Шпаргалка по "Туризму"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 07:56, шпаргалка

Краткое описание

1.История развития досуговых организаций за рубежом.
2.Факторы активности.
3.Первые клубные организации Америки.
4.Соотношение понятий отдых, досуг, рекреация.
5.Досуг как отражение социально-экономического и культурного развития общества.
6.Парк как один из центров досуга за рубежом. (реферат)
7.Рекреация как предмет научного анализа.
8.Культурные аспекты рекреации.
9.Зоопарки, как центры прироодохранительного просвещения и воспитания подрастающего поколения.
10.Влияние рыночной экономики на развитие досуговой сферы.
11.Деятельность молодежных с/х клубов 4Н.
12.Современные тенденции и перспективы развития досуговой сферы.
13.Функции досуга.
14.Специфика скаутских организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития досуговых организаций за рубежом.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

Проблема рекреации  обусловлена тем, что она мб представлена и как функция досуга, и как необходимое условие решения проблем педагогики досуга. Исследование феномена рекреации – предмет отд исследования. В наст вр обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно. Это понятно, поскольку индустрия досуга и развлечений, индустрия туризма, фешн-бизнеса, функционирование курортных зон отдыха, парков и т.д. так или иначе связано с рекреацией. Тогда естественно стремление определить предметное поле рекреации, осмыслить рекреалогию как специфическую область науки и соц практики. Возникает два вопроса. Первый – о предметном поле, описываемом понятием «рекреация», второй – о проблемном поле рекреалогии. Первый связан с преодолением разногласий по поводу семантики понятия, второй – с установлением рекреалогии если не как самост науки, то как области знания, предполагающ междисциплинарный подход к исследованию. Что касается 1го, то проблему составляет то, что оно отождествляется с др понятиями: отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановление сил и т.п. Этот ряд можно увидеть в любом словаре, открыв его на странице «рекреация». Дело даже не в том, что эти понятия не явл синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качве синонима одного из них в различн контекстах употребляется в том значении, кот более нравится автору. Именно в факте синонимичности закл первая проблема: зачем добавлять неопределенное новое, если уже существует разработанное старое? Если под рекреацией разуметь отдых, то зачем называть этот отдых рекреацией? То есть мы видим «размывание» понятия рекреации по другим понятиям. Не проще обстоит дело и со 2 вопросом о проблемном поле. Допустим, мы говорим «рекреация», а подразумеваем «отдых». Тогда в чем суть и новизна «рекреационной проблемы»? Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основ на механизмах саморегуляции организма, и здесь нет никакой проблемы. Независимо от нашего желания человек был создан таковым, что не имел возможности работать подобно всегда, и успешно себе отдыхал даже не имея представления о рекреации. Если же говорить о рационально организованном отдыхе, тогда нужно опред, что значит это «рационально», и в каких случаях опр этой рациональности будет иметь смысл. Не требует, например, научного обоснования понимание того, что практически любая деятельность – развлечения, спорт, музыка, танцы, чтение книг, стояние на голове и даже покраска забора Томом Сойером может быть срвом отдыха. Более того, человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книжки, не будет прыгать с парашютом, даже если это, по нашему мнению, крайне необход для его здоровья. Такая неопределенность отражается и в опред сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеят основе, направ на оздоровление, а также может иметь познавательный характер и быть срвом самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которых принимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры.

То, если мы предполагаем рекреацию как самостоятельный  предмет научного анализа, то возникают два исходных вопроса, требующих теоретического исследования: 1. что представляет собой рекреация как предмет научного анализа; 2. какие причины привели к возникновению “рекреационной проблематики” и – с течением времени – становлению рекреалогии как самостоятельной области научного знания.

Все перечисленные  определения рекреации не явл  научными определениями понятия, которые, по законам научной логики, выходят  из более широких понятий, а представляют собой адекватный перевод с латыни через соответствующий синонимический ряд.

Термины, составляющие синонимический ряд (отдых, восстановление сил, развлечения), на самом деле характеризуют  разные объекты исследования и по своей сущности могут быть отнесенные к разным предметным полям.

определение рекреации  с помощью любой адекватно  переведенного термина каждый раз  приводит к тому, что проблемное поле рекреалогии приобретает иное содержание. В связи с этим возникает  вопрос: ли есть рекреация действительно  специфическим предметом научного исследования, или же она представляет собой описательное понятие, которое легко сводится к другим понятиям и растворяется между разными дисциплинами?

Ответ на последний  вопрос может быть позитивным при  условии, если рассматривать рекреацию  как феномен, несводимый к досугу, функции досуга, отдыху, оздоровлению и т.д., равно как несводимый и к их совокупности. С другой стороны, все они являются различными аспектами исследования рекреации как целостного феномена. Следовательно, речь идет о рекреации как о специфическом феномене и предмете исследования.

 

 

8. Вопрос 8. Культурные аспекты рекреации.

Культурно-аксиологический: какие культурные ценности усваивает  человек в процессе физической рекреационной  деятельности и в какой мере она  способствует созданию новых личностно-общественных ценностей.

Как элемент  социальной сферы, рекреация способствует не только сохранению здоровья и рабочей  способности, но и удовлетворению культурно  — просветительных потребностей населения (http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/rekreacionnye-resursy.html )

Рекреационные ресурсы подразделяют также функциям. Выделяют курортные или лечебные, оздоровительные, спортивные и экскурсионно-туристские или познавательные функции.

Также особое место в  комплексе рекреационных ресурсов занимают культурно-исторические ресурсы, которые представляют собой наследие прошлых эпох общественного развития.[8]Кроме того, они являются предпосылкой для возникновения культурно-познавательных видов рекреационных занятий и на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя важные воспитательные функции. Пространства, которые образуют культурно-исторические объекты, определяют распределение рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Все культурно-исторические объекты принято подразделять на духовные и материальные. Духовные охватывают совокупность достижений общества в науке, искусстве, литературе, образовании, в организации общественной и государственной жизни, в труде и быте, а материальные - совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой историческом этапе развития.

Однако, далеко не все элементы культурного наследия относятся к этой категории рекреационных ресурсов, а только те культурно-исторические объекты, которые исследованы и оценены научными методами как имеющие общественное значение и могут быть использованы для удовлетворения рекреационных потребностей людей в течении определенного времени.

Конечно, ведущая роль среди культурно-исторических объектов принадлежит памятникам истории  и культуры, так как их отличает наибольшая привлекательность, и они  призваны служить основным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. По основным признакам памятники истории и культуры принято подразделять на пять видов: археологии, истории, искусства, градостроительства и архитектуры, документальные памятники.  (http://www.bestreferat.ru/referat-217968.html )

 

9. Зоопарки, как центры природоохранительного  просвещения и воспитания подрастающего  поколения.

Зоопарки мира ежегодно посещают миллионы человек. Именно здесь, в наиболее полной мере, существует возможность экологического просвещения и широкой пропаганды природоохранительных идей. Природоохранительное просвещение должно воспитывать чувство гуманности к живой природе, исключить потребительское отношение.

После Второй мировой  войны для зоопарков начался  новый период, период осознания своей  важности. Результаты исследования психологии и поведения животных, частично полученные в зоопарке (например, Оскаром Хайнротом), осветили все стороны жизни зоопарка. Хайни Хедигер, директор зоопарков Берна, Базеля и Цюриха, еще до середины XX столетия сформулировал 4 основные задачи зоопарка:

1. Первая и  важнейшая задача зоопарка - служить  местом отдыха широких масс  городского населения. 

2. Посетителям  зоопарка должен быть дан оптимальный объем сведений по естествознанию, главная цель - дать понять, насколько негативно влияние человека на природу.

3. Зоопарки должны  служить охране природы в самом  широком смысле этого слова,  и не только путем просвещения  и знакомства с естествознанием. Сюда относятся и непосредственный контакт посетителя с животным (возможность погладить прирученное животное), и подготовка животных, содержащихся и размножающихся в зоопарке, для нового заселения опустевших жизненных пространств либо для "подкрепления" популяций, которым грозит уничтожение.

4. Чтобы быть  в состоянии защищать природу  и виды, нужны точные знания. Зоопарки  должны заниматься исследованием  живого животного, причем предметом  биологии зоопарков являются  зоология, экология, психология, физиология, паразитология, ветеринария и т.п.

Одной из главных  задач зоопарка является знакомство с многообразием животного мира. Основную часть информации о представителях мировой фауны должны предоставлять  сами экспозиции, созданные по современным технологиям.

Среда обитания, в которую помещаются питомцы  зоопарка, поможет понять, как они  живут и ведут себя в природе. Созданные по зоогеографическому и  ландшафтному принципу экспозиции помогут  лучше запомнить, в каком районе земного шара и с кем в соседстве живут те или иные обитатели земли. А наблюдение за групповыми животными в стаде или стае поможет лучше узнать о взаимоотношениях между членами звериного сообщества.

Практика крупных  зоопарков показала, что особенно эффективной формой просветительной работы, а также формой привлечения посетителей в зоопарк являются представления с животными. Это – очень привлекательная для публики, ненавязчивая форма просвещения и воспитания правильного отношения к животным, часто более эффективная, чем этикетки, лекции и экскурсии.

 

 

10. Влияние  рыночной экономики на развитие  досуговой сферы. Одним из реальных путей качественного обновления деятельности КДУ (культурно-досуговых учреждений) на научной основе является совершенствование управления их деятельностью в новых социально - экономических условиях. Новые требования к содержанию, введение платных услуг, изучение интересов и потребностей пользователей делают сегодня актуальным обращением к маркетингу. В сложном сегодняшнем мире все мы должны разбираться в маркетинге. Что же стоит за этим понятием?

Большинство ошибочно отожествляет маркетинг со сбытом и стимулированием. Поэтому многие удивляются, узнав, что  наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт - всего  лишь верхушка маркетингового айсберга. Сбыт - всего лишь одна из многих его функций, причем зачастую не самая существенная.

Понятие «маркетинг»  родилось в США. В 30-х годах перед  местными фермерами встала проблема сбыта своей продукции. Речь шла  о завладении рынком - «market getting». Позже произошла контаминация этих двух слов и образовалось одно - «маркетинг». С течением времени значение этого слова расширилось, в него вкладывались новые понятия. Определения маркетинга, количество которых превысило 2000, отражают, с одной стороны, сложность и многоаспектность понятия маркетинга, а с другой - наличие многих школ, подходов, мнений о маркетинге тех или иных групп бизнеса, общественности.

В сферу культуры маркетинг  пришел значительно позднее, нежели на предприятия и в организации  производственных отраслей. Обусловлено это рядом обстоятельств.

Во-первых, основным товаром  в сфере культуры являются услуги, а последние получили свое повсеместное распространение на платной основе только с развитием рыночных методов  хозяйствования.

Во-вторых, в сфере культуры, а в культурно - досуговой деятельности в особенности, почти родовой чертой являлось, да и теперь еще дает о себе знать, досуговая деятельность населения - художественная, научная, техническая, организаторская. Это затрудняло и затрудняет перевод традиционно бесплатных форм досуговых занятий детей и взрослых в разряд платных, коммерческих.

В-третьих, социально - культурная сфера в нашей стране никогда  не являлась способом получения значительных прибылей или хотя бы сколько - ни будь ощутимых доходов. Реальная стоимость создаваемых с сфере культуры услуг почти всегда была выше их продажной цены. Известно, что большая часть затрат КДУ покрывалась за счет государственных ассигнований и субсидий. Маркетинг в сфере культуры никому не представлялся в виде панацеи, могущей спасти от бесчисленных проблем.

В-четвертых, все сколько - ни будь значительные инновации, а  уж маркетинговые технологии тем  более, приводились в жизнь квалифицированными специалистами, которых в нашей  отрасли всегда хронически не хватало. Тем не мене, в сфере культуры начали набирать обороты маркетинговые процессы. Работники различных организаций отрасли изучают спрос населения на услуги культуры, ищут и предлагают новые организационно - методические формы досуговых занятий, ведут информационно - рекламную деятельность, «доставляют услуги» на место работы или проживания потребителей, устанавливают связи с партнерами и заказчиками, изучают опыт конкурентов. Все более заметной становится деятельность профессиональных организаторов досуга по формированию спроса различных слоев и групп населения на теперь уже достаточно широкий ассортимент товаров. Налицо инновационная деятельность КДУ, обещающая в перспективе укрепление материально - технической базы, усиление позитивного влияния на культуру досуга, рост имиджа учреждений культуры в глазах реальных и потенциальных потребителей.

Таким образом, размышляя о маркетинге в учреждениях  культуры и центрах досуга, я имею в виду различные стороны их функционирования, а не только «чисто» коммерческую деятельность. Не случайно многие зарубежные публикации по данной проблеме уточняют, что речь идет о «поп - prоbit» - неприбыльном маркетинге. В то же время отрицать за культурно - досуговыми учреждениями право зарабатывать деньги, получать небольшой доход - в современных условиях было бы, по меньшей мере, неразумно. Когда эта деятельность направлена во благо пользователей: расширяет ассортимент услуг, улучшает материально-техническое оснащение, обеспечивает более высокий профессионализм - тогда становится очевидной ее необходимость. Маркетинговая концепция - и это нужно выделить особо - предусматривает обучение работников культуры умению зарабатывать деньги, не запуская руку в кошельки тех, ради кого она существует.

Информация о работе Шпаргалка по "Туризму"