Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по социологии.docx

— 285.28 Кб (Скачать файл)

 

40.Политическая социология как социология среднего уровня.

Политическая социология в той или иной мере связана  с функционированием политических институтов, концентрируют внимание на восприятии населением власти и  различных форм ее существования  и развития. Политическая социология объясняет эти явления с позиций  политического сознания и политического  поведения как всего населения, так и различных социально-классовых  групп. Современная политическая социология стремится преодолеть ранее существовавшее противопоставление государства и  общества: государство рассматривается  как один из политических институтов, а политические институты как  разновидность социальных институтов, взаимоотношения внутри их и с  другими институтами всегда в  той или иной мере имеют политическое звучание. Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или  иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе групп  и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом  или ее какого-то элемента. Она позволяет  выявить социальные факторы, как  способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и  вызывающие различного рода “дисфункции”, срывы, напряженность, политический экстремизм в тех или иных формах, политические риски. Политическая социология, как  всякая иная наука имеет свою структуру. Схематично ее можно представить  как совокупность нескольких разделов: исторического, общетеоретического и  специализированных.

 

41.Теория классов и классовых отношений в социологии.

В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее  место индивидов и социальных групп в общественной системе, пр. всего в системе общественного  производства. Основным критерием выделения  класса считается собственность  на средства производства. Все классовые  системы характеризуются наличием двух основных классов - эксплуататорского  и эксплуатируемого. Отношения м. ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными  классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс К. выделял понятия "класс  в себе" - это класс, члены которого ещё не осознали своих общих классовых  интересов, и "класс для себя" - класс, выработавший классовое самосознание. Т.о., в марксизме классы - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа  и в настоящее время остается одной из самых влиятельных. В  рабовладельческом обществе - рабы и рабовладельцы, при феодализме - крепостные и феодалы, в капиталистическом  обществе - пролетариат и буржуазия. Противоречия м.классами приводят к  классовой борьбе, которую марксистская теория считала движущей силой развития общества, так как интересы классов  несовместимы, и их может разрешить  только лишь социальная революция. Марксизм рассматривал историю с позиций  классовой борьбы. Веберовская теория классов альтернативна марксизму. Вебер М. рассматривал классы как  социальные группы, выделяющиеся в  экономической иерархической структуре, т.е., как и у Маркса, классы у  Вебера - это "экономические классы". Однако отношение к собственности  в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных  шансах на рынке товаров и рынке  труда. класс, по Веберу, является категория  людей, разделяющих сходные "возможности  жизни", пр. всего перспективы  социальной мобильности, возможности  выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции  является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому  Вебер выделял четыре "экономических  класса" - класс собственников; класс  интеллектуалов, администраторов и  менеджеров; мелкобуржуазный класс  мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый  конфликт может возникать м. любыми из этих групп, а не только м. рабочими и капиталистами. Помимо экономических  факторов Вебер выделял и др. факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших  он отмечал власть и престиж. Поэтому  помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе др.иерархических  структур и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах. В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения класса. Класс и классовый  тип социальной стратификации рассматриваются  как имеющие ограниченное историческое значение - только в современном  индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный  источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчёркивая то обстоятельство, что  классы перестают определять характерный  для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние  классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классы, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

 

42.Социальный статус и его виды.

Статус- это положение человека в социальной структуре общества (группы), место в системе общественного разделения труда, связанное с другими статусами социальными функциями,  взаимными правами и обязанностями.

Социальный статус — положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Разновидности


Социологи различают:

  • прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус — статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость


Несовместимость статусов возникает  при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру  приходится идти в рэкетиры, министру — участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

 

43.Этническая социология как социология среднего уровня.

Этническая социология- часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория - это теория среднего уровня. В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатываются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отношений. (Подробнее об этом рассказывается в специальных разделах книги.) В целом внутренняя интегрированность этносоциологического направления в социологии заметно усилилась.

Этносоциология (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Основные темы, разрабатываемые  этносоциологами:

  • влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;
  • использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;
  • социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;
  • межэтнические конфликты;
  • национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;
  • этноязыковые процессы, в том числе билингвизм.

 

 

 

 

44.Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).

Социология как система  знаний не может развиваться и  выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Рассмотрим некоторые  аспекты этого взаимодействия.

Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные  отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает  ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более  конкретный анализ, на исследование сложной  и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.

История и социология. Между  данными науками существует множество  точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения  и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как  мы вновь и вновь убеждаемся, чревато  большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить  эволюцию субъективно-объективных  связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно  лишь совместными усилиями истории  и социологии. Пример разобщенности  этих наук, отсутствие чувства историзма - перенос методов и принципов  классовой борьбы ХIХ - первой трети  ХХ в. на вторую половину нынешнего  столетия. Точно так же неверно  судить о процессах и событиях того времени с точки зрения сегодняшних  норм и ценностей.

Социология и экономическая  наука. Материальное производство, экономическая  деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с  теорией этой деятельности - экономической  наукой. Радикальные сдвиги в средствах  труда, изменения в связи с  этим места и роли человека в производственном процессе - все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения  и отношений.

Сама же трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа, что  исследуется социологией. Так, например, в развитых странах мира уже давно  и прочно связывают повышение  производительности труда с ростом потребностей работника, усилением  его заинтересованности в результатах  деятельности, с формированием человеческих отношений и т.д. Речь, следовательно, идет о развитии работника не просто как исполнителя, носителя определенных производственных функций, а как  субъекта целостной сознательной деятельности, включающей и целеполагание, и осуществление  целей, и поиск оптимальных путей  их достижения, а также постоянную корректировку самой себя.

Социология и политология. Исследуя людей и общности как  объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским  обществом. Политология же изучает  политическую жизнь. Ясно, что между  данными науками существует взаимодействие. (Не случайно на их стыке возникла особая дисциплина - политическая социология.) Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно  лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без  того воздействия, которое оказывают  на него политические структуры и  различные режимы.

Таким образом, частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают  отдельные сферы и стороны  жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии же они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и  средства социальной деятельности, поведения  и отношений. Здесь, следовательно, они включаются в новые связи  и отношения, приобретают характер элементов общества как социальной системы, сориентированной на воспроизводство  определенных типов личности как  субъектов деятельности. Поэтому  важно не только видеть специфику  каждой из наук, но и интегрировать  их, иметь более или менее целостное  представление о системе социально-гуманитарного  знания. В этой системе социология занимает особое место. Раскрывая законы социальной деятельности, отношений  и поведения личности и различных  общностей, она способствует формированию адекватных реальности и вместе с  тем гуманистических ценностей  и социальных установок, норм и принципов  жизни.

Социология - это широкое  окно в реальный мир. Чем внимательнее мы вглядываемся в него, тем лучше  понимает себя и окружающих, тем  глубже осознаем, что нужно менять в обществе и каким образом  это можно сделать посредством  собственных усилий.

 

45.Общественное мнение: понятие, сущность. Причины формирования и проявления общественного мнения.

Общественное мнение - совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни. По этому поводу можно высказать следующие предположения: во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей; во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности; в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным; в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия; в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений. ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения: 1. Рождается 2. Достигает определенной степени развития 3. "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"