Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

4. Типологизация регионов
5. Экономическое районирование
....
14. Типы городов.
15. Иерархия городских систем

Вложенные файлы: 1 файл

Регионоведение.docx

— 82.81 Кб (Скачать файл)

4. Типологизация регионов — выделение и группировка региональных образований по определенным признакам. При этом предпочтение отдается методам сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум и более признакам, взятым в сочетании.

 Для осуществления  задач государственной региональной  политики насущно необходимо  построение типологий регионов. Это важно также для системного  описания и анализа социально-экономического  положения регионов.

 В региональных исследованиях  широко используются методы сложных  группировок, когда разделение  совокупности регионов на группы (типы) осуществляется по двум  и более признакам, взятым в  сочетании (комбинации).

 Типологизация регионов возможна по исходному состоянию и динамике одного показателя. Суть этого подхода состоит в следующем. Вся совокупность регионов разделяется на группы по уровню данного показателя в базисном году (группы 1, 2,...). Затем производится разделение регионов по относительной величине показателя в наблюдаемом году (группы 1.1, 1.2, ..., 2.1, 2.2, ...). В простейшем случае выделяются четыре группы (типа) регионов:

 — регионы, которые  и в базисном, и в наблюдаемом  году имели уровень индикатора  выше среднего;

— регионы, у которых уровень  индикатора в базисном году был выше среднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего;

— регионы, у которых уровень  индикатора в базисном году был ниже среднего, а затем превысил средний  уровень;

— регионы, у которых уровень  показателя и в базисном, и в  наблюдаемом году был ниже среднего.

 Так, может быть проведена типологизация регионов по величине заработной платы относительно среднероссийского уровня. Например, в 1990 г. 15 регионов (субъектов Федерации) Восточной Сибири и Дальнего Востока разделялись следующим образом:

 В 13 регионах уровень  зарплаты был выше и в двух  — ниже среднероссийского (Хакасия и Тыва). За 1991—2001 гг. произошли изменения: из группы регионов с уровнем зарплаты выше среднероссийского (группа 1) перешли в группу с уровнем зарплаты ниже среднероссийского (группа 2) два региона (Бурятия и Еврейская автономная область), а из группы 2 в группу 1 — один регион (Хакасия). Таким образом, в 2001 г. 15 регионов разделялись на четыре группы: 1.1—11 регионов; 1.2 —два региона; 2.1 — один регион; 2.2 — один регион.

 Возможна типологизация регионов по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить типологизацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и динамике доходов населения (социальная составляющая).

 Наконец, имеет место  типологизация регионов по главным проблемам регионального развития. Такого рода типология построена по четырем группам основополагающих проблем: экономическим, геополитическим, этническим, экологическим. Каждой группе проблем (аспекту регионального развития) соответствуют определенные типы регионов.

5Экономическое районирование — разделение территории страны на экономические районы — служит важным инструментом регулирования территориального развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании административно-территориального устройства и т. д.

-  Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

¨ Национальный принцип, учитывающий  национальный состав населения района, его исторически сложившиеся  особенности труда и быта.

¨ Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия  для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими  для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение  крупных экономических районов  диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических  районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и  важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией  производств. К районообразующим факторам современных экономических районов  можно отнести наличие крупных  месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения  и накопленный им трудовой опыт и  т.д.

Экономическое районирование  не застывший процесс, оно может  изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости  от многих факторов. Формирование в  ряде крупных экономических районов  программно-целевых ТПК может  привести к разукрупнению экономических  районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое  районирование России включает три  основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные  районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования –  крупные экономические районы –  используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном  разрезе. Крупные экономические  районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования  используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его  роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров  обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные  специализированные территориальные  производственные комплексы. Низовые  районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и  годовых программ развития районного  хозяйства и социально-культурного  строительства, в размещении и специализации  предприятий по производству и переработке  сельскохозяйственной продукции, местной  промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут  объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

9. Географическое положение  включает разные по своей внутренней  сущности категории: физико-географическое  и экономико-географическое положение.

Физико-географическое положение -- это пространственное расположение какой-либо местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и т. д.).

Соответственно физико-географическое положение определяется географическими  координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и  т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

С точки зрения экономической  географии физико-географическое положение  местности (как и отдельные его  составные элементы) необходимо рассматривать  как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной  деятельности, т. е. как предпосылку  для размещения производительных сил.

 

Экономико-географическое положение (ЭГП) -- это пространственное расположение местности (страны, района, населенного  пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п.

И физико-географическое, и  экономико-географическое положение  любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым географическим положением нет.

Экономико-географическое положение -- категория пространства, так как  образующие его элементы -- это пространственно  взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города, источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.

Расстояние (пространство) покрывается  с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил  через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического  положения любой местности, как  одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует  также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.

Экономико-географическое положение  не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так  как по содержанию и характеру  проявления (удобное или нет и  т. п.) полностью зависит от условий  общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

В самом деле, любой из элементов физико-географического  положения (положение по отношению  к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение  в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически  навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении  физико-географического положения  какой-либо местности абсолютно  пассивна.

 

Напротив, все элементы экономико-географического  положения (положение по отношению  к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся  к числу тех, которые существенно  изменяются во времени (как и в  пространстве), так как зависят  от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и  сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического  положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности  по отношению к путям сообщения. Как совершенствование техники (средств  сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов -- пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия -- один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"