Формирование экономических знаний на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

– Назовите этапы  проектной деятельности <слайд 2>.

– Над каким  этапом нам сегодня предстоит  работать?

Смотрят свои проекты, дают ответ:

– Экономическое  обоснование и вывод по теме (ответ учащихся).

– Для того чтобы  сделать экономическое обоснование  нужно знать основы экономической  деятельности человека и общества в  целом. Давайте, по рассуждаем. Что в  вашем понимании экономика?

(Это выбор.  Это искусство ведения домашнего  хозяйства).

-Довольно часто  семьи попадают в трудную ситуацию  только, потому, что не учитывают  свои доходы и расходы. Зачастую  мы говорим, что семья не  умеет планировать свой семейный  бюджет. Что такое семейный бюджет? <слайд 3>.

Бюджет –  это запас денег, которыми располагает семья, и которые могут быть выделены на определенные нужды <слайд 4>.

Запас денег  – доходы <слайд 5>.

Выделение средств  на нужды семьи – расходы.

Задание для  учащихся: Вам необходимо назвать  основные доходы семьи. Помощником для  выполнения задания служит данное стихотворение <Приложение 2>.

– Задания выполнили. Озвучим результаты, правильно ли вы назвали доходы семьи (стихотворение).

Строим дом <слайд 6>.

– По вашему мнению: “Что является основным доходом семьи”.

(Зарплата –  фундамент.)

– Что такое зарплата? (плата за труд).

Для того чтобы  человек получал достойную зарплату, должен овладеть профессией. Профессия  должна быть востребована на рынке  труда. Но, выбирая ее, вы должны учитывать  свои способности, интересы, возможности.

– Мы рассмотрели основные доходы семьи. Но ведь деньги нужны для того, чтобы их использовать. Назовите виды расходов.

Строим крышу.

– Внимание на экран <слайд 7>. Что произошло  с семейным бюджетом? Доходы превышают  расходы.

– Как называется ситуация, когда доходы превышают расходы? (Дефицит бюджета).

– Исправить  эту ситуацию можно различными способами, но мы выберем один который наиболее приемлемый. Часть расходов превратим  в доходы.

(Ответы учащихся)

– Изготовление вещей необходимых в семье  своими руками <слайд 8>.

Практическая работа по технологии – защита мини-проекта.

– Выполняя проект, вы пополнили часть семейного  бюджета. Давайте представим свои изделия  и что для вас было особо  интересно и важно.

Показ изделий. Выступление учащихся <слайды 9 – 13>.

Практическая  работа по экономике <слайд 14>.

– Теперь переходим  к заключительному этапу нашей  работы.

Экономический расчет. Заполнение таблицы <Приложение 3>.

Определить  себестоимость изделия и подсчитать полученную прибыль.

– Выполняя работу обратите внимание на то, что у всех затраты будут разные.

– Затраты на изделие рассчитываются исходя из стоимости  материала и вида трудовой деятельности. А мы с вами выполняли различные  изделия, и поэтому себестоимость  и прибыль у каждого будет  своя.

– Полученные данные заносим в таблицу и с помощью компьютера подсчитываем прибыль <Приложение 4>.

Выполнение  экономических расчетов.

– Из таблицы  видно, что во всех случаях получена прибыль. Какой можно сделать  вывод?

Вещи сделанные  своими руками пополняют семейный бюджет.

– Переходим, на мой взгляд, может быть даже к самому ответственному этапу <слайд 15>.

Нужно оценить  свою деятельность на уроке, во время  изготовления изделия и написание  проекта, поделиться своими эмоциями, впечатлениями, составить планы  на будущее. Открываем в проекте раздел: “Выводы” <Приложение 5>.

– Рассматриваем  таблицу: “Оценивание своей деятельности”. Я оценила практическую и теоретическую  часть работы, теперь вы должны сделать  самооценку, подсчитать средний балл – это и будет ваша итоговая отметка.

Выставление отметок.

Спросить у  каждого итоговую отметку и его  отношение к ней: согласен или  нет.

– Помимо отметки  любую работу можно оценить и  словесно. Используя опорные слова, которые у вас имеются, напишите вывод.

– Прежде чем  вы поделитесь своими успехами и планами на будущее, девочки, которые выполняли работу в группе, покажут презентацию <слайды 16 – 26>.

– Зачитайте  свои выводы.

 

 

Грошева Татьяна  Николаевна

Интегрированный урок (экономика, информатика и технологии) по теме "Бюджет семьи" в 8-м классе

Цели урока.

Обучающие: Дать понятия: бюджета в целом и  в частности бюджета семьи, дохода и расхода. Так же познакомить  учащихся со структурой семейного бюджета  и с основами домашней бухгалтерии. Закрепить навыки работы с Word и PowerPoint.

Развивающие: Развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности; развитие логического мышления, навыков ведения домашней бухгалтерии, умения планировать семейный бюджет.

Воспитательные: Воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к обучению; формирование навыков аккуратности, внимательности, самостоятельности, дисциплинированности, усидчивости, прививать стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, воспитание чувства товарищества, умения работать в команде, воспитание культуры потребления.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с понятием бюджета, семейного бюджета, дохода и расхода, показать структуру  семейного бюджета, формировать  умение планировать семейный бюджет, привить навыки культуры потребления и бережливости. Закрепить приемы работы в PowerPoint и Word.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютеры  для учащихся, локальная сеть, компьютер  учителя, мультимедийный проектор, презентация  по теме.

Ход урока

План урока (Слайд  № 2. Приложение)

Организационный момент. (5 мин.)

Изучение нового материала. Деловая игра. (24 мин.)

Формирование  и углубление знаний. (8 мин.)

Подведение  итогов. (3 мин.)

Домашнее задание. (2 мин.)

Дополнительные  сведения. (3 мин.)

 

1. Приветствие.  Организационный момент. Создание рабочей атмосферы.

Повторение  пройденного ранее.

Ответьте на следующие вопросы: (Слайд № 3)

Что такое домашняя экономика?

Какие основные функции семьи вы знаете?

Что такое потребность?

Какие виды потребностей вы знаете?

Что такое ресурсы?

2. Изучение нового материала.

Цель урока: познакомиться с такими понятиями, как бюджет семьи, ее доходы и расходы, рассмотреть структуру семейного  бюджета, закрепить навыки работы в  текстовом редакторе и с презентациями.

(Слайд №  4) Материальное положение семьи, состояние ее финансов характеризуются семейным бюджетом, показывающим величину и сбалансированность всех доходов и расходов семьи. Бюджет - слово французское, его буквальный перевод - денежный кошелек.

(Слайд №  5)

Деловая игра

Сейчас мы проведем с вами деловую игру. Вы разделитесь на четыре группы по 3 человека в каждой. Каждая группа занимает один компьютер. На компьютере открыт текстовый файл (Microsoft Office Word) с вопросом по теме. Перед вами стоит задача – записать основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 3 минут вы в группах обсуждаете поставленные вопросы и записываете ключевые моменты. Затем по моей команде группы меняются местами, переходят по часовой стрелке к следующему компьютеру. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новому компьютеру и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своему первому компьютеру, она в течение 5 минут знакомится со всеми записями, в Microsoft Office PowerPoint делает презентацию по своему вопросу и определяет участника группы, который будет представлять материал.    После этого каждая группа презентует результаты работы. Начинаем.

Вопросы для  обсуждения:

1. Как вы понимаете  слово бюджет? Что такое бюджет  семьи?

2. Как вы понимаете,  что такое доход? Из чего  складывается доход семьи?

3. Как вы понимаете,  что такое расход? Из чего складываются  расходы семьи?

4. Как вы думаете,  что такое домашняя бухгалтерия?  Кто в семье может быть бухгалтером  и почему?

После завершения работы учитель резюмирует сказанное  всеми группами, при необходимости  вносит коррективы и подводит итоги  работы.

 

3. Формирование  и углубление знаний.

Посмотрим, какие  определения можно дать тем понятиям, о которых шла речь.

(Слайд №  6)

Семейный бюджет – это:

финансовый  план, который представляет собой  список статей доходов и расходов с установленными ограничениями  на некоторый период в будущем (на неделю, месяц, год),

баланс семейных расходов и доходов.

Другими словами - это соизмеренные суммы доходов  и расходов семьи.

Что означает слово  баланс? После ответов учеников –  переходим по ссылке “бюджет”.

(Слайд №  7)

Баланс (франц. balance, буквально – весы, от лат. bilanx – имеющий две весовые чаши): 1) равновесие, уравновешивание; 2) Система показателей, которые характеризуют соотношение или равновесие в каком-либо постоянно изменяющемся явлении.

(Слайд №  8)

Доход – это  деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.

Все доходы делятся  на денежные и натуральные. Перечислите  денежные доходы?

Перечислите натуральные  доходы? (Ответы учеников)

(Слайд №  9)

Расход –  это затраты, издержки, потребление  чего-либо для определенных целей.

В статье расходов нужно перечислить все, за что  надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.

Перечислите, пожалуйста, что еще можно отразить в статье расходов.

(Слайд №  10)

Цель составления  семейного бюджета — контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, пенсия, отдых), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.

(Слайд №  11)

Рассмотрим  структуру семейного бюджета. Беседа по слайду.

(Слайд №  12)

Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы  превышают доходы, то этот бюджет имеет  дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь  избыток. Если доходы превышают расход, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.

(Слайд №  13)

Посмотрим, какие  советы можно дать бережливым людям.

Планируйте  покупки

Составьте список

Походите по магазинам, сравните цены

Следите за распродажами

Попробуйте  договориться о более низкой цене

Изучайте рекламные  предложения

Просматривайте  объявления

Ищите качественный товар

Учитывайте  срок годности, гарантии и ремонт

Выясните, будет  ли выгодна оптовая покупка

Можно ли купить бывшую в употреблении вещь

Проверьте надежность источника информации

Обсуждение  по ходу демонстрации слайда.

(Слайд №  14)

Важное значение для экономического благополучия семьи  имеет умение хозяина и хозяйки  дома вести хозяйство. В каждой семье  обязательно должен быть домашний бухгалтер. Это человек, который ведет учет всем доходам и расходам семьи за определенный промежуток времени.

4. Подведем итоги  сегодняшнего урока.

(Слайд №  15)

Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы познакомились.

Что такое:

Бюджет семьи.

Доход.

Расход.

Структура семейного бюджета.

Основы домашней бухгалтерии.

5. Домашнее задание.

(Слайд №  16)

Выучить новые  термины

Составить бюджет своей семьи

Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торосян Н.Н. г.Шахты  муниципальное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная  школа №35

Урок (изучение с элементами игра)

Тема: «Бюджет  семьи. Доходная и расходная часть  бюджета».

Цель: изучить  совместно с учащимися понятие  о бюджете семьи, его структуре, планировании, практическое закрепление  навыков распределения поступивших  доходов, ведение баланса доходов и расходов.

Оснащение: наглядные  пособия «Структура семейного бюджета», «Доходная часть семейного бюджета», схема семейного бюджета, бланки заданий, три набора бейджиков (родственная  часть члена семьи).

Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии