Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:43, шпаргалка

Краткое описание

1. Место и роль философии в культуре
2. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика и другие отрасли, их осн. предметы и задачи.
3. Философия Древней Индии и Древнего Китая.
...
40. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_filosofia.doc

— 564.00 Кб (Скачать файл)

Надо обратить внимание, что Гегель наследует и, по сути, в неявном виде формулирует идею (или традицию) научного философствования. Речь идет о том, что философия возникает до науки, и представляет в себе те отрасли знания, которые претендуют на статус научных. Затем по мере накапливания знаний в мире, появляются предпосылки для возникновения конкретных или частных дисциплин. Дальше идет процесс дифференциации, в течение которого происходит отпочковывание конкретных наук от философии (во времена Декарта этот процесс ему виделся следующим образом: корни дерева - метафизика, ствол - физика, ветви - конкретные дисциплины). Гегель дает основание для такого понимания, хотя у самого Гегеля мир есть порождение абсолютной идеи, т.е. идея как бы воплощается в природе и обществе, и приходит затем к осознанию самой себя, т.е. круг замыкается, в этом заключается известная ограниченность Гегеля.

 

16. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Исторический материализм К.Маркса.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Заслуга Фейербаха в том, что он скрывает гносеологические корни идеализма, т.е. показывает связь между идеализмом и религией. Идеализм по определению Фейербаха - это рационализированная религия. По мнению Фейербаха идеализм возникает в следствии того, что человеческое мышление отрывается от своей основы (т.е. материального мира) и от самого человека, возводится в ранг самостоятельной сущности. Представление о боге, как полагает Фейербах, суть превращенная, т.е. неадекватное представление человека о самом себе, как родовом существе. Рассматривается общество, которое состоит не просто из одного индивида, а как из представителей единого целого. Фейербах считается основоположником такого взгляда на человека, при котором он предстает как существо взятое в единстве его природных и социальных параметров. Но социальные характеристики Фейербах рассматривает главным образом в этическом аспекте. До Фейербаха философы “измеряя” человека акцентировали внимание либо на его духовности, что характерно для идеализма, либо на его биологической природе.

Фейербах, будучи материалистом, тем  не менее, всячески подчеркивает, что  он не материалист. Фейербах формулирует  следующую мысль: “Идя назад, я с  материалистами, идя вперед, я не с ними”. Фейербах создатель философского учения, которое называется антропологическим. По мысли Фейербаха человек с момента рождения связан не просто с миром вообще, а с социальным миром (с обществом, с семьей). По Фейербаху именно человек является первичной реальностью для человека. Следовательно, важно учитывать те качества, которые формируются изначально в процессе человеческого общения. В семье формируется чувство любви. По Фейербаху, любовь к другому человеку есть путь признания его объективного существования и существования внешнего мира. Т.е. Фейербах предлагает нравственно усовершенствовать этот мир и выводит из общения людей мораль, альтернативную официальной религии. Здесь такой парадокс: с одной стороны, Фейербах справедливо критикует религию, но с другой стороны, предлагает создать некое подобие религии, только уже основанную не на официальных каких-то догматах, традициях, а новую. Эта мораль, которая основана на чувстве любви. По сути, в этом случае мы сталкиваемся с одним из утопических проектов преобразования мира, которых в истории общественной мысли очень много. Таким образом, Фейербах, будучи по сути материалистом, остается метафизиком, т.к. он не включает в содержание своего учения диалектику. Фейербах, по словам Энгельса, по отношению к Гегелевской диалектике “выплеснул из ванночки, где находился ребенок, воду вместе с ребенком”, т.е. все главное, что необходимо было оставить.

Гл. задача – он обращает внимание на человека, а не на бога. Человек высшая ценность. Самое гл. для человека – это осознание  отсутствия бога, т.е. любовь отчуждаемая богу должна развиваться в чел-ке и распространяться на др. людей.

Философия К. Маркса (1818-1883.) На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм.

Концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда; самоотчуждение труда; отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности; отчуждение между людьми. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом. Маркс активно выступал против всякой религии, в особенности против христианства в его протестантской разновидности. В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка.

Маркс рассматривает  отчужденный труд в следующих  аспектах: 1. Рабочий использует материалы, которые, в конечном счете, взяты у природы, и получает в результате труда нужные для жизни предметы, вещи, продукты труда. 2. Сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен. Он не имеет выбора. . Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895). Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: 1)каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); 2)изводственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений; 3)указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; 4)базис и надстройка взаимно влияют друг на друга; 5)в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве)- особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

6)рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; 7)уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

PS: меняем картошку на морковь – миновая стоимость. У Маркса производство- это создание материальных благ. 2 способа сущ-ния: 1) землевладельцы, 2) воры. 2 класса: 1)рабовладельцы; 2)рабы.

 

17. Неклассическая  западная философия 19-н.20 вв: философия  жизни, фрейдизм и экзистенциализм.

Наиболее влиятельными направлениями  иррационализма являются: философия жизни, фрейдизм. Один из основателей философии жизни - Артур Шопенгауэр (1788-1860). Он написал работу “Мир, как воля и представление”. Шопенгауэр показал, что огромное значение приобретает не разум, а воля. Он объективирует (гипостазирует) волю, отрывает ее от отдельного человека и рассматривает, как всеобщее начало, опрокинутое в мир. Разум лишь возбуждает волю, порождает бесконечную череду желаний и потребностей. Человечество можно уподобить, по мнению Шопенгауэра, пассажиру экипажа, лошади которого понесли. Неудовлетворенность желаний - причина глубоких страданий и пессимизма, являющегося постоянным состоянием души. Путь к спасению один - необходимо остановить распаленную волю с помощью искусства, творчества или обуздать ее путем воздержания, проповедуемого буддизмом. Сам мир у Шопенгауэра становится такими волей и представлением, которые не поддаются рациональным объяснениям.

Фридрих Ницше (1844-1900) также отдает пальму первенства воле перед разумом. Но волю он трактует более специфично. Воля у Ницше - это воля к власти, через которую только и можно понять жизнь. Т.е. у Ницше любые проявления жизни (от жизни растения, до жизни человека) предстают как стремление к достижению максимуму власти. Здесь можно провести аналогию с борьбой за выживание в животном мире."Философия жизни" получила свое дальнейшее развитие в трудах Освальда Шпенглера (1880-1936) и Анри Бергсона (1859-1941).

О.Шпенглер - немецкий философ и историк. В книге "Закат Европы" нарисовал картину близкой гибели западной цивилизации. В основе существующего - жизнь, проявляющаяся как мир и как душа. Мир составляет природу, которая характеризуется причинностью и закономерностями. Душа воплощена в истории, где нет места законам. История, по Шпенглеру, это множество замкнутых "организмов", культур (египетская, индийская, китайская и т.д.), выражающих коллективную "душу" народа. Каждая развивается в соответствии с циклом: докультурное состояние, культурный период, цивилизация (закат культуры). Европейская культура в стадии цивилизации, т.е. заката.

А.Бергсон, французский философ, видный представитель интуитивизма и философии  жизни. В качестве подлинной реальности рассматривает жизнь, под которой  понимается целостность, коренным образом  отличающаяся как от материи, так  и сознания. Последние являются продуктами распада жизненного процесса. Жизнь не постижима сознанием, разумом. Это удел интуиции, которая проникает в предмет и сливается с ним. Интуиция позволяет познать жизнь как таковую, интеллект же оперирует мертвыми продуктами распада. Жизнь заключает в себе сознание и эволюцию органического мира. Источник развития жизни - "жизненный порыв" (elan vital). По мере ослабления этого порыва жизнь распадается и превращается в материю. Человек - существо творческое, так как именно через него проходит путь жизненного порыва.

Одно из влиятельных направлений  иррационализма связано с именем Зигмунда Фрейда (1859-1939) - основателя учения о бессознательной области человеческого бытия. Утверждал, что в основе человеческой деятельности лежат инстинкты- не поддаются рациональному осознанию и составляют область бессознательного, проникнуть внутрь которой возможно лишь с помощью специальной методики - психоанализа, основанного на технике рассмотрения свободных ассоциаций, сновидений и ошибочных действий. З.Фрейд разработал общепсихологическую теорию личности, структура которой состоит из "ОНО" (область инстинктов), "Я" (личность как проявление определенной культуры, морали, ценностных проявлений), "СВЕРХ-Я" (культурная и социальная среда обитания личности). В личности, как некой энергетической системе, происходит "ошибка" инстинкта и запретительных табу, определяемых культурой. Неудовлетворенный инстинкт тяжким грузом давит на психику, вызывая различные неврозы, расстройства и заболевания. Эта напряженность может в процессе сублимации преобразовываться в творческие проявления (искусство, наука, общественная и политическая деятельность и т.д.). Различные аспекты фрейдизма активно используются в социальной психологии, социологии, литературоведении, этнографии и других отраслях познания. Если Фрейд основной доминантой поведения признавал половой инстинкт (либидо), то его последователи сделали большой акцент на социальную детерминацию человеческой психики. А.Адлер (1870-1937) главным составляющим психики считал комплекс неполноценности как ощущение индивидуумом дефектов телесного или психического развития. Э.Фромм (1900-1980) подчеркивал роль противоречий между внутренними потребностями индивида и обществом, препятствующим их реализации.

Экзистенциализм (лат. - существование), или философия существования, - одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии.

Это самая популярная послевоенная философия, которая получила развитие во Франции и Германии. Представители - Карл Ясперс, Габриэль Марксель, Маркс Хайдеггер, Жанн - Поль Саппер, Алберт Коню. Для этой философии характерна печать трагизма. В отличие от прагматизма, где, по мнению его сторонников, человек в жизни должен добиваться успеха, экзистенциализм акцентирует свое внимание на том, что образованная, развивающаяся, творческая личность осознает стесняющие ее неблагоприятные социальные факторы. Т.е. получается, чем более человек интеллектуально развит, тем более он осознает не благоприятность социального фона. Философия с точки зрения экзистенциализма, должна заниматься не проблемам познания и науки, как считают позитивисты, и не проблемами делового преуспевания, из чего исходит прагматизм, а исключительно вопросами индивидуального бытия.

Позиция экзистенциализма- Мир чужд человеку, не понятен ему. Человек заброшен в этот мир. Он не находит с этим миром благоприятного для себя контакта, не говоря уже о гармонии, поэтому человек испытывает страдания и страх. Но он не может убежать из этого мира. Поэтому он должен воспринимать неблагоприятные жизненные обстоятельства спокойно, с самообладанием, надо идти навстречу им, чтоб полнее ощутить их. Сторонники экзистенциализма считают, что сущность человека проявляется в критической пограничной (граница между жизнью и смертью) ситуации.

Большое место в философии экзистенциализма занимает тема свободы. Но экзистенциалистская свобода не предполагает борьбу за существование, за творческую самореализацию. Это исключительно духовный выбор самого себя. Фактически фатальное принятие собственной экзистенции.

Исторические события, повлиявшие на появление экзистенциализма. Вторая мировая война и поражение Франции в этой войне. После оккупации Франции, было организовано движение сопротивления, но без помощи Советского Союза сопротивление не имело бы успеха. Этот акт выбора осуществляли без надежды на успех. Они выбирали не победу и свободу, в которые они уже не верили, они выбирали себя: ”Я поступаю так, а не иначе, и тем самым утверждаю собственное Я”. Пусть все вокруг бессмысленно и безнадежно, но вопреки обстоятельствам.

Социальные проблемы экзистенциалисты переводят в другое измерение. В  индивидуальный, личностный план. С  точки зрения экзистенциалистов  никто и ничто не может принудить  человека против его воли. Т.е. формулируется  следующий тезис: “Каждый выбирает свою судьбу сам”. Философия Экзистенциализма выражает мировоззренческий смысл единственности, неповторимости каждой личности.

 

18. Неклассическая  западная философия 19-н.20вв:позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"