеют ничего общего; 4)в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости. В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окр. действительности как необъяснимого хаоса.

Гегель (1770 — 1831) —яркий представителем немецкого классического идеализма. Когда мы рассматриваем философию Гегеля, принято, прежде всего, обращать внимание на внутреннее противоречие между методом и системой. Этот момент важен для понимания его философии. По Гегелю абсолютно первичной реальностью выступает идея. Идея, которая себя последовательно реализует, проходя ряд этапов. Гегель выделяет три важнейших этапа. 1 этап- абсолютная идея решает, как бы посмотреть на себя со стороны. Она еще не раскрывает себя, а только готовится к этому. В этом процессе своеобразного обдумывания, Гегель выявляет понитейно - категориальный аппарат. Он останавливается на таких понятиях как качество, количество, мера, сущность и явления, содержание и форма, необходимость и случайность и др. 2 этап- идея решает посмотреть со стороны (уже не с помощью понитейно - категориального аппарата, а воплощаясь в природе). Гегель предпринимает попытку систематизировать все научное знание своего времени. Гегелевское понимание природы включает характеристику механики, физики, органической физики, т.е. Гегель исследует неживую и органическую материю. Нужно отметить, что слабость Гегелевских представлений выражается в том, что природа развивается у него в пространстве, но вне времени, т.е. в историческом аспекте Гегель ее не реконструирует. 3 этап- идея, преобразовывается в дух, т.е. сознание. Он выделяет следующие этапы развития духа: 1)Субъективный дух - это индивидуальное сознание, т.е. сознание, присущее субъекту. 2)Объективный дух - это хар-тика общества. Включает следующие компоненты: гражданские институты, гос-во, семья, сфера политики, и т.д. 3)Абсолютный дух - это формы общественного сознания. Гегель исследует три основные формы: Религия, Искусство, Философии. Причем религия выступает как ступень развития духа и религии, которая рангом ниже философии, но выше искусства. Гегелевский метод. Гегель использует диалектический метод. Согласно Гегелевским представлениям следует выделять три основных момента в реализации этого метода: 1)Тезис - это утверждение. 2)Антитезис - отрицание того качества, которое представлено тезисом. 3)Синтез - своеобразное отрицание отрицаний. В результате этого синтеза происходит так называемое диалектическое снятие. Т.е. в результате развития необходимо сохранить то позитивное, что представлено на всех предыдущих этапах. Противоречие метода и системы заключается в том, что в соответствии с Гегелевским диалектическим методом, в то время как любой объект материального мира ограничен в пространственно-временных координатах, сам этот мир бесконечен. Диалектический метод предполагает в качестве необходимого принципа признание бесконечности развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"