Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 07:56, шпаргалка

Краткое описание

1.История развития досуговых организаций за рубежом.
2.Факторы активности.
3.Первые клубные организации Америки.
4.Соотношение понятий отдых, досуг, рекреация.
5.Досуг как отражение социально-экономического и культурного развития общества.
6.Парк как один из центров досуга за рубежом. (реферат)
7.Рекреация как предмет научного анализа.
8.Культурные аспекты рекреации.
9.Зоопарки, как центры прироодохранительного просвещения и воспитания подрастающего поколения.
10.Влияние рыночной экономики на развитие досуговой сферы.
11.Деятельность молодежных с/х клубов 4Н.
12.Современные тенденции и перспективы развития досуговой сферы.
13.Функции досуга.
14.Специфика скаутских организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития досуговых организаций за рубежом.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

11. Деятельность 4H. Четыре слова — «голова», «сердце», «руки» и «здоровье»,— стали символом и лозунгом движения молодежных клубов «4Н». Более 2 250 000 американских 
мальчиков и девочек принимают участие в этом движении.  
В эти клубы мальчишек и девчонок приводит девиз: «Научись, работая». И действительно, ребята в этих клубах немало трудятся и таким образом изучают избранное ремесло или профессию. Многие члены клубов «4Н» завоевывают призы за свою продукцию на местных ярмарках и даже на ярмарках штатов в настоящем соревновании со взрослыми мастерами. Но все же основной целью клубов было и остается воспитание настоящего характера гражданина своей страны. 
Лишь в самих Соединенных Штатах ежегодно члены этого клуба принимают участие в работе более чем над пятью миллионами проектов. Они помогают при производстве продуктов питания, шьют одежду, мастерят мебель для дома и кухонную утварь, помогают по хозяйству, наравне со взрослыми обрабатывают сады и огороды, работают в поле, выращивают фрукты и овощи, разводят домашнюю птицу и молочный скот, ухаживают за собаками и лошадьми, подрабатывают продавцами в магазинах, собирают урожай, сажают деревья, могут наладить электричество и консервировать продукты. И это лишь некоторые из проектов, популярных в сельской местности. 
Разумеется, для городов и других крупных населенных пунктов разрабатываются другие «проекты». Здесь ребят учат ухаживать за автомобилями, можно научиться безопасно для себя и других водить машину. Мальчиков и девочек посвящают в некоторые секреты избранной ими профессии, их объединяют в творческие коллективы по интересам, учат правильно обходиться с финансами и уметь планировать свой бюджет, ухаживать за детьми. 
Другими словами, их готовят к взрослой жизни. Что же такое «проект»? Это просто тот полезный для человека и общества вид деятельности, научиться которому может каждый мальчик или девочка. Но главное при этом, чтобы учение было в радость, чтобы ребята получали от своего занятия настоящее удовольствие. Большинство ребят из клубов «4Н» принимают участие в работе над несколькими проектами. Знания, навыки, и опыт, полученные в клубах, могут помочь им во взрослой, «профессиональной» жизни или же могут стать хобби, любимым времяпрепровождением на всю жизнь. 
Внутри самих клубов часто образуются как бы особые отделения, члены которых работают над воплощением в жизнь одного и того же проекта. Часто названия этих отделений дают совершенно ясные представления о том, чем там занимаются. Ясно, например, что проголодавшемуся человеку есть смысл заглянуть в отделение с названием «Обеденный гонг». А если в клубе не только готовят вкусно, но и шьют одежду, он вполне может называться «Горшки и пуговицы». 
В США любой мальчик или девочка в возрасте от десяти до двадцати одного года могут стать членом клуба «4Н». Все, что для этого требуется,— это поддерживать и разделять основные идеи и принципы движения. Кстати, никаких членских взносов в этот клуб платить не надо.

12. Современные  тенденции и перспективы развития  досуговой сферы.

Досуг в самом  широком смысле сопрягается с  обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в  теоретических, эмпирических исследованиях  и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных  факторов: деидеологизацией и гуманизацией межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Современный досуг  несет на себе печать постиндустриального  общества и пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммерциализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская культура модерна оказалась неразрывно связанной  с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции  и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

Введение новых  способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и  тип контакта с искусством. Зрителю  теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

В то же время  Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего.

И мерилом оказывается  вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их реальная цена».

Становление нового опыта проведения досуга связано  с появлением ростков постмодернизма: «изменением образа чувств» и  «новой структуры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

Появление постмодернистской  структуры сознания Фаулер связывает со следующими взаимосвязанными факторами:

 -   глобальной реструктуризацией капитала и новым международным разделением труда;

-  обострением  борьбы за образовательный капитал;

-  обострением  конкуренции во всех сферах  жизни капиталистического общества, в том числе и в европейских культурных столицах;

-  разрушением  анклавов докапиталистического образа жизни, до самого недавнего времени вкраплявшихся в структуру капиталистического общества;

-  становлением  нового опыта досуга под влиянием  идеологии «принудительного потребления»;

-  распространением  туризма, привычки проводить отпуск  за границей и многими другими;

Мир превратился  в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую  парфюмерию и носят одежду в стиле  «ретро». Пространство и время сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов.

Научно-техническая  революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры, которая дала возможность осознать необходимость не только взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, но и физического, духовно-нравственного выживания человечества. На наших глазах формируется международно-ориентированная личность, мыслящая в духе планетарного сознания и общечеловеческих ценностей.

Помимо указанного просматриваются следующие тенденции:

-   растет  свободное время трудящихся, и  при этом происходят его качественные  изменения;

-   формируются  социально-культурные функции местных  органов самоуправления, предприятий  и многочисленных движений;

-   появляются  новые виды и формы социального творчества в культурно-досуговой деятельности.

Это социальные инициативы проявляются в экологических, мировоззренческих, феминистических движениях, конфессиональных миссиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают познавательные международные национальные радио- и телевизионные викторины.

 

13. Функции  досуга.

В предельно  концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение  в его трех основных социокультурных  функциях.

Первая из них  рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления.

Вторая функция  досуга – развлечение, понимаемое как  особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку.

Сущность третьей  функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.

14. Специфика  скаутских организаций.

Скаутское движение, которое  в настоящее время охватывает весь земной шар, зародилось в Великобритании. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys». Целями организаций являются: формирование характера, воспитание гражданской позиции, развитие интеллектуального потенциала, моральных и физических качеств подрастающего поколения посредством предоставления программ, соответствующих потребностям молодежи в развлечениях, приключениях и развивающем обучении.

Бойскауты. Организация платная. Возраст 8-18 лет (волчата 8-11 лет, разведчики (бойскауты) 11-17 лет, разбойники (старшая группа) 17-18 лет).

Герлскауты (продают сласти, журналы, дают платные концерты, выращивают овощи, цветы) – 1 группа 7-9 лет, 2 группа 10-14 лет, 3 группа 14-18 лет. 3 вида основной деятельности: худож. деятельность (танцы, пение, музыка, рисование), домоводство, занятия на открытом воздухе.

Воспитание  в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

  • Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно — осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
  • Патрульная система или система микрогрупп.
  • Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) — специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
  • Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга — исследовательской деятельности.
  • Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
  • «Обучение через дело» — метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
  • Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Девиз скаутов — «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.).

Клятва – «Я буду честно выполнять свои обязанности перед Богом, страной и людьми».

Скаутская эмблема — лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом.

Рукопожатие. Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что в африканских племенах во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"