Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по социологии.docx

— 285.28 Кб (Скачать файл)

 

27.«Понимающая» социология М. Вебера.

Макс Вебер (1864-1920)  - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер, тем не менее, разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира. Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов его  теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в  обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Вебер ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип. Он утверждал, что мы говорим о предпринимателе, рабочем или короле как о типичном (среднестатистическом) представителе данного слоя. Однако в реальной жизни «предпринимателя» или «короля» вообще не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

Вебер детально анализировал отношения  власти, а также природу и структуру  организаций, где эти отношения  проявляются наиболее ярко. Идеальным  механизмом воплощения и поддержания  отношений власти в организации  он считал бюрократию (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит: господство канцелярии) - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса  Вебера не только достаточно четко  был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для  ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. 

 

28.Анализ документов как метод социологического исследования.

Анализ документов - важная область социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе.

Документы можно классифицировать по разным основаниям: письменные (вербальные и статистические), фонетические, иконографические - по способу фиксации информации. По статусу источника документы  делятся на неофициальные и официальные, по критерию авторства - индивидуальные и коллективные, по опосредованности - первичные и вторичные, по спонтанности появления - на заданные и самопроизвольные.

С целью преодоления субъективизма  в подходе к документам, был  разработан контент-анализ. Контент-анализ - это метод качественно-количественного  анализа массива документов с  целью получения информации о  объективной реальности. В тексте выделяются ключевые понятия. Элементами контент-анализа являются: отдельное слово, суждение, персонаж. Потом определяют частоту их повторения. Существуют разные способы для анализа документов.

Главным инструментом социологического анализа является статистика и использование  ЭВМ, существует множество универсальных  статистических пакетов программ для  социолога.

Часто для решения конкретных управленческих задач, для анализа конкретной проблемной ситуации применяется оперативное  социологическое исследование, которое  сразу же должно дать способы решения  данной проблемы.

 

29.Опрос как метод социологического исследования. Виды опроса. Возможности и ограничения опросного метода.

Социологический опрос — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин. Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой, в-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека. В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных исследований. В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке, полученной с его помощью социологической информации.

 

30.Наблюдения как метод социологического исследования.

Наблюдение в  социологии - метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяется в сочетании с другими методами сбора информации. Наблюдение - это один из основных способов сбора данных, в, который либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методов, либо применяется на заключительной стадии массовых исследований для уточнения и интерпретации основных выводов. Практика подтверждает принципиальную способность данного метода давать объективную информацию, и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности результатов.

 

В целях получения  объективной информации об изучаемом  социологическом явлении или  факте используются следующие способы  контроля:

• наблюдение за наблюдением,

• контроль с помощью других социологических методов,

• обращение к повторному наблюдению,

• исключение из записей  оценочных терминов и т. п.

Таким образом, социологическое  наблюдение считается достоверным, если при его повторении в тех  же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты.

 

 

31.Фокус-групп как метод социологического исследования.

В более или менее современном  виде фокус-группы известны с конца  войны (Мертон, «Фокусированное интервью», изучал влияние пропаганды).

Фокус-группа – качественный метод сбора информации, нестандартизированная методика, максимум полуформализованное интервью.

Зачем нужны фокус-группы?

  1. Получение предварительной информации по интересующей теме
  2. Выработка исследовательских гипотез
  3. Изучение субъективного восприятия каких-либо объектов

Фокус-группы НЕ нужно использовать:

  1. Для получения статистических данных
  2. Если тема не нуждается в групповом обсуждении
  3. Если по результатам надо принять решение

Фокус-группа – сообщество людей, объединенных в группы по каким-либо критериям, в результате дискуссии которых продуцируются данные, имеющие качественный хараткер.

Методологические принципы фокус-групп. Их два:

  1. Сбор данных происходит в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния участников. (Тут надо помнить про эффект эхо – когда первый что-то умное сказал, а потом все это так или иначе повторяют)
  2. Анализ результатов и интерпретацию нужно проводить с учетом этого взаимовлияния.

Особенности фокус-групп.

  1. Создают относительно реальную ситуацию, в которой взаимодействие людей максимально естественно
  2. Возможность использования гибкого формата ведения дискуссии
  3. Позволяют получить интерпретированную понятную информацию
  4. Относительно низкая стоимость
  5. Предоставляют возможность получения достаточно быстрого результата
  6. Позволяет охватить большее число людей при тех же ресурсных затратах
  7. Наличие транзакции респондент-респондент
  8. Возможность наблюдения невербальных реакций респондента
  9. Возможность прямого наблюдения заказчика за процессом сбора информации

Фокус группа  – качественный метод исследования рынка в котором группа из 8-10 человек со сходными демографическими характеристиками, установками, моделями потребительского поведения ведет двухчасовую беседу под руководством специально обученного модератора.

Этапы организации фокус-группы.

  1. Определение проблемы, формулировка основного исследовательского вопроса
  2. Дизайн выборки и подготовка инструментария
  3. Тестирование гайда
  4. Набор участников (рекрутмент)
  5. Проведение запланированной серии групп
  6. Подготовка транскрипта, анализ и интерпретация полученных данных
  7. Написание отчета

Заранее надо определить:

  1. Характеристики участников
  2. Сроки и время проведения
  3. Географическое распределение и число фокус-групп
  4. Информация, необходимая для написания гайда
  5. Тип отчетного документа
    1. Устный отчет
    2. Краткий письменный отчет
    3. Подробный письменный отчет
    4. Устное выступление с презентацией

 

32.Обработка, анализ и использование данных социологического исследования.

Заключительный этап эмпирического  СИ предполагает обработку, анализ и  интерпретацию данных, получение  эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этап обработки  данных включает в себя поочередно следующие меняющиеся действия. 1. Редактирование информации. Основное назначение этого  шага состоит в проверке, унификации и формализации той информации, полученной в ходе исследования. В начале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. От характера заполненности  анкет зависит качество первичной  социологической информации, а, следовательно, достоверность выводов и обоснованность практических рекомендаций. Поэтому  до начала кодировки открытых вопросов анкеты осуществляется их проверка на полноту и точность заполнения. Если в опроснике отсутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, то такие опросники следует исключить. При контроле анкет целесообразно  проверить их и на предмет наличия  противоречивых ответов на вопросы 2. Затем информация кодируется, то есть переводится на язык формализованной  обработки и анализа. Поскольку  вопросы получили форму индикаторов  в процессе операционализации, необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая  бы отвечала на вопросы исследования. 3. После того, как составлена картина  ответов на все вопросы анкеты, можно приступать к составлению  таблиц взаимной сопряженности между  ответами на различные вопросы. Осуществляется статистический анализ. В ходе статистического  анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые  позволяют социологу сделать  определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического  анализа социологи используют различные  математические методы, позволяющие  полно и всесторонне анализировать  собранную информацию. В современной  социологии для этой цели активно  применяются ЭВМ, программы математико-статистической обработки. 4. Полученные с ЭВМ, сведенные  в таблице или отображенные при  помощи графиков и рисунков результаты СИ, являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере  и признаках изучаемого явления. Сама процедура всестороннего и  правильного объяснения этих социологических  данных называется социологами интерпретацией. Она состоит в превращении  социологических данных в показатели. Эти показатели уже не просто какие-то числовые величины, а социологические  данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными  замыслами исследователя, его знаниями, опытом. Далее дается сама оценка полученных данных, указываются ведущие тенденции  в результатах, объясняются предположительные  причины ответов. Полученные данные сопоставляются с гипотезами, и устанавливается, какие гипотезы подтвердились, какие  нет. На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчетов, приложений к нему и аналитической справки. Отчет  включает обоснование актуальности исследования и его характеристику; анализ эмпирического материала; теоретические  выводы и практические рекомендации. Социологические исследования являются одним из самых точных инструментов измерения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"