Формирование экономических знаний на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Экономическое образование определяет уровень экономической подготовки. Иными словами, уровень экономической подготовки зависит от объема экономических знаний и степени овладения экономическими умениями.

Ю.К. Васильев [3] понимает под  «экономической подготовкой» - усвоение экономических знаний и умений, включение учащихся в производственно-экономические отношения в процессе учебного и производственного труда. Автор приравнивает по значению понятия «экономическая подготовка» и «экономическое образование» и считает, что каждому человеку нужен определенный минимум экономических знаний и умений.

К.Н. Катханов [4] выделяет основные направления экономической подготовки школьников в процессе производственного  труда. Он отмечает, что экономическая  подготовка включает изучение основ экономических знаний, формирование экономико-технологичесих умений, способствующих применению этих знаний в конкретных условиях, формированию основных компонентов экономического воспитания.

И.А.Сасов [5] предлагает придерживаться определения экономической подготовки, как процесса и результата усвоения экономических знаний и умений, формирование экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включенных в социально экономические отношения, свойственные труженику современного и прогнозируемого производства, распределения, обмена и потребления материальных благ [5, с.178].

В то же время над всеми  этими понятиями, по мнению О.Г. Грохольской [6], стоит понятие «экономическая культура» личности, поскольку она  охватывает в себя не только явления, отображенные широким понятием «экономическое образование», но еще и историко-культурные явления и процессы, оказывающие существенное влияние на развитие экономического образования в российской школе. Экономическая культура это один из компонентов общей культуры человека, развитие которой особенно значимо в эпоху социальных преобразований.

А.С. Прутченков считает, что  сущность экономической культуры может  быть рассмотрена как органическое единство развитого экономического сознания, убежденности и практической экономической деятельности. Как социальные явления, экономическая культура общества представляет собой не только синтез прошлого и настоящего опыта поколений, но и включает в себя перспективные потребности и цели будущего развития, что особенно важно для понимания роли и значения экономического образования школьников [7].

Основной целью  экономического образование считается  обеспечение необходимого уровня деятельности человека в процессе производства, формирование экономических потребностей личности, экономического мышления субъекта с целью поиска наиболее эффективных путей решения экономических задач. Кроме того, умение рационально использовать имеющиеся в распоряжении человека ресурсы и рабочее время, а также выявлять резервы выполнения задачи позволяют производить больше, но с меньшими затратами.

В последнее время в  России появилось большое количество программ и учебных пособий по экономике, как отдельному предмету в общеобразовательной школе. В  этих учебных материалах отражены наиболее общие закономерности экономического развития общества в условиях рыночной экономики (В.С.Автономов, Н.А.Раннева, И.А.Сасова и др.). Однако в настоящее время возможности изучения экономики в школе ограничены рамками школьного компонента, при этом занятия проводятся не во всех классах. Часто изучение экономики осуществляется на факультативных занятиях.

Возможность изучения некоторых  экономических понятий заложена в образовательной области «Технология», в структуре которой лежат  вопросы экономического образования и воспитания. Основной целью образовательной области «Технология», является подготовка учащейся молодежи к самостоятельной трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитание и развитие инициативной, творческой, предприимчивой личности, способной определять потребности и возможности своей деятельности; адаптироваться к постоянным изменениям окружающей экономической среды; находить и использовать необходимую информацию; выдвигать идеи решения возникающих задач; самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни; наиболее эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества.

В учебных стандартах школ России [8] определены следующие  цели непрерывного экономического образования  школьников:

постоянное развитие личности как субъекта экономической деятельности;

освоение экономических  знаний и умений, развитие экономических  значимых качеств, способствующих адаптации  учащихся к реалиям жизни.

Экономическое обучение в основной школе призвано решать следующие основные задачи:

- формирование  общего понимания экономических  законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции  в развитии рыночной экономики,  а также важнейших механизмов  её регулирования;

- разъяснение  содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики (наемного работника, предпринимателя, государственного чиновника), причин конфликтов между ними и правовых механизмов их решения.

Итогом обучения должно быть формирование у выпускников  основной школы четкого представления  о содержании основных социально-экономических ролей в обществе и механизмах развития тех экономических процессов, которые затрагивают каждого гражданина. Все это призвано помочь молодым людям осознанно, с учетом собственных наклонностей и особенностей характера принять решение о выборе жизненного пути.

На современном  этапе социально-экономического развития страны усиливается значимость таких  качеств личности, как

- предприимчивость

- деловитость

- расчетливость  и хозяйственность

- инициативность  и высокая дисциплина труда

- способность  к самостоятельному анализу жизненных  реалий, принятию ответственных  решений и их реализации в  различных жизненных ситуациях

- готовность  к защите своих социально-экономических  и потребительских прав и свобод. 

Все более востребованными становятся экономические знания, новое экономическое мышление, высокая экономическая культура. И, как следствие этого, в настоящее время предъявляются повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию подрастающего поколения.

Сложившаяся система  экономического образования в школе  предусматривает три уровня подготовки учащихся.

Первый уровень  – обязательный для всех учащихся. Он основан на базовых знаниях  о личной, семейной экономике, подготовке к производственной - экономической деятельности в условиях разных видов собственности и многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель экономического образования на данном уровне – формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

Второй уровень  – предусматривает углубленную  социально-экономическую подготовку школьников по специальным программам в классах с углубленной подготовкой, гимназиях и лицеях. При этом проводится целенаправленный отбор учащихся. Обучения в таких классах способствует поступлению выпускников школы в высшее учебное заведения экономической направленности и на экономические факультеты.

Третий уровень – предполагает допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку старшеклассников в области экономики, выработку практических навыков предпринимательской деятельности, участие школьников в экономически образованной производственной и коммерческой деятельности.

Очень важным шагом  в овладении экономической теории является ее применение на практике. Если учащиеся усвоили содержание любого учебника, восприняли изложенные идеи и убедились в справедливости выдвинутых в пользу того или иного  положения аргументов, то этого еще недостаточно, чтобы считать материал вполне освоенным. Если человек хорошо знает теорию, но не может применить ее в жизни, не способен решать те или иные конкретные задачи, оказывается неспособен анализировать конкретную экономическую ситуацию, - такой человек не в праве считать, что он овладел экономической теорией. Работа, связанная с поиском путей решения задач, анализом проблемной ситуации и т.д. необходима для того, чтобы расширить экономический кругозор, сделать экономическое мышление более конкретным.

 

1.3 Формирование  экономических знаний в разделе  технологии «Домашняя экономика»

Данный  курс является  источником знаний, который  расширяет и  углубляет  базовый  (профильный) компонент, обеспечивает  интеграцию необходимой  информации не  только экономического, но и  технологического, правового, культурологического характера.

Основная цель – формирование экономического мышления  и потребительской культуры учащихся и привитие навыков в принятии  самостоятельных решений  в различных жизненных ситуациях [10].

 Искусство  экономного ведения домашнего  хозяйства,  по мнению Л.Р. Третьяковой,  это «хорошо освоенный и творчески  применяемый комплекс знаний, умений  и навыков для организационного  удовлетворения потребностей семьи  в пределах имеющихся средств и ресурсов» [8,с.20].

В основе успешного  ведения любого хозяйства лежат  два вида деятельности: преумножение благ и их рациональное использование. С одной стороны, рациональное распоряжение домашними ресурсами ведет к  более быстрому преумножению благосостояния семьи, а значит и благосостояния общества в целом. С другой стороны, повышения уровня благосостояния общества позволяет жить лучше каждому отдельному человеку. В связи с этим экономику домашнего хозяйства можно рассматривать как составную часть экономики государства.  В домашней экономике действуют те же законы, что и в большой экономике. Главной задачей экономического образование становится задача обучения школьников делать верный экономический выбор, так как в реальной жизни постоянно существует противоречие между потребностями людей и ограниченностью ресурсов.

В современных  условиях складывающихся рыночных отношений  знание основ экономики становятся особенно актуальным. Экономическое  образование подрастающего поколения  становится одной из важных задач общеобразовательной школы. Перед школой встают вопросы не только обеспечения теоретических знаний, но и получения практических умений, в том числе и в области домашнего хозяйства.

Изучение основ  экономики домашнего хозяйства преследует следующие цели:

- дать учащимся  общие представления об экономике  для того, чтобы лучше их подготовить  к выполнению своих будущих  социально-экономических ролей в  обществе и семье;

- сформировать  у школьников умение самостоятельно  решать экономические проблемы повседневной жизни.

Задачи решаемые в рамках «Домашней экономики»:

- воспитывать  гражданина, умеющего рассчитывать  и прогнозировать свою деятельность, оценивать ее результативность  и целесообразность;

- ознакомить  с основными положениями экономической науки о потребностях человека и общества, о производстве товаров, о распределении и товарообмене;

- совершенствовать  умения использования источников  информации, самостоятельно принимать  экономические знания, наблюдать  и объяснять современные экономические явления;

- научить учащихся  делать экономический выбор.

   Особенности курса:

Практико-ориентированный  подход в изложении содержания;

Опора на социальный опыт учащихся;

Формирование  активной потребительской позиции;

Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;

Решение вопросов  профессиональной  ориентации  и  самоопределения школьников  в дальнейшем [10].

Раздел «Домашняя экономика» является логическим продолжением  первого уровня программы «Технология»  -  элементы   домашней  экономики и основы  предпринимательства.  Раздел "Домашняя экономика»  основывается  на знаниях, полученных  учащимися в 8 классах, и включает в себя информацию, расширяющую их, а также не освященную в базовой программе [10].

Программа курса учитывает особенности развития познавательных интересов и мышления  детей 14-16 лет, так как обучающиеся этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. В данном курсе обучающиеся осваивают, как зарабатывать и рационально тратить деньги, распределять домашние работы, умело использовать рабочее время в домашнем хозяйстве. Большой объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения практических работ и проектов.

Освоив домашнюю экономику, учащиеся более осознанно  будут изучать другие составляющие экономики. Необходимо первоначальное формирование самых общих знаний и представлений об экономической  системе, о роли экономики в жизни  и деятельности людей. Исходя из этих представлений, у  учащихся формируются базисные знания о таких фундаментальных категориях экономики, как собственность и труд, оказывающих решающее воздействие на социально-экономические процессы в обществе, и др.

Изучение раздела «Домашняя экономика» преследует следующие цели:

- вооружить  учащихся знаниями о домашней  экономике, сформировать навыки  ведения домашней финансовой  документации;

Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии