Формирование экономических знаний на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

К основным видам  урока относят:

- комбинированный  урок;

- урок изложения  нового материала;

- урок закрепления  изученного материала и выработки  практических умений и навыков;

- урок самостоятельной работы;

- урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого  материала, 

- урок проведения  и оценки знаний, умений и навыков;

- интегрированный  урок [12].

 

В работе мы рассмотрели четыре плана – конспета урока по разделу домашней экономики. Тема «Бюджет семьи». (см.Приложение)

Урок можно  организовать по-разному (урок-проект, урок с элементами игры, урок интегрированный).

Интегрированный урок объединяет разные части в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние материала  двух дисциплин.[13] Современное среднее образование тесно связано с компьютеризацией и информатизацией. Поэтому многие уроки нуждаются в интеграции с информатикой. Как видно из конспектов слияния технологии, экономики, информатики. Интегрированные уроки сопровождаются открытиями и находками. Особая ценность в том, что роль исследователей выполняют ученики.

В двух планах встретились  уроки с применение дидактической  игры. («Поездка в отпуск», «Семья»). Суть этого типа урока заключается  в применении игры. Игры на занятии применяют разные: основанные на самодельном дидактическом материале (например, кубики) и подвижные. Их дидактическая роль – повторение материала (отдельные вопросы или темы). Обращение к играм характерно преимущественно для работы в младших классах – VII – VIII, поскольку ребята этого возраста особенно привержены к играм. [13]

Каждый тип  урока несет за собой определенный смысл и определенное значения в  процессе обучения.

 

Анализ урока

Данный урок проводился в 8 классе. На уроке учащиеся должны были повторить материал по технологии, который они уже проходили. Особенность этого урока была в том, что конец урока был построен в игровой форме. Проводилась игра «Поездка в отпуск» Перед ребятами выдвинуты были 3 задачи, например:

- просчитать  наиболее экономные варианты поездки в оба конца;

- просчитать  наиболее экономные варианты  проживания и питания на отдыхе;

- выразить расходы  в графической форме

Другой урок был проведен в 7 классе, тоже с применением  игры «Семья». Класс делился на три  «семьи». Перед ними ставились задачи:

- распределение ролей  (муж, жена, дочь, сын и т.д.)

- затем составлял «характеристику  семьи» (место работы, учебы, предполагаемый  размер заработной платы, стипендия,  пенсия, источники дополнительных  доходов семьи и их размер  и т.д.)

- планировали  предварительные расходы на один  месяц, исходя из общей суммы. 

- сравнивали  доходную и расходную часть  семейного бюджета 

Игра была нацелена на ознакомления структуры семейного бюджета, научиться  самостоятельно планировать расходы  семьи, не превышая доходов. По окончанию игры учащиеся могли сделать вывод: бюджет их семьи сбалансирован, с дефицитом или избыточный

В данных играх  ребята применяли свои знания, навыки и умения по технологии, приобретенные  в ходе изучения темы курса технологии 8 класса «Бюджет семьи». Благодаря этой игре учащиеся смогли определить свои возможные ресурсы, разобраться с потребностями предполагаемой семьи.

Именно этот опыт, эти  знания помогут ребятам в реальной жизни, в составлении уже своего личного бюджета семьи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью моей работы являлось обоснование необходимости  изучения «Домашней экономики» в  образовательной области «Технология» в современных меняющихся социально-экономических  условиях, которые определяют новые  требования к содержанию и качеству общего среднего образования.

Между экономическим  образованием и воспитанием существует объективная взаимосвязь. Экономические знания реализуются в соответствующих экономических умений и навыков, формируют личностные качества учащегося. Качества личности, в свою очередь, формируются на базе усвоения учащимися определенной суммы экономических знаний и выработки устойчивых экономических умений и навыков. Полученные в ходе экономической подготовки знания и умения составляют содержание экономического образования, которое в повседневной жизни проявляется в экономической образованности людей и, в свою очередь, является частью экономической культуры населения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Райзберг, Б.А. Курс экономики / Б.А. Райзберг//  М.:2001.
  2. Черняк,  В.З. Экономика. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс / В.З. Черняк// М.:Издательство «Экзамен», 2005. – 96 с.
  3. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю.К. Васильев // – М.: Педагогика, 1983. – 96 с.
  4. Катханов, К.Н. Педагогические основы производительного труда / 3-е изд. перераб. и доп. / К.Н. Катханов// – М.: Высшая школа, 1987. – 359 с.
  5. Сасова, И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки  /И.А. Сасова // – М.: АПО,1996.-64 с.
  6. Грохольская, О.Г. Становление и развитие экономического образование в российской общеобразовательной школе (1917-1997г.г.). Дис. …доктора пед.наук  / О.Г. Грохольская // М. – 1997.-322 с.
  7. Прутченков, А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников. Автореф.дисс…докт.пед.наук. / А.С.Прутченков// -М.,1997.-36 с.
  8. Третьякова, Л.Р. Педагогические условия подготовки учащихся У-IX классов к рациональному ведению домашнего хозяйства. Дис. … канд.пед.наук. / Л.Р. Третьякова // – М., 1994.
  9. eduseti.ucoz.com/load/tekhnologija/programma_kursa_quot_osnovy_semejnoj_ehkonomiki_quot_8_9_klass_devochki/3-1-0
  10. http://ziwizew.narod.ru/p16aa1.html
  11. http://festival.1september.ru/articles/310104/
  12. http://psihotesti.ru/gloss/tag/urok
  13. http://neuch.org/thought/

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Урок-проект.

 

Класс: 8.

 

Раздел: «Домашняя  экономика».

 

Тема: Бюджет семьи.

 

Цели:

 

 Образовательная:  изучить структуру семейного  бюджета, определить возможные  ресурсы;

 

 Воспитательная: разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов;

 

 Развивающая:  развитие мыслительных процессов  и устной речи;

 

 Методическое  оснащение урока: 

 

 Наглядные  пособия:

 

 Доска для  демонстраций, схемы, технологические карты.

 

 Тип урока:  урок-проект.

 

Задачи:

 

- разработать  стратегии сокращения расходной  части бюджета семьи;

 

- увеличить  доходную часть бюджета (на  конкретных примерах).

 

Исследование  проблемы.

 

 Домашняя  экономика – это наука о  повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг. Она определяет потребности семьи, дает возможность выбрать оптимальные и эффективные средства для их удовлетворения, помогает разумно организовать семейный труд, спланировать и рассчитать расход денег. Домашняя экономика предполагает внутри семьи выбрать такие технологические операции, которые будут экономить время и средства.

 

 Уже с  самого начала каждая семья  обладает определенными ресурсами.  Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:

 

трудовые –  возможность каждого члена трудиться;

 

материальные  – недвижимость: квартира, дом, земельный  участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника и т. д.;

 

финансовые  – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;

 

технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.

 

С течением времени  многие семьи приумножают количество и качество своих ресурсов. Однако, в экономике существует главная проблема: имеющихся ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех наших потребностей, из-за ограниченности их мы сталкиваемся с проблемой выбора: какую потребность реализовать в первую очередь, а что оставить для решения в будущем, а то и совсем отказаться от затеи это приобретать. Возобновление материальных ресурсов семьи происходит в основном за счет приобретения новых товаров и услуг, производства товаров и услуг в домашнем хозяйстве, рационального использования вторичных ресурсов.

 

В быту экономика  обычно ассоциируется с понятием “экономить” – значит сберегать, сокращать затраты материалов и  сделать это наиболее эффективно. Раньше в состоятельных домах  работали экономки, которые и ведали всем хозяйством. Они пользовались особым уважением хозяев, так как распределяли и экономили средства. Помогали их рационально использовать.

 

Каждая семья  имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее доходов и расходов за определенный период времени. Формирование и исследование семейного бюджета является наиболее важной в современных условиях экономической проблемой семьи. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”. В структуру бюджета могут входить различные статьи доходов и расходов. Бюджет можно представить в виде весов: он отрицательный когда доход меньше расхода; сбалансированный – равенство дохода и расхода; положительный, когда доход превышает расход.

 

Составление бюджета  включает в себя три основных фазы:

 

Постановка финансовых целей (планирование крупной покупки, получение оборудования, начало своего дела)

 

Оценка доходов  и возможностей увеличить доходную часть бюджета.

 

Планирование  расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупка товаров первой необходимости.

 

Структуру семейного  бюджета можно представить в  виде таблицы, которая состоит из двух столбцов.

 

Бюджет семьи (расчет на один месяц)

ДОХОД Сумма, руб. РАСХОД Сумма, руб.

1 2 3 4

Основные источники: 

Постоянные  расходы: 

 

заработная  плата папы 

оплата квартиры 

 

заработная  плата мамы 

электроэнергия 

 

пенсия бабушки 

телефон 

 

пособие на детей 

транспорт 

 

стипендия старшего сына 

налоги 

 

Дополнительные  источники: 

Переменные  расходы: 

 

приусадебный  участок 

бытовые услуги 

 

ценные бумаги 

промтовары 

 

выигрыш в лотерею 

платежи, накопления 

 

гонорар 

 

 

 

индивидуальная  трудовая деятельность 

 

 

 

ИТОГО 

ИТОГО 

 

 

Особое внимание нужно обратить на возможности максимально  разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Очень важно помнить, что каждый ресурс способен принести своему владельцу определенную часть дохода. И насколько эта часть будет весома, зависит от того, как мы используем свои ресурсы.

 

Доходы семьи  можно классифицировать по составу  и источникам

Классификация семейных расходов I

Чтобы рассчитать чистый годовой доход, надо сразу  же вычесть из него все постоянные расходы: подоходный налог, добровольные взносы, транспортные услуги, оплату квартиры, содержание ребенка в детском  саду, платные кружки. Только после этого человек может стать стратегом семейной экономики, разработать свою модель ведения хозяйства. Рассчитывая семейный бюджет, мы должны предусматривать сумму на непредвиденные, сезонные расходы. При распределении статей расхода особое внимание следует уделить расходам на питание и одежду. Планируя свой гардероб, надо произвести инвентаризацию в своем платяном шкафу. Большое внимание уделять мелочам (стиральным порошкам, лампочкам, зубной пасте, мылу и т.д.). Расходы на эти мелочи держать под постоянным контролем. Расходы на питание будут более продуманными, если вы разработаете меню, учитывая не только стоимость продуктов, но и их пищевую ценность. Например, если в рационе один продукт заменить другим, более дешевым, но не уступающим по питательным свойствам, калорийности, то расходы на питание можно сократить примерно на 20%. При этом меню остается достаточно разнообразным. Очень важно отказаться от вредных привычек – это употребление спиртных напитков, курение, чрезмерное количество сладостей. Учет статей расхода подскажет, где и на чем более выгодно экономить.

 

Применение  более рациональной тепловой обработки  уменьшает потери, что позволяет  сократить расходы на питание. Хорошая  хозяйка знает, что из 1 кг сырого мяса получается 600 г вареного мяса или 650 г жареного.

 

На уроке  выполняется практическая работа “Учет  приобретения продуктов питания  за неделю и их стоимости”.

Наименование  продуктов Дни недели Стоимость за неделю, руб.

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 

 

Умножив полученную сумму на 4, вы можете приблизительно представить расход семьи на питание за месяц.

 

Анализ записей  в хозяйственной книге учета  позволяет:

 

- узнать, на что потрачены деньги;

 

- определить, на чем можно экономить;

 

- спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

 

Разность между  величиной доходов и затратами  на питание и коммунальные услуги – это те деньги, которые можно  расходовать на книги, одежду, обувь, игрушки, спортивное снаряжение, путешествия, развлечения и т.д.

 

Для того чтобы  рационально делать покупки, нужно: а) тщательно планировать покупки; б) составить список необходимых приобретений и иметь его при себе; в) постараться не поддаваться соблазну купить все (товар) под воздействием рекламы и красочной упаковки.

Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии