Формирование экономических знаний на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

- воспитать  уважение к собственности, ответственность;  экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

- подготовить  учащихся к выполнению роли  потребителя, производителя, гражданина;

- сформировать  знания о предпринимательстве  как сфере человеческой деятельности  и первоначальные умения применения  этих знаний в повседневной деятельности.

Изучение раздела  «Домашней экономики» решает следующие  задачи:

- познакомить  учащихся с экономической жизнью  семьи, правилами ведения домашнего  хозяйства, семейным бюджетом, источниками  дохода, рациональным расходованием  средств;

- развить целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

- раскрыть взаимосвязь  семьи, общества и государства;

- научить осуществлять  несложные экономические расчеты  и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;

- подготовит  к жизни в условиях ограниченности  ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

- сформировать  качества хозяина и покупателя;

- раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве;

-  сформировать  первоначальные умения участия  в предпринимательской деятельности;

- освоить некоторые  методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию;

- сформировать  экономическую культуру, экономическое  мышление;

- воспитать  у учащихся бережное отношение  к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

  Учащиеся должны знать:

- цели и значения  домашней экономики;

- общие правила  ведения домашнего хозяйства;

- составляющие  семейного бюджета и источники  его доходной и расходной частей;

- возможность  рационального использования средств и пути их увеличения;

- экономические  связи семьи с рыночными   структурами

 общества;

- элементы семейного  маркетинга и самоменеджмента;

- роль членов  семьи в формировании семейного  бюджета; экономическая взаимосвязь  семьи, предприятии, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;

- цели и задачи  экономики, место предпринимательства  в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства,  источники его финансирования;

- порядок создания  предприятий малого бизнеса;

- условия прибыльного  производства;

-роль менеджмента  и маркетинга в деятельности  предпринимателей.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать  семейный бюджет;

- определять  прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

- анализировать  рекламу потребительских товаров;

- осуществлять  самоанализ своей  семейной  экономической деятельности;

- выдвигать  деловые идеи;

- изучать конъюнктуру  рынка, определять себестоимость  произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.

Сегодняшний деловой  мир нуждается в людях, способных  принимать  экономические грамотные  решения и нести ответственность  за их проведения в жизнь.

Овладение школьниками  содержанием данной  программы  позволит решать  не только  образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий: менеджер, маркитолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др.

 

ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Применение  экономических знаний в разных классах уроков технологии

Поскольку экономическое  образование и воспитание школьников является частью образовательной и  трудовой подготовки, то формы и  методы для них во многом общие. Рассмотрим некоторые из них.

Методы, наиболее часто используемые для экономического образования и воспитания школьников, следующие:

- рассказ, объяснения, беседа;

- учебная демонстрация;

- проверка и  оценка экономических знаний  и умений учащихся в процессе  устного и программированного  опроса;

- решение задач экономического характера;

- проверка деловых  игр и т.п.

Основными формами  организации является следующие:

- урок или  занятие;

- практикум (система лабораторно-практических, учебно-производственных условиях);

  - экзамены

В зависимости  от состава обучаемых применяют фронтальную, бригадную и индивидуальную формы работы с учащимися. Для проверки экономических знаний и умений школьников используют текущий, периодический и итоговый учет.

В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено  обучение школьников рациональным способам обработки материалов - экономной разметке и раскрою, выбору технологических, конструкций, экономного режима оборудования.

  Готовясь к занятиям, тщательно анализирую материал, чтобы научить учащихся экономному расходованию продуктов и материалов, бережному отношению к оборудованию и инструментам.

Изучая содержание программ по технологии, можно заметить, что экономические знания затрагиваются  во всех темах и параграфах. Экономическое  воспитание прослеживается на протяжении всего предмета «Технология». В процесс выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов – экономической разметке и раскрою, выбору технологических, конструкций, экономного режима оборудования.

Применения к разделу «Расходы на питание» можно использовать следующие моменты:

-  первичная  обработка.

Приготовление любого блюда начинается с первичной  обработки продуктов. Эта операция нередко ведет к значительным потерям сырья. В V классе, например, при приготовлении блюд из овощей в первичную обработку входят: переработка, мойка, очистка, промывание и нарезка овощей. Показываю детям приемы переработки овощей с той целью, чтобы меньше было отходов. При очистке овощей также надо заострять внимание учащихся на уменьшение отходов - работа с желобковым ножом позволяет срезать тонкий слой кожицы у корнеплодов.

При работе в VI классе с крупами, нужно обращать внимание на то, как ученицы перебирают крупу, как моют, чтобы с переборкой и мытьем не выбрасывались хорошие крупинки.

Выполняя первичную  обработку рыбы, учащиеся также должны стараться уменьшить отходы (аккуратно  срезать плавники, хвост и голову, удалять жабры).

В VII классе при первичной обработке мяса, зачищая его, необходимо научить аккуратно срезать пленки и аккуратно нарезать порционные куски мяса ( например, работая с куриным мясом).

В VIII необходимо научить использовать остатки от пищевого производства.

Даже после  аккуратной первичной обработки  остаются отходы, часть которых можно  использовать в пищу, например, из картофельной кожуры можно получить крахмал, отходы от красной свеклы можно использовать для подкраски борщей. Прокисшее или свернувшееся молоко можно использовать для приготовления изделий из теста (оладьи, блины и др.). Оставшаяся каша после приема пищи может быть использована для приготовления запеканок. Отходы после ягод и фруктов можно использовать для приготовления компота. Отходы после первичной обработки рыбы (хвост, голова, плавники) и мяса (кости, пленки) идут на приготовление бульонов для супов.

 Особое внимание  надо обращать на экономное  использование хлеба: рассчитывать, какое количество его потребуется  для обеда, завтрака или ужина  и не покупать лишнего, а  если купили, то экономно разрезали  столько, сколько необходимо для  приема пищи. Если все же хлеб остался, и чтоб не пропал, можно приготовить самое простое - это сухари, а вот приготовить горячие бутерброды - это уже посложнее. Сначала готовим бутербродную массу - две столовой ложки манной крупы завариваем кипятком, солим, добавляем сырое яйцо, мелко нарезанную луковицу. Разогреваем на сковороде растительное масло, режем хлеб, накладываем массу на кусок хлеба тонким слоем и кладем на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, переверните и обжарьте с другой стороны.

 Готово!

 Мы должны  воспитывать из девочки экономную  хозяйку. Так предлагаю из самых  простых продуктов приготовить

экономный торт: "горчичный"I посуда II посуда

1 яйцо

1 стакан сахара

1 стакан муки

1 стакан кефира

3 столовая ложка  подсолнечного масла   

1 чайная ложка  горчицы

1 чайная ложка  соды

3 чайная ложка  воды

I+II = выпекать до готовности.

 

 

Печенье "диетическое"

 · 1 стакан  помидор крученых на мясорубке.

 · 1 стакан  сахара.

 · 0,5 стакан  подсолнечного масла.

 · 1 чайная  ложка соды.

 · 4 стакана муки.

 Замесить  тесто, раскатать тесто на сахаре, вырезать формочкой печенье и  выпекать до готовности.

 

Горячие бутерброды.

     2 столовые ложки манной крупы  заварить кипятком, добавить 1 яйцо  и мелко порезанную луковицу, посолить по вкусу. Разогреть на сковороде подсолнечное масло, нарезать хлеб. Накладываем массу на кусочек хлеба тонким слоем и кладём на сковороду намазанной стороной вниз. Как обжарится до золотистого цвета, перевернуть и обжарить с другой стороны.

Хранение  продуктов и блюд.

 Санитарно-гигиеническими требованиями предусмотрены правила и сроки хранения изучаемых продуктов и блюда из них. Следует подчеркнуть, что неправильное хранение продукта может привести к его порче, а значит и к отравлению. Надо рассказать учащимся, что борьба за экономию продуктов начинается еще в поле, огороде, на ферме, где люди стараются вырастить хороший урожай и убрать его без потерь, откармливают скот, птицу и стараются в сохранности довести до потребителя заготовленные продукты питания.

 В санитарно-гигиенические требования входят также правила обработки продуктов, при соблюдении которых уменьшаются потери питательных веществ и витаминов.

Подсчет нормы  продуктов и их стоимости.

 Для выполнения  практических работ, девочки приносят  продукты из дома. Нужно научить подсчитывать, какое количество продуктов необходимо для приготовления данного блюда на класс ( их норма дана в рецептуре на одну порцию), рассчитывать себестоимость блюда. Научить учащихся заменять одни продукты другими, например, зеленый горошек - отварной фасолью, и т.д.

  На уроках надо следить и за тем, как учащиеся пользуются оборудованием. Разбитая тарелка или чашка, погнутая ложка или вилка - все это потери, которые придется восполнять. Экономия света, воды, вовремя отключать печь (не допускать перегрева конфорок) - все это средства. Нужно учить экономно жить.

Экономические знания встречаются и при обработке  ткани. Раскрое.

 Основная  операция при изготовлении швейных  изделий, где можно и нужно  экономить материал - это раскрой.  Об этом надо не только напоминать на занятиях, но и научить приемам экономного раскроя ткани. Надо объяснить, что складывать ткань для настилания перед раскроем необязательно точно пополам. Нужно рассчитать ткань: выкройка + швы.

 Учащиеся  знают, что начинать раскладку деталей выкройки надо с крупных деталей, потому что между ними можно разместить мелкие детали и будет меньше выпадов ткани.

 Надо приучить  девочек аккуратно складывать  остатки ткани - некоторые из  остатков пойдут на обработку  и отделку изделия. А из лоскутков можно изготовить различную нужную вещичку, например, подставку под горячее, прихватку, мягкую игрушку и много других полезных вещей.

 Первоначальные  понятия о домашней экономике  учащиеся осваивают в семье,  школе, окружающей среде, при  выполнении проектов.

 Семья - это  общество в миниатюре, она развивается  по тем же законам, что и  общество, а поэтому освоив домашнюю  экономику, учащиеся осознанно  будут изучать другие составляющие  экономики [11].

 

2.2

 

Раздел «Домашняя  экономика» изучается на уроках технологии.

Урок – это  форма организации обучения с  целью овладения учащимися изучаемым  материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими  идеями). Такая форма применяется  при классно-урочной системе обучения и приводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии