Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:13, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по социологии.docx

— 285.28 Кб (Скачать файл)

 

  1. 8. Социологическая мысль в России конца XIX – начала  XX в. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.

Анархизм А. Бакунина и П. Кропоткина Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторон-обоснованы в трудах русских мыслителей и  революционеров Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921). Они  в свою очередь опирались на труды  таких западноевропейских теоретиков анархизма, как Ш. Фурье, М. Штирнер  и П. Прудон. Как считал Бакунин, суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из центральных идей анархизма - идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. «Оставьте людей совершенно свободными, - говорил Ш. Фурье, - не уродуйте их . не бойтесь даже их страстей: в обществе свободном они будут совершенно безопасны»  . Исходя из того, что личность должна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать, Бакунин в то же время указывают на «всецело социальный» характер свободы, ибо она может быть осуществлена «только через общество» и «при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми»   . Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека, что и определяет реальные возможности его социальной свободы. Но есть и другие проявления свободы человека, а именно «бунт против всякой власти - божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность»    . Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ н существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит весьма актуально. Государство, по Бакунину, - это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается «законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы». В конечном счете оно явно или неявно закрепляет «привилегии какого-нибудь меньшинства и реальное порабощение огромного большинства»     . Массы людей не понимают этого из-за своего невежества. Их же действительные интересы заключаются в устранении государства, которое их порабощает. На это и должен быть направлен их «справедливый бунт свободы». Восприняв ряд социалистических идей Прудона, Бакунин развил их в своей теории социализма и федерализма. Основные из этих идей сводились к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т. е. их свободного и равноправного союза . Социалист-анархист, по заявлению Бакунина, живя для самого себя, в то же время служит всему обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, но зато всегда очень человечен  . Такая вот занимательная характеристика свободного анархического социалиста.

 

  1. 9. Субъективный метод в социологии русского народничества. П. Лавров,  Н. Михайловский.

Заметное влияние на становление  и развитие общной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представит были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного  метода в социологии, который получил  всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. В развитии нравственного  идеала он видел «единственный смысл  истории» и «единственный закон  исторической группировки событий».Основную задачу социологии Лавров усматривал в изучении мотивов деятсти личностей  и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу  «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает  и группирует повторяющиеся факты  солидарности между людьми и стремится  открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также  условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей  и форм их общежития. Под солидарностью  Лавров понимал «сознание того, что  личный интерес совпадает с интересом  общественным». Солидарность -это «общности  привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и Деятельности людей. Главными факторами, направляющими  деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. Основным двигателем истории, по мнению Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составл  передовую часть интеллигенции. Разработку субъективного метода в  социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен, так как он не бесстрастный наблюдатель  и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно  оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Михайловский придерживался мнению о существовании правды-истины и  правды-справедливости. Он развивает  учение о двуединой правде, органически  сочетающей в себе объективную и  субъективную правду. Можно указать  на 2 основные стороны субъективного  метода в социологии. С 1-ой стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных  помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которых  говорил Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию  самого социолога, исследующее те или  иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен  на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т. е. такого общественного  устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять  свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Оба  этих мыслителя, выдающиеся представители  русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли  в России.

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Социологический неопозитивизм П. Сорокина.

 

Достойным продолжением развития социологической  мысли в России начала и работы выдающегося русского социолога  Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). Его социологические воззрения  формировались преимущественно  под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевского и Е.В. Де-Роберти - виднейшего российского представителя  психологического направления в  социологии. Не случайно первый том  задуманного Питиримом Сорокиным  многотомного труда «Система социологии», вышедший в Петрограде в 1920 г., был  посвящен его учителям Максиму Ковалевскому и Евгению Де-Роберти. Вскоре вышел  и- второй том этого труда, который  как бы завершал «русский» период научного творчества П. Сорокина.

 Опора на реальный опыт и научные данные - это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями данного направления. Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XX в. на новом уровне научных знаний.

Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.

Объектами изучения неопозитивистской  социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности.

 

12.Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

Неоднородность общества, его объективное  деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Согласно этой теории все общество делится на различные слои — страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация — это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или  политические взгляды, человек переходит  Из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность — это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно — из высшего слоя в низший.

Объективной основой существования  вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство  людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании  богатых и бедных слоев населения».

При этом люди, принадлежащие к  высшему слою в каком-то одном  отношении, обычно принадлежат к  тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских  прав и находятся в низших слоях  профессиональной иерархии. Таково общее  правило, хотя существует и немало исключений.

Как считал Сорокин, социальная мобильность  — такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так  и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как  «социальное пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие  и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.

Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917 г. в Петрограде вышла его книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последующих работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней — это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Однако этим экономическим содержанием проблема социального равенства не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство всех перед Законом, равенство для занятия публичных должностей, право на равные политические блага — избирательное право, свобода слова, печати, союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образований», без чего, по его мнению, вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве, система общества.

П. Сорокин был глубоко убежден  в том, что все возникающие  в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного  разрешения социальных противоречий и  предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп»

 

13.Социальная  стратификация и социальная мобильность  в современном российском обществе.

Особенности современной стратификации  российского общества невозможно понять, не зная предпосылок её формирования.

В период существования Советской  России основу теории социальной структуры  составляла схема В.И.Ленина, согласно которой в обществе существуют два  класса – эксплуататоры и пролетариат. Они различаются по: 1) месту в  исторически определенной системе  общественного производства; 2) отношению  к средствам труда; 3) их роли в  общественной организации труда; 4) способам получения и размерам той  доли общественного богатства, которой  они могли располагать. Эта схема  получила название "ленинская четырехчленка".1

Социальные различия между классами и слоями в советском обществе были меньше, чем в современном  обществе. Социальное неравенство не воспринималось так остро. Конечной целью развитого социализма было формирование бесклассового общества. Однако на самом деле советское общество было сильно дифференцированно, только в условиях советской идеологии  критерии стратификации были несколько  иными, чем в капиталистических  странах запада. На первый план выдвигался не уровень доходов, а место в  партийной структуре (происходило  сращивание властных отношений с  отношениями собственности) и контроль над каналами распределительной  сети.

Верхушку общества составляла номенклатура – высшие партийные, военные и  государственные чины. В их руках  был сосредоточен властный ресурс, привилегии. Причем и внутри самой  номенклатуры существовала строгая  система рангов. Эта социальная группа не была закрытой, т.к. постоянно пополнялась  выходцами из других слоев. Особенно интенсивно данный процесс происходил в 30-е гг., когда многие важные посты  в стране занимали выходцы из простых  крестьянских семей. Особенностями  советской элиты были: номенклатурный характер, монолитность, иерархичность, рекрутация, высокая географическая мобильность, система ранжированных  привилегий, подготовка, внутренняя ротация.2 При М.С.Горбачёве принципы функционирования советской элиты были нарушены. Происходят перестановки, связанные с поиском сторонников – "кадровая мясорубка". Складывается не только новая система формирования политической элиты, но и новая система привилегий в экономической сфере. В результате монолитная советская элита разделилась на две группы: политическую (принадлежность определяется должностью, статусом) и экономическую, или бизнес-элиту (их влияние основывается на контроле над капиталом).3

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"