Обучение персонала как фактор повышения эффективности предприятия (на примере судоходной компании ООО «Тураш»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:55, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение теоретических и методологических подходов к проблеме обучения персонала и оценке значимости обучения в повышении эффективности функционирования современной организации. Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
• Оценить специфику системы обучения на российских предприятиях;
• Провести анализ структуры управления персонала, оценить затраты на его обучение и воздействие процессов обучения на финансовый результат деятельности организации;
• Оценить профессиональные навыки персонала ООО «Тураш»;
• Определить перспективы развития организации и основные направления совершенствования системы обучения сотрудников ООО «Тураш».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….............................3
Глава 1.Теоретические аспекты развития персонала в организации
1.1Обучение и развитие персонала как функция кадровой политики организации………...………………………………………………………………...6
1.2.Обучение и развитие группы резерва руководителя………………………...15
1.3 Методы профессионального обучения персонала в организации……….….19
Глава 2.Опыт обучения персонала в судоходной компании «Тураш»
2.1 Особенности и недостатки судоходных компаний в России……….……....24
2.2 Современная программа управления персоналом в судоходных компаниях...…………………………………………………………………….…...28
2.3 Современные методы обучения персонала.………………………………......30
2.4 Краткая характеристика судоходной компании ООО «Тураш»……….…...35
2.5 Анализ системы управления персоналом в судоходной компании ООО «Тураш»………… …………………………………………………………….........45
Глава 3.Перспективы развития системы обучения персонала в судоходной компании ООО «Тураш»
3.1Анализ системы обучения персонала в организации ООО «Тураш» ..…….54
3.2 Разработка основных направлений формирования эффективной системы обучения персонала в судоходной компании ООО «Тураш»………………………………………………………......70
Заключение………………………………………………………………………...75
Список литературы………………………………………………………………78
Приложение….…………………………………………………………………….82

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)
  • программу общей подготовки;
  • программу управленческой подготовки
  • программу социально-психологической подготовки;
  • программу специализированной подготовки;
  • организацию и проведение стажировок;
  • защиту проектов;
  • анализ результатов обучения и развития группы резерва.

Программа общей подготовки. Целью этой программы является овладение необходимыми теоретическими знаниями в области управления организацией, пополнение знаний в области менеджмента, экономики и финансов, маркетинга, логистики и т.д. Объем и содержание программы формируются в зависимости от должности, от уровня знаний, от специфики деятельности предприятия. После обучения проводится экзамен.

Программа управленческой подготовки. Целью программы является   передача знаний, выработать умения и навыки, необходимые для эффективного управления подчиненными. Программа позволяет овладеть знаниями в области управления персоналом организации, основными методами кадрового менеджмента, а так же получить практические навыки, позволяющие самостоятельно принимать эффективные кадровые решения. В процессе обучения у слушателей формируются умения и навыки, необходимые для эффективной управленческой деятельности, которые закрепляются в процессе проведения деловых и организационно-управленческих игр.

Программа социально-психологической  подготовки. Основной целью является развитие личностных качеств, значимых для эффективной управленческой деятельности.

Программа специализированной подготовки. Слушатели  приобретают  необходимые знания, умения и навыки в соответствии со спецификой деятельности организации. В качестве преподавателей выступают ведущие специалисты и руководители различного уровня данного предприятия. Организация и проведение стажировок. Целью проведения  стажировок – это получение комплексного представления об особенностях деятельности предприятия в целом; ознакомление с особенностями деятельности, проблемами и возможностями различных подразделений (отделов, цехов, участков); получение навыков практической деятельности на разных уровнях управленческой иерархии.  Обсуждение результатов стажировок и полученного стажерами опыта происходит периодически в тренинговой группе под руководством психолога.

Защита проектов. В ходе проведения стажировок слушатели группы резерва руководителей выявляют направления деятельности подразделений или организации в целом (процессы, технологии, управление и т.д.), подлежащие, по их мнению, корректировке, и разрабатывают проект, защищаемый ими публично и в присутствии руководителей организации.

Анализ результатов  обучения и развития группы резерва. Заключительный этап включает в себя:

  • Подведение итогов обучения.
  • Анализ качества усвоения учебного материала слушателями.
  • Вручение свидетельств о повышении квалификации.
  • Зачисление слушателей группы резерва в действующий состав резерва руководителей.10

Сама программа является комплексной и направлена на достижение единой цели: формирование группы кандидатов на руководящую должность, обладающие необходимыми теоретическими знаниями в области управления персоналом и способными применять эти знания в практической управленческой деятельности. В процесс преподавания должны быть включены теоретические и практические занятия, упражнения, деловые и организационно-управленческие игры и тренинги. В ходе реализации программы предусматривается проведение периодических оценочных процедур для замера степени выраженности значимых для управленческой деятельности параметров личности и их динамики в процессе обучения и развития. Сама работа по формированию и подготовке группы резерва оказывается эффективной в том случае, когда она построена на основе системного планирования, учитывает реальные потребности организации в руководящих кадрах, пользуется безусловной поддержкой руководства и постоянно корректируется и обновляется в зависимости от изменений условий внешней и внутренней среды организации.

1.3 Методы профессионального обучения персонала в организации.

После определения  потребностей в обучении необходимо четко сформулировать цели профессионального обучения: чему конкретно мы хотим обучить своих сотрудников. Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы — обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе). Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как самим сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени.

Ротация это метод самостоятельного обучения, где сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников совмещенной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолеть стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.

Наставничество – это индивидуальное обучение на рабочем месте (непосредственно в процессе выполнения функциональных обязанностей). Продолжительность такого обучения чаще всего совпадает с длительностью испытательного срока. Наставник назначается из числа опытных и профессионально успешных сотрудников, им может выступать и непосредственный руководитель. Чтобы обеспечить эффективность обучения, наставник должен быть хорошо подготовлен и мотивирован.

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов обучения. Лекция это изложение большого объема учебного материала в короткий срок, который позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Недостаток, как средства профессионального обучения состоит в том, что слушатели являются пассивными участниками происходящего. В результате чего практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвоения материала и не может внести коррективы в ход обучения.

Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в различных формах (видеофильмы, картины). В основе, которой лежит дискуссия, обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Цель этого метода — научить слушателей, как при самостоятельной работе, так и при работе в группе анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, вырабатывать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальные программы действий. Метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволяют им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности.11

Деловые игры – это метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры, широко применяются для подготовки ответственных решений в областях управления, экономики, долгосрочного планирования, распределения прав между различными структурными подразделениями организации, — словом, там, где есть неопределенность, конфликтность, когда математические методы неприемлемы, из-за невозможности формализовать социально-психологические факторы поведения людей, когда решение надо получить быстро.

Видеотренинг - это активная форма обучения с использованием видеозаписи практических упражнений. Видеоанализ позволяет участникам увидеть себя со стороны, скорректировать индивидуальный стиль делового поведения.

Тренинг - это активная форма обучения с использованием практических упражнений. Тренинги призваны развивать определенные управленческие и коммерческие навыки — управление исполнением, планирование, делегирование, мотивирование, эффективные продажи, переговоры, презентации. Благодаря тренингам можно повысить личную эффективность сотрудников — развить ориентацию на результат, способность управления конфликтами, коммуникативные навыки, лидерство. На тренингах более 70 процентов времени посвящено деловым играм и их анализу, закреплению наиболее эффективных стратегий поведения в типичных деловых ситуациях. Эффективность усвоения новой информации на тренингах гораздо выше, чем на лекциях и семинарах, так как здесь не только приобретаются знания теоретического характера, но и практические умения, и навыки в различных ролевых играх и учебных ситуациях.

Мозговой штурм идеально подходит, чтобы собрать как можно больше новых и самых разных идей. Для этого организуется работа в малых группах (5-6 человек). Эффективность метода возрастает, если руководители принимают участие в работе групп наряду с рядовыми сотрудниками. В течение 10-15 минут каждая группа обсуждает конкретный вопрос. Каждый из участников предлагает свою идею, при этом обязательно один из участников абсолютно все идеи записывает. Очень важно зафиксировать все идеи. Удобно и практично писать каждую из идей на отдельной карточке, а потом группировать их по темам или направлениям деятельности. Существует жесткое правило — во время мозгового штурма категорически запрещается обсуждать и комментировать предлагаемые идеи. Важно собрать их как можно больше, какими бы нелепыми и абсурдными они не казались на первый взгляд. После того, как время истекло, можно начинать группировать идеи в зависимости от их содержания. Вот на этом этапе возможны дискуссии, обсуждения, привлечение экспертов.  После того, как в зависимости от содержания и формы, идеи отобраны и сгруппированы, дается оценка групповой работе. Выбирая метод профессионального обучения для сотрудников, необходимо учитывать поставленные цели и задачи, а также имеющиеся ресурсы.

Подводя итог, надо отметить, что формирование и обеспечение  функционирования системы отбора и  развития персонала в компании требует  немалых материальных и нематериальных затрат. Однако такая система полностью оправдывает вложенные в неё средства, обеспечивая организацию квалифицированными управленческими кадрами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Опыт обучения персонала в судоходной компании ООО «Тураш».

 

2.1 Особенности и недостатки судоходных компаний в России.

Морской транспорт играет важную роль в транспортной системе  России и  стоит на третьем месте  по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. С помощью судоходных компаний осуществляется импорт и экспорт.  Если  не было бы судоходства  то уровень, который необходим современному обществу не достигался. Около 90% всей  мировой торговли осуществляется международной судоходной отраслью. Так как морская торговля приносит выгоды потребителям по всему миру за счет низких конкурентоспособных затрат на перевозку. Судоходная отрасль намерена расширяться и развиваться. Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта т.к. морские перевозки на большие расстояния более дешевые, чем другие виды транспорта. Морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой грузоподъемностью. Спутниковая система позволяет следить за грузами в пути, по которому они следуют.

Рис. 1. Грузооборот основных видов транспорта России (в млрд. т/км)

Железнодорожный транспорт  является основным видом транспорта в России, с его помощью можно  перевозить любые грузы и пассажиров. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена  года, большой скоростью, способностью перевозить большой объём грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Однако учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Если рассматривать  грузооборот  основных видов транспорта в России, то морской транспорт стоит на пятом месте по грузообороту после трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. (Рис.1)  Наиболее преобладают заграничные перевозки грузов. Современная Россия занимает девятое место в мире по тоннажу торгового флота. Но большая часть судов сильно изношена и имеет средний возраст более 20 лет, что значительно выше, чем в мире. В России имеется 37 портов общей мощностью переработки грузов 154 млн. т в год, из которых 11 — крупные, что недостаточно для страны такого масштаба, и до последнего времени Россия использовала порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.  Россия обладает разветвленной речной сетью, но значение речного транспорта в последние годы стало уменьшаться. Это связано с большой конкуренцией со стороны, в первую очередь железнодорожного транспорта. Но речной транспорт сохраняет свои позиции там, где направления судоходных путей совпадают с направлением основных транспортно-экономических связей (европейская часть России) и в тех районах, где другие виды транспорта отсутствуют (Север европейской и азиатской частей России). Общая протяженность речных судоходных путей составляет 102 тыс. км. На данном рынке всё больше и больше появляются новые компании а, следовательно, и конкуренция. Упор в реализации перевозки грузов будет делаться на сочетание цены и качества перевозок, отслеживать деятельность конкурентов. Для расширения флота и освоения новых направлений необходимо наработать клиентуру, авторитет и известность на рынке перевозок. Внимание к себе можно привлечь высоким качеством перевозок и сервиса при умеренных ценах. Качество перевозки продукции стоит на первом месте. В настоящее время способом привлечения клиентов, является качество перевозимой продукции.

Информация о работе Обучение персонала как фактор повышения эффективности предприятия (на примере судоходной компании ООО «Тураш»)