Формирование экономических знаний на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Тип урока: урок изучения материала с элементами игры.

Форма урока: фронтально-групповая.

Метод урока: эвристический.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Повторение пройденного материала. Опрос учащихся.
  4. Сообщение цели урока.
  5. Изложение программного материала.
  6. Деловая игра «Семья».
  7. Аналитическая часть урока. Оценивание работ.
  8. Подведение итогов, выставление оценок.
  9. Сопоставление достигнутых результатов с планируемыми.
  10. Домашнее задание.
  11. Заключительное слово учителя.

 

План  – комплект урока.

  1. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
  2. Вступительное слово учителя.

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с экономикой домашнего хозяйства – наукой о повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика позволяет нам разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег  и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

  1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

- Что такое семья? Каковы её функции?

Семья  - это  важнейший источник социального  и экономического развития общества. Семья выполняет следующие функции: репродуктивную, коммуникативную, рекреативную, социальную, экономическую.

- Вся наша  деятельность направлена на удовлетворение насущных потребностей человека. На какие группы делятся потребности?

      Потребности рациональные (разумные), потребности ложные (неразумные), материальные, духовные.

Учитель: Для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи необходимы определённые ресурсы. Это то, чем располагает семья, сколько заработали все её члены, занимаясь разными видами деятельности и сколько нам надо потратить, чтобы удовлетворить наши семейные потребности.

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Бюджет семьи», изучим его структуру, принципы его планирования и определим роль школьников в увеличении доходной части бюджета.
  2. Бюджет семьи  -  структура всех её доходов за определённый период времени (месяц или год).

 

-  Скажите,  что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается?

Учащиеся высказывают  своё понимание, что такое доход (заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия  брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства  и т.д).

Учитель: То есть это деньги, материальные ценности, которые получают все члены семьи от занятий разной деятельностью. Такой доход называют совокупным доходом (приложение 1).

 На плакате перечислены все составляющие совокупного дохода. Учитель рассказывает о каждой доходной части семейного бюджета.

     А  теперь подумайте на что ваша  семья тратит деньги? Что является  семейными расходами?

Учащиеся называют за что в семье ежемесячно делаются платежи, что покупается (продукты, проезд в транспорте, покупка одежды, оплата коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).

Таким образом, расходы – деньги, которые мы отдаём из семейного бюджета.

Учитель: Давайте представим бюджет семьи как весы (приложение 2). На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые ей поступили, а на другой чаше будим ставить гирьки расходов. Потратили на что-то деньги – ставим гирьку на весы. Если обе чаши будут в равновесии, то наши расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный. Нам хватает заработанных денег на жизнь, мы не делаем долги. Если же расходы перетянули чашу, то наш бюджет имеет дефицит.

- Что произошло?

 Ответ учащихся: Мы потратили больше денег, чем заработали, пришлось занимать в долг.

А вот если перетянет  чаша с доходами, тогда наш бюджет будит называться избыточным.

- Что это  означает?

Ответ учащихся: Значит, мы потратили меньше денег, чем заработали.

Рассмотрим  структуру семейного бюджета  на примере соотношения доходов  и расходов (приложение 3). Бюджет семьи  должен быть строго сбалансирован, это  позволит членам семьи рационально  использовать ресурсы, удовлетворить  большинство потребностей.

Каждая семья  должна уметь правильно распределять свой бюджет, для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Кто-то из взрослых является домашним бухгалтером. Он знает доходную часть  бюджета семьи и планирует  сколько средств и на что будет израсходовано с учётом цен на товары и услуги. В этих целях удобно вести хозяйственную книгу, куда ежедневно вносятся о покупках, их цена и платежи.

Расходы семьи  делятся на две основные группы: постоянные и переменные.

Постоянные  расходы – расходы, которые не меняются в какого-то периода времени ( покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д).

Переменные  расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и т.д).

Сезонные расходы  связаны с определёнными сезонными  явлениями (заготовка в прок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.д).

Непредвиденные  расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д).

Денежные расходы  семьи принято делить на три основные группы: личное потребление, налоги и  обязательные платежи, денежные накопления и сбережения.

В них входят: налоги (подоходный – 13% от начисленной  заработной платы); взносы (в жилищно-строительный кооператив, погашение кредитов, оплата детского сада, квартплата и коммунальные услуги, транспортные расходы, плата за образование).

- Как же научиться  жить так, чтобы расходы не  превышали доходы?

  1. Сейчас мы поиграем с вами в «семью» и поучимся составлять семейный бюджет.

Класс делиться на три «семьи». Участники случайным  образом выбирают один из бейджиков, на котором указан член семьи (муж, жена, сын, дочь, свекровь, тёща, тесть, свекр).

Задание 1. Каждая семья заполняет бланк «Характеристика семьи», где указаны члены семьи, их возраст, место работы, предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии, источники дополнительных доходов семьи и их размер.

Задание 2. «Семьи» планируют предстоящие расходы на один месяц исходя из общей суммы предполагаемых доходов, заполняют бланк «Расходная часть семейного бюджета».

Задание 3. Сравнить доходную и расходную части семейного бюджета. Определить какой бюджет получился у каждой «семьи»: сбалансированный, с дефицитом или избыточный.

7. Учитель разбирает  с учениками все допущенные  ошибки. Вместе они анализируют  и исправляют их. Учитель знакомит  детей с многоуровневым методом  оценки работы. В три конверта (для каждой «семьи») учащиеся вкладывают листы с оценками самоконтроля и взаимоконтроля, последнюю, четвёртую оценку, ставит учитель.

8. Учитель подводит  итоги урока и выставляет оценки  в классный журнал.

9. Учитель вместе  с учащимися сопоставляет достигнутые цели с планируемыми.

Учитель: Настало время подвести итоги урока. Перед учащимися была поставлена задача познакомиться с структурой семейного бюджета, научиться самостоятельно планировать расходы семьи, не превышая доходов.

Перед учителем стояла задача познакомить учащихся с домашней экономикой, научить рационально расходовать доходы, знать цену трудовой копейке.

- Я считаю, что  поставленные цели достигнуты.

10. Учитель задаёт  домашнее задание.

       - Придумайте названия творческих работ по данной теме.

11. Заключительное  слово учителя.

      Учитель благодарит учащихся  за активную работу на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 



Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии