Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_sotsiologia_semi.doc

— 752.00 Кб (Скачать файл)

1. Религиозные вероучения в формировании брачных и семейных отношений. Ислам привнес в жизнь народов новый образ семьи, утвердив в поколениях бережное отношение к семейным ценностям. Исламская доктрина отвела важнейшее место в семье мужу и жене, определила образ семейных взаимоотношений, обязанности супругов друг к другу, а также к детям и обязанности детей, в свою очередь, к родителям. Ислам, как известно, очень трепетно, бережно и заботливо относится к семье. Ответственность за крепость и счастье супружеского союза, согласно канонам этой мировой религии, возлагается как на женщину, так и на мужчину. Особое значение ислам отводит детям, детству, правам детей. Согласно его постулатам, проявление внимания к детям важно потому, что именно подрастающее поколение является в будущем созидателем общества, хранителем и защитником веры и своего Отечества. Согласно учению, которое свято чтут последователи веры Пророка, «чада должны вырасти в достатке и благости». Ислам не одобряет безбрачия. Согласно преданиям, некоторые единомышленники Пророка в их рвении к богослужению хотели одеться в грубые одежды, поститься и вообще отказаться от интимных отношений. Мухаммед, узнав об этом, рассердился и сделал им выговор. После чего правоверные начали называть брак священным союзом, который необходимо беречь. Важно знать и отношение ислама к такому явлению в семейной жизни, как развод. Развод не только не одобряется, но и считается «ненавистным для Аллаха». Согласно исламу, развод может быть допущен по ряду причин, в силу исключительной необходимости и востребованности. По Корану, оба пола – женщины и мужчины – наделены равными правами. Так, в хадисе Пророка говорится: «Мужчины и женщины – равные половины». К сожалению, надо отметить, что многим правоверным вышесказанные догматы незнакомы. А, как известно, незнание человеком этих подходов в вероучении приводит к семейным трагедиям. В христианской религии в осмыслении понятия семьи аккумулируется христианское представление о мире как общем доме, созданном Отцом (Богом), сохраняемом Матерью (Богородицей – матерью всех, верующих в спасение Ее Сына), населенном братьями и сестрами. Православные христианские семейные ценности поддерживались и контролировались церковью (отцом-священником) и супругами (родителями). Христианство предложило людям высокую нравственную планку, препятствующую распространению греха и порока, утвердив уникальность каждой семьи. Христианство возносит семью до высот богочеловеческого общения. Оно относится к семье как к малой Церкви. Как Церковь есть общество верных, объединенных любовью к Христу, так и семья – община мужа и жены, их чад, соединенных взаимной любовью, преданностью, жертвенностью и ответственностью. Муж в семье, как Христос в Церкви – добрый, кроткий, но в то же время взыскательный пастырь.

 

2. Любовь, добродетель, целомудрие как нравственные категории в истории совершенствования супружеских отношений. Одно  из нравственно – эстетических чувств, которое выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче – это чувство любви. Семья начинается с любви двоих, любви, целью которой является не эгоистическое удовлетворение, а радость, основанная на радости другого человека, когда любящий испытывает счастье, доставляя удовольствие любимому. Такая способность любить зависит от способности к сопереживанию, от умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, умения заботиться о нем. В совместной жизни многое зависит не только от взаимности любви, но и от нравственной, психологической, сексуальной и даже бытовой культуры партнеров. Целомудрие – это уклонение от всякого рода блудных дел и отвержение всего того, что их провоцирует, в том числе блудных помышлений и мечтаний. До брака и вне брака целомудрие связано с хранением девства, а в браке – с хранением супружеской верности. Целомудрие в браке – это верность супругов друг другу и отсутствие излишеств в их сексуальной жизни. Доброде́тель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона. Ведическая литература утверждает, что женская добродетель в отношении к супругу должна включать следующие элементы: 1. Служение жены мужу. 2. Доброжелательное отношение к мужу, уважение и почтение. 3. Налаживание отличных отношений с друзьями и родственниками мужа. 4. Разделение взаимных обетов с мужчиной. 5. Верность в супружеской жизни.

 

3.  Интеграционная сущность и междисциплинарный характер учебной дисциплины «Социология семьи». Уяснение предмета социологии семьи в сравнении с подходами других соц  дисциплин неизбежно связано с рядом нерешенных вопросов, поскольку направленность социологии на изучение закономерностей «социальных изменений семьи..», на изучение уникальных ее функций, на анализ семьи как первичной группы взаимодействующих личностей и т.д. неизбежно сталкивается с тем, что все эти области исследований так или иначе, но рассматриваются смежными дисциплинами. То же можно сказать и о методах подхода социологии семьи к измерению  наблюдаемых явлений- многие из них давно взяты на вооружение представителями родственных отраслей соц знания. Даже самый популярный признак социологии-метод  опроса присущ этнографии, демографии. Умение конструировать многочисленные теоретические объяснения регитрируемых фактов, различные мини-теории семьи отнюдь не отличительная особенность социологического мыщления,это свойственно и другим смежным наукам,например этнографии и истории,тем более психологии. Отличие соц семьи от смежных социальных наук выявляется благодаря выхватыванию семейных отношений.Например родство устройств единства специфических для семьи взаимоотношения и объявления этих отношений как бы самостоятельными объектами каких либо специальных дисциплин.

 

4. Социология семьи как специальная социологическая концепция. Соц семьи рассматривается в широком смысле как соц наука о семье и является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издавна все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейной ролевой организацией, интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождались интересом к браку, родству как к специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколения. С.с в узком смысле как часть общей социологии , как теория среднего уровня рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры, согласовывая  действие группы людей (семья).С.семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей связанная семейными родственными отношениями образуют ту часть реальности которая изучает соц семьи фокусируя внимание на совместные жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни. Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности соц семьи  не остается безразличной к индивиду , но рассматривают его как члена семьи как составную часть такого целого кот не сводится к отдельной личности. С.семьи пересекается соц личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социо-культурных внутри семейных ролей, сквозь призму сем принадлежности личности. В соц семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена ,  как мать или отец,  Как брат или сестра, как сын или дочь. Отличие соц семьи от смежных социальных наук выявляется благодаря выхватыванию семейных отношений.Например родство устройств единства специфических для семьи взаимоотношения и объявления этих отношений как бы самостоятельными объектами каких либо специальных дисциплин.

 

5.Основные методы и технологии сбора информации по проблемам семьи и брака. Опрос Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения. Интервьюирование разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Анкетирование. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. анкета-интервью «Вы вступаете в брак» (В.А. Сысенко) – позволяет выявить мнение вступающих в брак о различных проблемах, с которыми сталкиваются невесты. Анкета-интервью – хороший инструментарий для работы психолога ЗАГСа, центров молодежи и т.д.; тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф. Юнда) – помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений; методика определения психологической совместимости в браке (Ю.А. Решетняк, Г.С. Васильченко) – модифицированный вариант теста Т. Лири. Несовместимость супругов хотя бы на одном из четырех уровней супружеских отношений – психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом, социокультурном может привести к дисгармонии супружеских отношений. С помощью этой методики практический психолог прогнозирует степень совместимости будущей супружеской пары на психологическом уровне. Методика может быть использована также в целях оптимального подбора пар для знакомства и потенциального супружества. Прогноз совместимости будущей супружеской пары строится и на основании результатов опросников, диагностирующих динамические особенности личности. Тестирование. Экспертный опрос. Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. Анализ документов. Наблюдение Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода. Стандартизированная техника наблюдения предполагает: наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; наличие инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений. Вторая разновидность методики наблюдения - неструктурированное, или не стандартизированное  наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

 

6. Проблематика социологических исследований семьи. Эволюционный подход к изучению семьи. В эвол с семьи выделяют следующие 3 периода : 1. сер 19в до 1917 года . 2. с начала 2 до сер 50г. 3. сер 50 до настоящего времени. Становление соц семьи как соц дисциплины произошло не одномоментно как и за рубежом первоначально в центре внимания находились вопросы происхождения семьи. Ученые внесшие заметный вклад в становление соц семьи отличалась не только подходом своих поисков. Но так же своими идеями и политическими взглядами, среди них в первую очередь заслуживают внимание философы публицисты такие как Соловьев, Фет, Белый , Булгаков, Ильин. Эволюционный подход к изучению семьи : 1.почти у всех исследовательских народах счет родства по матерее предшествует счет родства по отцу. 2.на первичной ступени половых отношений на ряду с временем моногамическими отношениями господствует широкая свобода брачных отношений, которая является характерной для данной эпохи. 3.эволюция брака состояла ни в чем ином как в постепенном ограничении этой свободы половой жизни или выражаясь иначе, постепенном уменьшении числа лиц на ту или иную женщину или мужчину.  Функциональный подход к изучению семьи направлен на поиск того общего,что присуще разным типам семей в ходе истории, однако концентрирует внимание не только на универсальности семьи,но исторических формах реальзации идеи семьи, но  сосредоточен более на самой семейной домашней жизни, на социокультурных функциях семьи как соц иального феномена и на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Э. Дюркгейм как отец функционализма непосредственно повлиял на поиск присущих семье механизмов солидарности  и сплоченности, концентрируя внимание на роли каждого члена семьи в семейной жизни,на роли мужчин и женщин в семейной аномии- специфическом виде нарушения семейного равновесия в связи с разводом, свойственного прежде всего мужчинам и проявляющегося в самоубийствах мужчин(женщины по его мнению меньше подвержены суициду). Дюркгейм рассматривал параллелизм разводов и самоубийств, поскольку одно и другое  имеет одну и ту же причину-разрешение социальных норм. В 19 веке возникает прикладное,или эмпирическое изучение семьи, акцентирующее внимание на эмоциональной близости членов семьи,на их потребностях и влечниях, что призвано раскрыть опору сплочения отдельных семей и самого института семьи. Речь идет об изучении семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада. Французский социолог  Ле Пле в качестве эмпирического метода исследования избрал  анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия семейной жизнедеятельности, организация которых зависит от структурных изменений семьи, связанных с воспитанием детей. Приступая к изучению  жизни семьи  Ле Пле прежде всего стремился установить известный круг предварительных сведений, характеризующих как саму изучаемую семью, так равно и соц.условия, в которых она существует. Прежде всего он стремился установить характеристику того района, в котором живет семья, условия труда, религиозный и бытовой уклад семейной жизни, ее санитарное состояние и то социальное  положение, которая семья занимает в округе. Затем он переходит к общему анализу средств существования, описанию имущества, заработка основного и вспомогательного. Далее  общий обзор распорядка дня-временни, способах питания, устройства жилища, мебелировки, деталей одежды и т.п. И наконец исследует в пределах возможного историю, происхождение семьи, характеризует каждого члена семьи. Берджесс рассматривал семью как «единство взаимодействующих личностей». Изучение семьи «под микроскопом» исходит из анализа  сил сцепления, сплоченности, устойчивости семейной группы  в изменяющихся обстоятельствах. Важно выявить особенности семейной семейной организации, позволяющие видеть как семьи решают сугубо личные проблемы,характерные для первичных семейно-родственных групп. Межличностные коммуникации и межличностное согласие, близость, единство- основные пременные, изучению которых придается большое значение в рамках группового подхода. Берждесс положил начало продольному лонгитьюдному исследованию семейных групп, внес временное измерение семейных отношений, что способствовало систематическому интересу к семейным процессам,жизненному цикелу семьи.

 

7. Сущность понятия «семья»: фактологический и логический подход, Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. Семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А. Г. Харчев).

 

8.  Диалектическая трактовка Кантом проблем брака и семьи. И Кант, и Фихте рассматривали проблемы брака и семьи исходя

из теории естественного  права. Естественное право – распространенная концепция, совокупность принципов, прав и ценностей, которые, с одной стороны, предопределены естественной природой человека, а с другой стороны, независимы от государства и конкретных социальных условий. Методологическим основанием подхода к изучению семьи и брака с позиций естественного права явились убеждения в извечности частной собственности и идея общественного договора. Брак рассматривался теоретиками естественного права как нравственно-правовой институт. Влечение между полами облагораживается исключительностью и должно регулироваться правовыми законами. Неравноправное положение мужчины и женщины сторонниками естественного права оправдывалось естественным превосходством мужчины, при этом полностью игнорировалась социально-экономическая природа полового неравенства. Естественно-правовая концепция брака и семьи выражала идею буржуазной моногамии. Она полностью сохраняла собственнической индивидуализм, двойную мораль и двойные половые стандарты. Теория естественного права применительно к брачно-семейным отношениям сыграла важную роль в изменении общественного мнения в отношении брака и семьи. Благодаря распространению данной теории, брак стал постепенно осознаваться как личностный союз. Не божественное предназначение («браки совершаются на небесах»), а человеческая избирательность лежит в основе брака. Брак постепенно был выведен из ведения Церкви, превращен из священного таинства в договор людей. Несмотря на общность взглядов Канта и Фихте в их концепциях брака и семьи есть существенные различия. Характерной особенностью понимания брака по Канту является то, что брак состоит их двух элементов равной значимости. Первое: фактическое сожительство не является браком, поскольку оно не закреплено законом. Второе: но и один брачный договор сам по себе ничего не стоит (фиктивный брак не является браком). Без согласия сторон и доброй воли мужчины и женщины брак существовать не может. Это согласие должно быть полным и добровольным. Вступление в брак должно быть осознанным поступком, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины. Половое общение составляет особый аспект брачного общения, оно завершает и утверждает союз. Согласно Канту правомерным и моральным может быть только моногамный брак. Кант пишет и о вещном характере в семейных отношениях, что может проявляться, например, в том, что если один из супругов ушёл от другого, то второй вправе его вернуть, словно вещь. Кант оправдывал необходимость полового неравноправия тем, что мужчина опирается на свое право более сильного. Благодаря своей природной физической силе, мужчина является «в доме повелителем». Относительно женщин Кант придерживался мнения об их гражданской несостоятельности, считая женщину «домашним животным». Согласно Канту, человек должен определять свои отношения с представителем другого пола по правилам практического разума. Он не должен подобно животному следовать своим инстинктам. Кант вводит понятия обязательства, долга, целомудрия, распутства. По его мнению, брак не может быть основан на чувстве любви. Создание брака на половом влечении недопустимо, так как это унизительно для личности. Деторождение, как цель природы, не может служить основанием законности союза между женщиной и мужчиной. Но что же тогда может быть основой брака? Кант определяет брак как «соединение двух лиц разного пола ради пожизненного обладания половыми свойствами друг друга», или «половое общение по закону», т.е. юридический договор. Такое поистине революционное определение Кантом брака как правового договора способствовало формированию нового отношения к нему со стороны общества, которое стало переосмысливать феодально-религиозные догмы, существовавшие в сфере брачно-семейных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"