Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 07:40, шпаргалка

Краткое описание

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт
Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социо ответы.docx

— 92.35 Кб (Скачать файл)

1.Семья  как социальный институт

В большинстве примитивных обществ  семья - это единственный реально  функционирующий институт

 Структура семьи. семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

мы прежде всего представляем себе мужа, жену и их детей. Такая форма  организации семьи называется супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей.

Формы брака. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения л семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией.

Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство.

Развод. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон.

Функции семьи. 1. Функции сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. 2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья.

4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. 5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. 6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. 7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальные институты

социальный институт —  это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под общественными  ценностями понимаются разделяемые  идеи и цели, под общественными  процедурами - стандартизованные образцы  поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение  осуществляется и удерживается в  определенных рамках. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается  бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Зарождение и гибель социального  института хорошо просматриваются  на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII в. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и  религиозные.

в каждый институт входит много групп  и ассоциаций, определяющих институциональное  поведение. Например, институт семьи - это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных  малых групп - конкретных семей. Институт образования реализуется через  коллективы школ и других учебных  заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается  институтом, а прихожане отдельной  церкви - ассоциацией. Следовательно, институты  и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью  отделять друг от друга эти понятия  и изучать их раздельно.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также  развитом социальном контроле за их исполнением.Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Исходя из этого институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать и направлении удовлетворения некоторой общественной потребности

Процесс институционализации, т.е. образования  социального института, состоит  из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение  которой требует совместных организованных  действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм  и правил в ходе стихийного  социального взаимодействия, осуществляемого  методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных  с нормами и правилами;

5) институционализация норм и  правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций  для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов  и ролей, охватывающих всех  без исключения членов института.

Индивидуальные роли в  институциональном поведении. Институционализированная роль это наиболее постоянная и данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Отклонение от таких ожидаемых ролей опасно, а потому социально осуждается.

Рассмотрим подробнее некоторые  институциональные признаки.

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема "альма-матер". Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс - лишь часть  общего поведения, создающего институциональную  роль. Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм.

Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие  внутри него, так взаимосвязаны, что  невозможно предвидеть последствия  каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом (183, с. 19-84).

Люди со значительными и высокими институциональными ролями часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые  могут повлиять на их деятельность и на деятельность связанных с  ними людей. В качестве положительного примера использования латентных  функций в американских учебниках  чаще всего приводится деятельность Генри Форда - основателя кампании, носящей его имя. Он искренне ненавидел  профсоюзы, большие города, крупные  кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в  обществе он более чем кто-либо другой стимулировал их развитие, понимая, что  латентные, скрытые, побочные функции  этих институтов работают на него, на его  бизнес. Однако латентные функции  институтов могут как поддерживать признанные цели, так и превращать их в неуместные. Они могут даже приводить к нанесению значительного  ущерба нормам института.

Явные функции социальных институтов. 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. 2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. 3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Всякая интеграция в институте  состоит из трех основных элементов, или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. 5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Наиболее выпукло существование  латентных функций институтов показано Т. Вебленом (22, с. 141-142), который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный "кадиллак" потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

 

 

 

3.Социальная стратификация

Стратификация – это иерархически организованная структура социального  неравенства, которая существует в  определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Социальная стратификация - это описание социального  неравенства в обществе, его деление  на социальные слои по доходам, наличию  или отсутствию привилегий, образу жизни.

      В случае первобытного  общества то неравенство было  не столь значительным, и в  силу этого явление стратификации  почти отсутствовало. С тем  как общество развивалось - неравенство  только росло и росло. В сложных  обществах оно поделило людей  по уровню образования, доходам,  власти.

      бедняки имеют  самую низшую ступеньку, средний  класс населения - среднюю, а  богатый слой - верхнюю. 

      Неравенство или  стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого  общества. Ее начальная форма  уже присутствовала при первобытном  ладе. Ужесточение стратификации  произошло в период создания  ранних государств за счет  создания нового класса - рабов. 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"