Формирование экономических знаний на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выделить оптимальный комплекс методов, приемов и средств, позволяющих формировать экономические знания у школьников при изучении курса «Домашняя экономика».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экономических знаний у учащихся.
Изучить содержание программ по технологии и определить: а) разделы, в освоении которых позитивный результат обучения зависит от наличия экономических знаний учащихся; б) разделы, содержание которых может быть использовано как база (основа) для формирования знаний по домашней экономике.
Обобщить опыт учителей технологии и выявить наиболее эффективные методы, приемы и средства формирования экономических знаний у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………4
Значение экономической науки в жизнедеятельности людей……….4
Экономическое образование, его функции и структура……………...8
Формирование экономических знаний в разделе технологии «Домашняя экономика»………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ПРИЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..17
2.1 Применение экономических знаний в разных классах на уроках технологии………………………………………………………………………..17
2.2 ………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……26
СПОСИК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

 

Если бюджет положительный, то возможны переменные расходы. Уровень потребностей подскажет первоочередность приобретений. Зная классификацию вещей с целью покупки, можно рационально определить предстоящие расходы (смотри учебник В.Д. Симоненко “Технология - 8 класс”). В семейном бюджете особое место занимает бюджет школьника. Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие подростки имеют постоянный или разовый заработок.

 

Проект: Разработка стратегий по сокращению расходной части бюджета.

 

Наша творческая группа разрабатывала несколько  вариантов бюджетов среднестатистических семей. Все они получились положительными, но с различным достатком, т.к. у  каждой семьи ресурсы могут сильно отличаться, а потребности строго индивидуальны. Мы пришли к выводу, что семьи могут расширить свои возможности, если рационально будут относиться к имеющимся ресурсам и сортировать свои потребности, определяя их первоочередность. Отказавшись от ложных и мнимых запросов, можно разобраться с потребностями, а значит, правильно определить цели своего развития. Изучив различные варианты статей расходной части и проведя исследование в этой области, мы пришли к выводу, что очень часто школьники могут бездумно тратить родительские деньги на различные несущественные мелочи. А также понятно, если ребенок плохо учится в школе (среднем звене), то в дальнейшем родителям придется нанимать репетиторов, что тоже увеличивает расходную часть бюджета. При выполнении практической работы по экономии тепловой и электрической энергии мы сделали вывод, что бесконтрольное освещение домашних помещений образует далеко не безобидный ручеек вытекания денежных средств, а своевременно не утепленные рамы являются дополнительным источником простудных заболеваний и траты денег на лекарства. Сейчас у многих школьников появились мобильные телефоны, которые расширяют расходную часть. Очень часто мы делаем выбор, что купить: мороженое, билет в кино, новые кроссовки или учебное пособие, поездку на экскурсию. Если мы много тратим средств на сладости и развлечения, то часто забываем, что эти деньги могли бы пойти на хорошую книгу, а значит, лишний раз упускаем возможность получить высокую оценку и хорошие знания. Упущенная возможность, т.е. альтернативная стоимость – это польза или выгода, которую мы бы получили от самого лучшего из невыбранных вариантов. Данные рассуждения только подтверждают, что рациональный подход к ресурсам семьи и потребностям заставляют учеников планировать свои покупки, учитывая доходы семьи. А так как у многих ребят есть свои карманные деньги, то необходимо планировать и свой бюджет школьника, тщательно разрабатывая доходную и расходную его части, т.е. научиться с уважением относиться к родительским средствам. Оцени свои покупки и ты сразу поймешь, правильно ли ты потратил деньги.

 

В планировании семейных бюджетов немаловажную роль играют такие разделы семейной экономики, как семейный менеджмент и маркетинг. Домашняя работа требует от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь нам приходится осваивать много профессий (специальностей). В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента:

 

- четкие цели, осознанные всеми членами семьи;

 

- распределение полномочий;

 

- разделение труда по дому и составление графика работ;

 

- необходимое условие для каждого члена - раскрыть свои способности;

 

- уважение и помощь друг другу внутри семьи.

 

Вывод. На основании  данных рассуждений мы пришли к выводу, что сократить расходную часть  бюджета можно, если расходовать  свои средства и ресурсы семьи  разумно, то есть рационально при  этом.

 

 Очень важно  при планировании расходов на  питание воспользоваться следующим планом:

 

Тщательно планировать  покупки, исследуя рынок товаров;

 

Вести записи в  домовой книги и анализировать  их;

 

Консервировать  и заготавливать продукты;

 

Применять рациональную тепловую обработку продуктов.

 

Добиваться  экономии тепловой и электрической энергии.

 

Эффективно  использовать приусадебный участок.

 

Покупать необходимый  товар хорошего качества.

 

Отказаться  от вредных привычек.

 

Проект: Разработка стратегий по увеличению доходной части. Часть потребностей мы можем реализовать самостоятельно, т.е. выполнить для себя услугу:

 

1. Произвести  ремонт своими силами;

 

2. Своими руками  отремонтировать мебель, обувь;

 

3. Изготовить  элементы украшений интерьера  (подставку под цветы, табурет,  вырастить цветы);

 

4. Изготовить  декоративные украшения для одежды (сплести воротничок, изготовить заколку, из кожи сшить декоративный жилет и кожаную сумку, косметичку);

 

5. Многие вещи  вышли из моды – не беда. Мы потрудимся с лоскутками  ткани и изготовим лоскутное  одеяло, коврик, игрушку, панно;

 

6. При разработке интерьера своей комнаты найдем новое интересное решение, используя уже имеющиеся предметы и дополняя их предметами декоративного творчества, - это вышитые картины, интересные поделки из природного материала, изготовление слайд-фильма “Летом в гостях у бабушки”, на основе лучших фрагментов изготовить фотографии в рамку.

 

7. Многие ребята  активно трудятся на приусадебном  участке летом, а осенью им  приятно осознавать, что их труд  не прошел даром. В сентябре  в школах проходят выставки  “Дары лета”. У нас возникла идея предложить “выставку-продажу плодов, выращенных своими руками”. На ней можно попробовать силы в реализации своей продукции. Даже если доход будет невелик – не беда, так как вы уже выиграли от того, что вырастили овощи и фрукты. В дальнейшем это увеличит доходную часть бюджета.

 

Организация своего собственного дела в современных  условиях может помочь подросткам получить необходимые средства для существования, обеспечить помощь семье, сориентироваться в мире бизнеса, а также воспитать  в себе необходимые качества для будущей, необязательно предпринимательской, деятельности. Придумать хорошую, работоспособную идею труднее всего. Такие идеи возникают в результате постоянного поиска. Необходимо обследовать уже существующий рынок товаров и услуг, посетить выставки-распродажи, выявить дефицит и сферу деятельности. Важно понять, что наши знания и умения – это тоже весьма ценный экономический ресурс, который может быть использован для изготовления конечного потребительского продукта. Предпринимательской деятельностью можно заниматься с 18 лет, но уже с 14 лет – с согласия родителей можно заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, а с 16 лет членом кооператива (статья 26 ГК РФ). Организация собственного дела достаточно ответственный шаг, ведь ваша продукция должна быть конкурентно способна. И на первых порах обязательно понадобится помощь и поддержка близких.

 

8. Мы предлагаем  организовать производство декоративной  грелки-матрешки на столовый чайник 

 

Изучив на уроках технологию обработки данного изделия, можно в домашних условиях и в свободное время организовать изготовление грелок. Данная проблема поможет организовать творчество, и бабушкин совет здесь будет просто незаменим. Т.к. данная продукция будет разрабатываться в домашних условиях, то оформление грелки должно быть конкурентно- способным. Мы считаем, что данное изделие не сложное в изготовлении и не требует дорогих материалов, и в то же время пользуется спросом на школьной ярмарке “Прикладное искусство” или ярмарке-распродаже декоративных изделий.

 

9. Можно организовать  семейное предприятие по изготовлению  подарков из природного материала  и их красочное оформление. Такие  сувениры приносят много радости,  а значит, востребованы и пользуются  спросом у населения. Мы разработали  инструкционную карту оформления праздничного подарка

 

10. Ваша семья  может изготавливать варежки  и носки, а бабушка их реализовывать.

 

В каждой семье  есть индивидуальные трудовые творческие ресурсы. Например, ваша папа хорошо работает с кожей и вся семья помогает ему шить сумки.

 

11. Вы можете  разводить цветы и многие хотели  бы купить ваш товар. Так  в чем же дело! Выращивать цветы  – это так полезно и увлекательно.

 

12. Если ваши  родители уже занимаются индивидуальной  трудовой деятельностью, то можно  принять активное участие в их работе, оказать посильную помощь (записывать звонки, быть курьером, помогать упаковывать).

 

13. Предлагаем  Вам организовать “Службу добрых  услуг”. Ведь многие мечтают,  чтоб их детей неожиданно и  интересно поздравили на день  рождения, Новый год, Рождество. Разработайте проект “Организация и проведение семейного праздника”. И любимый сказочный герой столько радости доставит детям.

 

14. В стенах  родной школы можно открыть  школьное предприятие “Умелец”, “Мастерица” по пошиву рабочей  одежды для детей.

 

15. Если у  Вас в школе есть театральный  кружок, то мы предлагаем организовать  “Литературную гостиную” для  учащихся начальной школы”. Продуктом  деятельности может быть: постановка  сказок, интересных фрагментов из  классических произведений, изучение  этикета, истории костюма и т.д. Основой данной деятельности является организация досуга младших школьников, привитие им навыков культуры. В программу могут войти и интересные беседы, фрагменты иллюстраций к произведениям за чашкой чая. Организаторы готовят программу, объявления, распространяют билеты, готовят подарки. Вырученные деньги от билетов могут быть направлены на нужды школы или поощрение участников гостиной.

 

 Заключение  урока: Дидактическая игра «Поездка  в отпуск».

 

 Цель игры: составить проект бюджета семьи в связи с поездкой в отпуск.

 

 Задачи:

 

- просчитать  наиболее экономные варианты  поездки в оба конца;

 

- просчитать  наиболее экономные варианты  проживания и питания (г. Сочи);

 

- выразить в  графическом виде свой проект  расходования денег на поездку.

 

Заключение

Целями современного учебно-воспитательного процесса является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и развитие личности учащихся, формирование опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного  отношения к действительности, желания и умения учиться.

 

Современная дидактика  обращается к игровым формам обучения, справедливо усматривая в них  возможности эффективной организации  взаимодействия педагога и учащихся. Игровые приемы используются как  средство активизации обучения: они способствуют продуктивной умственной работе детей; интерес к происходящему стимулирует обучающихся на поиск новых нестандартных путей для решения поставленных задач.

 

Содержание  познавательных, дидактических игр  помогает закрепить, систематизировать  и расширить предусмотренные школьной программой знания и умения, оживить изложение материала, облегчить его запоминание, создать у детей бодрое настроение, предупредить переутомление. Хорошо известно высказывание Макаренко А.С., в котором дается чрезвычайно высокая оценка игровой деятельности учащихся: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре”.

 

Правильно подобранные и хорошо организованные игровые ситуации на уроках способствуют всестороннему гармоничному развитию школьников, помогают выработать необходимые в учебе и в жизни умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированный урок (экономика + технология) по теме "Семейный бюджет. Основы проектирования"

Тип урока: Интегрированный  обобщающий урок по технологии и экономики.

Тема: Семейный бюджет. Основы проектирования.

Цель: Применение знаний экономической культуры и  трудовых навыков в современной  жизни (быту).

Задачи:

Образовательные: Систематизировать экономические и общетрудовые компетенции учащихся, воплощенные в конечные потребительские предметы, закрепить умение вычленять проблему.

Воспитательные: Создавать ситуацию успеха через  практическую направленность, инициативу учащихся; способствовать самостоятельности, креативности личности.

Коррекционно-развивающие: Развивать познавательный интерес  к жизни, коммуникативные навыки, умение выступать свою точку зрения.

Ход занятия

– Добрый день. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: Семейный бюджет. Основы проектирования <слайд 1>.

На предыдущих занятиях вы выполняли практическую работу по изготовлению выбранного вами изделия. Используя ранее полученные знания, справочную литературу и ресурсы  Интернета, написали мини-проекты, которые вам предстоит сегодня закончить.

– Презентация: Этапы выполнения проекта.

Информация о работе Формирование экономических знаний на уроках технологии