Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по социологии.docx

— 285.28 Кб (Скачать файл)

- супружеская семья. В последние  десятилетия появляется новый  тип семьи, который условно  назван супружеским (смотрим работы  Голода Сергея Исаевича). В этой  семье основная ось отношений  определяется не родительством  и родством, а личностными взаимоотношениями  партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

 

21.Социальные функции семьи.

Исследователи единодушны в том, что  функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья  утратила многие функции, цементировавшие  её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть  функций являются устойчивыми к  изменениям, в этом смысле их можно  назвать традиционными. К ним  можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному;

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга  и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом  они неравнозначны и ни при  каких условиях не могут стать  таковыми. Семейное воспитание более  эмоционально по своему характеру, чем  любое другое воспитание, ибо «проводником»  его является родительская любовь к  детям, вызывающая ответные чувства  детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

 

22.Семья и брак. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.

Семья – это малая группа основанная на родственных связях и регулирующая отношения мужду супругами, родителями и детьми. Брак можно определить как санкционированную обществом, устойчивую форму половых отношений. Нестабильность брака и семьи, проявляющаяся в росте численности разводов объясняется влиянием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, научно-технической революцией, причина социально-экономичекого, культурного, религиозного характера. Отпали многие факторы стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость женщин от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет разводов. Несколько уровней супружеских взаимоотношений на почве которых могут происходить конфликты: Психофизиологический: дисгармония сексуальной жизни. Психологический: в семье создается нездоровый климат, проявляющийся в ссорах, взаимынх придирках, раздражительности. Социально-ролевой уровень. Сипотомы - неправильное неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки. Социокультурный. непонимание супругами друг друга

 

23.Социализация личности. Проблема социальной зрелости личности.

Социализация  личности

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет  в общество три основных задачи:

1)      интегрирует индивида в общество, а также в различные типы 
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и 
ценностей;

2)  способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими 
социальных ролей;

3)  сохраняет общество, производит и передает культуру поколений 
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2)  игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3)  групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе 
социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся такие науки, как педагогика, психология, социология, криминология и др. Проблема социальной зрелости личности является центральной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личности. Однако можно выделить четыре компонента личностной зрелости, которые нельзя рассматривать как «рядовые». Эти четыре компонента социальной зрелости личности являются базовыми, фундаментальными, вокруг которых определенным образом и группируются множество других. Такими компонентами являются, во-первых, «тройка»: ответственность, терпимость, саморазвитие. И, во-вторых, это четвертый интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них. Этим компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Ответственность есть необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Однако зачастую развитию автономности уделяется недостаточно внимания. В семье это выражается в таком типе воспитания, как гиперопека. В школе та же гиперопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Социология  расселения и её основные проблемы. Город и деревня как основные  формы расселения.

Социология расселения - область социологического знания, которая изучает генезис сущность и общие закономерности развития и функционирования города и деревни как целостных систем. Главным в социологической теории расселения является выявление общественной сущности различных типов поселения. Такой подход означает:

• раскрытие общественной обусловленности возникновения  расселения, его функционирования и  развития;

• определение его функций, роли в обществе;

• установление изменений  этой роли в связи с переходом  от одной формации к другой;

• выяснение влияния расселения,

а также социальной, производственной деятельности людей на окружающую среду.

Город - это качественно новые формы объединения людей на базе общественных отношений. Отделение города от деревни основывается на изменениях в производстве и имеет собственное содержание. Промышленные виды труда иным образом связаны с природой, чем сельское хозяйство. С процессом отделения города от деревни связано и разделение труда на физический и умственный. Социология деревни представляет собой изучение сущности и особенностей сознания крестьянства как крупной социальной группы общества, его поведения в условиях специфической жизни, обусловленной близостью к природной среде, характером производственной деятельности и повседневного быта. Социология города и деревни имеет много общих моментов. Важнейшими из них являются разработка основных методологических принципов исследования города и деревни как целостных систем.

В круг проблем  социологии города и деревни входят:

• определение места в  обществе и системах расселения;

• основные причины появления  и факторы, влияющие на их функционирование и развитие;

• социальная структура населения;

 • особенности городского  и сельского образов жизни; 

• связь с окружающей географической средой;

• городское и сельское управление и проблемы возрождения  традиций самоуправления;

• социальные факторы и  следствия миграции населения (село-город, город-село) и др.

Особая категория в  социологии расселения - агломерации. Это система городских и сельских поселений, образуется на базе использования  природных ресурсов. Агломерации - это самые развитые системы поселения и основаны на:

• производственно-технологических  связях;

 • трудовых межпоселенных  связях;

• организации образования  и отдыха населения.

 Сложности, возникающие при управлении агломерациями:

 • нерациональное использование  окружающей среды; 

• проблемы экологии;

 • стихийное градостроительство  и др.

 

25.Прикладные социологические исследования: понятие, виды и основные этапы.

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Социологические исследования подразделяются по многим основаниям, и поэтому могут быть предложены различные их типологии и классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания различают исследования и эмпирические (конкретные). В зависимости от того, проводятся они однократно или многократно, социологические исследования подразделяются на разовые и повторные. По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.

 

26.Программа и план в социологическом исследовании.

Социологическое исследование– это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные сбор, измерения, обобщения, анализ социологической информации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней.  
Программа исследования – это изложение его теоретико - методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов). 
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта (А.И. Шикун). 
Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:  
а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере. 
б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.  
в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования. 
Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы: 
1. Что надо делать? 
2. Чем выполнить задуманное? 
3. Как выполнить задуманное? 
Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения выделим наиболее часто используемых два типа исследований: 
1.Теоретико-прикладные исследования, цель которых – содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее. 
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Эти исследования, иногда называемые социально-инженерными. (В некоторой литературе они рассматриваются как конкретное социологическое исследование (КСИ), конечная цель которого – практическое решение социальных проблем, связанная с управлением определенными социальными процессами, а также их прогнозированием и планированием).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"